Глава 7. Поиск по названию

Определение. Соотношение названий, которые ищет читатель, и названий, занесенных в каталог, которым пользуется читатель для их поиска, называется отношением успешного поиска по названию.

Отношение успешного поиска зависит от двух факторов:

  • опыт читателя в пользовании каталогом,

  • качество каталога.

Цели. Индикатор определяет успех библиотеки в создании каталога как инструмента эффективного поиска читателем документа по его названию.

Анализ навыков читателя в пользовании каталогом дает информацию о корректности элементов библиографического описания, по которым ведется поиск, о знакомстве с различными видами каталогов, о знании правил каталогизации. Особенно явными этими проблемы становятся, когда речь идет об аспирантах или о студентах вечерней и заочной форм обучения. Соответственно, этот показатель является основанием для принятия решения о совершенствовании обучения пользователей.

Индикатор помогает также выявить следующие факты:

  • каталог является полным,

  • каталог имеет недостатки (например, отсутствующие перекрестные ссылки не дают читателю возможность легко найти интересующий его документ),

  • интерфейс электронного каталога (команды, справочная информация, пр.) является дружественным по отношению к пользователю.

Библиотеки с закрытым доступом к фонду в большей степени заинтересованы в изучении данного индикатора, чем библиотеки с открытым доступом к фонду, поскольку в первом случае всегда присутствует промежуточное звено в виде каталога между пользователем и интересующими его документами. Сравнение между библиотеками требует тщательного учета различий в правилах каталогизации и типах каталогов.

Индикатор может быть разбит на несколько, соответствующих различным пользовательским группам, таким как аспиранты, студенты, преподаватели.

Метод. Процедура аналогична процедуре при расчете доступности (см. индикатор №11). Пользователям, выполняющим поиск в карточном или электронном каталоге, задают вопрос о том, ищут ли они конкретную монографию или журнал. Им может выдаваться форма, на которой указаны следующие пункты:

  • статус (студент, аспирант, сотрудник),

  • элементы библиографического описания, используемые для поиска,

  • найден ли документ (полочный шифр) или нет.

Пользователей, когда они покидают библиотеку, просят сдать эти формы.

Информация о 200 названиях считается достаточной для получения достоверных результатов. Важно, чтобы эта информация не собиралась в начале учебного года или семестра, когда в библиотеку приходит много новых читателей, не знакомых с технологией поиска документов.

Как и при изучении доступности, учитываются и удачи, и неудачи при выполнении поиска. Для тех названий, которые не были найдены пользователем, поиск выполняет опытный каталогизатор. Его задача - выяснить причину неудачи: действительно ли это название присутствует в каталог, была ли ошибка совершена пользователем (ошибочные или неполные библиографические данные, невнимание к перекрестным ссылкам, пр.) или это ошибка библиотеки (отсутствие перекрестных ссылок, ошибочные точки входа в каталог, пр.)

Вычисление.

Уровень успешности поиска. Количество названий, которые были найдены в каталоге, поделенное на общее количество названий в выборке. Результат умножается на 100.

Уровень ошибок по вине пользователя. Количество названий, не найденных из-за ошибок при поиске, совершенных пользователем, поделенное на общее количество названий в выборке. Результат умножается на 100.

Уровень ошибок по вине библиотеки. Количество названий, не найденных из-за ошибок, допущенных библиотекой, поделенное на общее количество названий в выборке. Результат умножается на 100.

Интерпретация и возможные решения. Алфавитный каталог (автор/заглавие) является основным средством для поиска документов в хранилище. Любой документ, поступивший в библиотеку, но по той или иной причине не описанный в каталоге, можно считать потерянным, поскольку он может быть найден на полке лишь случайно.

Возможными причинами низкого уровня успешности поиска могут быть неправильность или неполнота точек входа каталога, отсутствие перекрестных ссылок или плохо читаемые каталожные карточки. Реакцией в данном случае должно быть повышение качества каталога, например, путем регулярной проверки по выборке из точек входа.

Более того, библиотека частично отвечает за высокий уровень ошибок по вине пользователя. Слишком сложная процедура поиска в OPAC или отсутствие экранов с помощью снижает уровень успешности поиска. Непростая ситуация с каталогом возникает на этапе перехода от карточного каталога к OPAC.

Библиотеку не следует обвинять, если названия не были найдены по причине фрагментарности библиографического описания, для которого даже OPAC не смог дать искомый результат.

Существует несколько решений для повышения уровня успешности поиска. Наилучшим вариантом, конечно, является использование простых, легко понятных для пользователя правил каталогизации. Существующие правила каталогизации, базирующиеся на национальных и международных стандартах, достаточно сложны, однако, они не могут быть существенно изменены. Таким образом, библиотекам следует сосредоточить свои усилия на обучении пользователей и на оказании им помощи в поиске следующими способами:

  • более четкое обозначение видов каталогов (если используются несколько каталогов),

  • более понятными текстами помощи и разъяснениями при работе с OPAC,

  • непрерывным обучением пользователей правилам работы с каталогами различных видов.

Дополнительная литература

Rosemary N. Chacra, Ann Irving. An Experiment in Academic Library Performance Measurement// British Journal of Academic Librarianship, 1991, 6.- p.13-26.
* F. Wilfrid Lancaster, Sharon L. Baker. The Measurement and Evaluation of Library Services. – 2nd ed. – Arlington, Vrg.: Information Resources Press, 1991.- esp.p.181-206.
Ben-Ami Lopetz. Catalogue Use in a Large Research Library// Library Quarterly, 1972, 42.-p.129-139.
Carol A. Seymor, J.I. Schofield. Measuring Reader Failure at a Catalogue// Library Resources and Technical Services, 1973, 17.- p.6-24.
Barbara M. Wildmuth, Ann L. O’Neill. The "Known" in Known-Item Searches: Empirical Support for User-Centered Design// College and Research Libraries, 1995, 56.- p.265-281.