Детальная информация

Название: Системы управления знаниями и применение онтологий: учебное пособие
Авторы: Кудрявцев Дмитрий Вячеславович
Организация: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Выходные сведения: Санкт-Петербург, 2010
Коллекция: Учебная и учебно-методическая литература; Общая коллекция
Тематика: Искусственный интеллект; Информационные технологии; знания; онтологии
УДК: 004.89(075.8)
Тип документа: Учебник
Тип файла: PDF
Язык: Русский
Права доступа: Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Ключ записи: RU\SPSTU\edoc\19880

Разрешенные действия: Прочитать Загрузить (26 Мб)

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Аннотация

Последовательно рассмотрены понятия знания, управления знаниями, системы управления знаниями. Представлен обзор современных методологий управления знаниями. Предложено применение онтологий и семантических технологий в системах управления знаниями. Описан процесс управления знаниями в организации. Дано описание задач, методов и программных средств для повышения эффективности процессов создания, накопления, распределения и использования знаний в организации. Систематизированы программные средства для работы со знаниями. Приведены примеры систем управления знаниями, а также указаны направления современных исследований в области представления и управления знаниями. Особое внимание уделено применению онтологий в системах управления знаниями.Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по магистерской программе «Математическое обеспечение и администрирование корпоративных информационных систем» направления подготовки магистров «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». Оно может быть также использовано при обучении (в системах повышения квалификации, в учреждениях дополнительного профессионального образования и пр.) специалистов в области информационных технологий и управления, которые интересуется вопросами создания систем управления знаниями, а также применением интеллектуальных технологий для обработки знаний на предприятии.

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все Прочитать Печать Загрузить
-> Интернет Все Прочитать Печать Загрузить

Оглавление

  • Ebook_Кудрявцев_Системы управления знаниями_Обложка
  • Ebook_Кудрявцев_Системы управления знаниями_Выходные данные
  • Ebook_Кудрявцев_Системы управления знаниями_Основной текст
    • СОКРАЩЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В ПОСОБИИ
    • ВВЕДЕНИЕ
    • 1. ЗНАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ
      • 1.1. Определение понятия знание
      • 1.2. Источники и виды знаний
      • 1.3. Знания и интеллектуальный капитал
      • 1.4. Определения и назначение управления знаниями
      • 1.5. История возникновения и подходы к управлению знаниями
      • 1.6. Обзор задач управления знаниями
      • 1.7. Междисциплинарность управления знаниями
    • 2. ОБЗОР МЕТОДОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
      • 2.1. Методология Know-Net
      • 2.2. Создание знаний в подходе Нонака и Такеучи
      • 2.3. Методология CommonKADS
      • 2.4. Методология DECOR
      • 2.5. Методология Карла Виига
      • 2.6. Методология On-To-Knowledge
    • 3. СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЗНАНИЯМИ И ОНТОЛОГИИ
      • 3.1. Потребность в общем языке
      • 3.2. Потребность в интеграции информации
      • 3.3. Онтология как общий язык в управлении знаниями
      • 3.4. Примеры онтологий
        • Онтология представления
        • Онтология верхнего уровня
        • Онтология предметной области
        • Прикладная онтология
      • 3.5. Применение онтологий
        • (1) Общий словарь (Common Vocabulary)
        • (2) Поиск (Search)
        • (3) Указатель (Systematized Index)
        • (4) Схема данных (Data Schema)
        • (5) Посредник для интеграции знаний (Media for Knowledge Sharing)
        • (6) Семантический анализ (Semantic Analysis)
        • (7) Извлечение информации (Information Extraction)
        • (8) Спецификация структуры моделей знаний (Usage as a Rule Set for Knowledge Models)
        • (9) Систематизация знаний (Systematizing Knowledge)
      • 3.6. Согласование академической и бизнес- терминологий
    • 4. СТРУКТУРА И РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
      • 4.1. Два уровня деятельности: работа со знаниями и управление
      • 4.2. Уровень знаний и объекты управления
      • 4.3. Процессы преобразования знаний
      • 4.4. Неформальные сети знаний
      • 4.5. Инструменты управления знаниями
      • 4.6. Процесс управления знаниями
      • 4.7. Определение понятия «система управления знаниями»
      • 4.8. Структура проекта разработки и внедрения системы управления знаниями
    • 5. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
      • 5.1. Диагностика и анализ
      • 5.2. Проектирование системы управления знаниями
      • 5.3. Планирование внедрения системы управления знаниями
      • 5.4. Контроль и оценка
    • 6. СОЗДАНИЕ ФОРМАЛИЗОВАННЫХ ЗНАНИЙ
      • Создание формализованных знаний людьми может осуществляться непосредственно специалистами-носителями неформализованных знаний с помощью структурированного ввода информации. При наличии нескольких специалистов формализующих свои знания важной становитс...
      • В случае создания знаний с помощью компьютера, в основном, путем выявления знаний в больших массивах данных с использованием методов интеллектуального анализа данных. В последнем варианте компьютерная программа находит новые связи или закономерности п...
      • 6.1. Структурированный ввод информации
      • 6.2. Совместное создание контента и использование вики
      • 6.3. Извлечение знаний
      • 6.4. Распознавание речи
      • 6.5. Специализированные службы по созданию знаний
      • 6.6. Выявление новых знаний в базах данных
    • 7. НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
      • 7.1. Структурирование знаний
      • 7.2. Метаданные
      • 7.3. Виды информационно-поисковых языков
        • Отношениями в информационно-поисковом тезаурусе в соответствие с ГОСТ 7.25 являются следующие: род – вид; часть – целое; причина – следствие; сырье – продукт; административная иерархия; процесс – объект; функциональное сходство; процесс – субъект; сво...
      • 7.4. Разработка информационно-поискового языка на предприятии
      • 7.5. Использование онтологий и языков семантического веба
        • RDFS
        • Классы
        • OWL
          • Базовые элементы OWL
            • Классы
            • Свойства
            • Индивиды (экземпляры классов)
      • 7.6. Индексирование/Аннотирование ресурсов (создание метаданных)
      • 7.7. Референтные модели, справочники, типовые элементы
    • 8. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
      • 8.1. Тянущий (поиск) и толкающий (доставка) подходы в распределении знаний
      • 8.2. Оценка качества поиска и доставки знаний
      • 8.3. Применение онтологий для поиска информации
      • 8.4. Формирование пакетов знаний
      • 8.5. Использование контекста для повышения качества поиска
      • 8.6. Визуализация знаний на основе онтологий
      • 8.7. Настройка прав доступа
    • 9. ОБМЕН НЕЯВНЫМИ ЗНАНИЯМИ И ПОДДЕРЖКА СЕТЕЙ ЗНАНИЙ
      • 9.1. Средства совместной работы
      • 9.2. Сети знаний индивидуального уровня
      • 9.3. Сообщества практиков как пример сети знаний
    • 10. ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
      • 10.1. Традиционные программные средства для управления знаниями
      • 10.2. Архитектура системы управления знаниями на основе онтологии
      • 10.3. Программные средства управления знаниями на основе онтологий
      • 10.4. Процесс разработки систем управления знаниями на основе онтологий
    • 11. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
      • 11.1. База знаний компании IBS
      • 11.2. Создание базы знаний проектов по управлению знаниями (на основе онтологий и рассуждений по прецедентам)
      • 11.3. Технология обработки знаний в области инженерии организации
      • 11.4. Стандартизация ремонтных операций
      • 11.5. Навигатор по методологии проектирования организаций – пример использования контекста для персонализации информации
    • 12. НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОНТОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
      • 12.1. Проект ACTIVE
      • 12.2. Проект NEPOMUK
        • В своей статье «ПК с мозгами» в журнале «Открытые системы» Леонид Черняк пишет «Совместные усилия европейских специалистов направлены на создание "семантического ПК" (Semantic Desktop), то есть устройства, которое будет хранить информацию индивида, те...
      • 12.3. Проект OrganiK
      • 12.4. Проект X-Media
      • 12.5. Проект Mymory
      • 12.6. Проект NEON
      • 12.7. Проект KnowledgeWeb
      • 12.8. Проект SEKT (Semantically-enabled Knowledge Technologies)
    • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
    • ГЛОССАРИЙ
  • Ebook_Кудрявцев_Системы управления знаниями_Об авторе

Статистика использования

stat Количество обращений: 9540
За последние 30 дней: 94
Подробная статистика