Детальная информация

Название: О понятии "информация" и методологии информатизации образования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки: научное издание. – 2018. – Т. 9, № 4
Авторы: Гнитецкая Т. Н.; Иванова Е. Б.; Резник Б. Л.; Афремов Л. Л.; Мартыненко А. Б.
Организация: Дальневосточный федеральный университет; Югорский государственный университет
Выходные сведения: Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2018
Коллекция: Общая коллекция
Тематика: Образование. Педагогика; Высшее профессиональное образование; информация; методология информатизации; информатизация образования; энтропия (образование); знание; образовательные технологии; понятийный аппарат; information; informatization methodology; informatization of education; entropy; knowledge; educational technology; framework
УДК: 378
ББК: 74.58
Тип документа: Статья, доклад
Тип файла: Другой
Язык: Русский
DOI: 10.18721/JHSS.9406
Права доступа: Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Ключ записи: RU\SPSTU\edoc\61267

Разрешенные действия: Прочитать Загрузить (249 Кб)

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Аннотация

Низкий уровень развития методологии информатизации образования существенно ограничивает обоснованный отбор и соответственно внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Кроме того, информационные образовательные технологии не всегда согласуются с возможностями человека воспринимать и перерабатывать полученную информацию, в том числе и учебную. Статья направлена на развитие методологии информатизации образования в области понятийного аппарата. Проведен анализ определений понятия "информация", данных разными исследователями. На его основе выделены три подхода к определению этого понятия – содержательный, знаниевый и энтропийный. За критерий научности определения понятия выбран признак "операционного" определения, сформулированный Л. Бриллюэном. Делается вывод о невозможности применения вышеназванного критерия к понятию "информация" в рамках интуитивного подхода. Особое внимание уделено энтропийному подходу, когда убыль энтропии (негэнтропия, по Бриллюэну) рассматривается как количественная мера информации. Показано, что в рамках энтропийного подхода дается определение понятия "информация", на основе которого становится возможным выполнение количественной оценки размера передаваемой информации. Это обстоятельство позволяет авторам статьи выделить энтропийный подход к трактовке понятия информации как научный.

The methodology of informatization in education is rather poorly developed at present, which significantly limits the opportunities for reasonably selecting and, accordingly, actively introducing information technologies in the educational process. In addition, educational nformation technologies are not always consistent with a person’s ability to perceive and process the perceived information, including educational information. An example is the problem of cyberbullying. This article aims to develop the conceptual framework for the methodology of informatization in education. We have analyzed the definitions of the concept of information proposed by different authors, finding three approaches to defining this concept: content-based, knowledge-based and entropy-based. The operational definition given by Brillouin is taken as the criterion for scientific definition of the given concept. We have concluded that it is impossible to apply the above criterion to the concept of information in the framework of the intuitive approach. Particular attention is paid to the entropy-based approach, where the decrease of entropy (which Brillouin termed negentropy) is regarded as a quantitative measure of information. We have confirmed that the entropy approach defines the concept of information, making it possible to perform quantitative assessment of the size of the transmitted information. This has allowed us to identify the entropy-based definition of information as the scientific definition.

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все Прочитать Печать Загрузить
-> Интернет Все Прочитать Печать Загрузить

Статистика использования

stat Количество обращений: 254
За последние 30 дней: 10
Подробная статистика