Details

Title: Особенности формирования экологической составляющей потребительских предпочтений в цифровой среде // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер.: Экономические науки. – 2019. – Т. 12, № 5. — С. 23-32
Creators: Василенко Н. В.
Imprint: 2019
Collection: Общая коллекция
Subjects: Экономика; Мезоэкономика; цифровая экономика; потребительские предпочтения; экологическая составляющая (экономика); цифровой маркетинг; экосистемные услуги; экологический туризм; ресурсосберегающие технологии; digital economy; consumer preferences; environmental component (economy); digital marketing; ecosystem services; environmental tourism; resource-saving technologies
UDC: 334
LBC: 65.012.2
Document type: Article, report
File type: PDF
Language: Russian
DOI: 10.18721/JE.12502
Rights: Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Record key: RU\SPSTU\edoc\62068

Allowed Actions: Read Download (292 Kb)

Group: Anonymous

Network: Internet

Annotation

Статья посвящена проблеме влияния цифровых технологий на изменение потребительских предпочтений. В качестве ведущего фактора, задающего направление развития цифровой среды, рассматривается задача достижения устойчивого развития экономики в контексте ресурсосберегающих технологий. Ведущая роль спроса в рыночных условиях, обусловливающая важность потребительских решений в определении структуры производства и потребления, и необходимость разумного компромисса между сохранением уровня потребления и природоохранной деятельностью привели к целесообразности выделения в составе потребительских предпочтений экологической составляющей. Направления дальнейших исследований связаны с уточнением институционально-технологических характеристик различных механизмов формирования экологической составляющей потребительских предпочтений в цифровой среде. На основе систематизации практики применения цифровых технологий для решения экологических задач выявлены уровни влияния цифровой среды на принятие потребительских решений. Показано, что первый уровень влияния создает собственно цифровую среду и институционально-технологические предпосылки ее использования. Второй уровень влияния предполагает вовлечение потребителя в использование возможностей цифровой среды. В качестве важнейших механизмов второго уровня обоснованы воздействия на потребителя при помощи цифровизации отдельных производственных функций, а также в целом различных видов деятельности, непосредственно направленных на удовлетворение потребностей человека, имеющих экологическую составляющую. Особенности формирования экологической составляющей потребительских предпочтений в рамках отдельной функции, выделившейся в самостоятельный вид экономической деятельности, рассмотрены на примере маркетинга. Обоснована конвергенция экологического и цифрового видов маркетинга. Обобщены направления экологического маркетинга и задачи, оптимизируемые посредством цифровых технологий. Выявлен потенциал экосистемных услуг для формирования экологической составляющей потребительских предпочтений. Обобщены особенности экологического туризма как примера экосистемных услуг cоциально-культурного типа. Выделены направления цифровизации экологического туризма. Показана взаимосвязь между экологической составляющей потребительских предпочтений и внешними эффектами потребления. Предложена интерпретация интернализации внешних эффектов потребления посредством рутинизации экологического потребительского выбора. В качестве основных путей достижения такой рутинизации в цифровой среде определены экологическое законодательство и цифровой экологических маркетинг.

The article is dedicated to the problem of the impact of digital technology on changing consumer preferences. We believe that the goal of achieving sustainable economic development in the context of resource-saving technologies is the key factor affecting the direction of development of the digital environment at present. The need for a reasonable compromise between maintaining the level of consumption and environmental activities mean that the environmental component has to be established as part of consumer preferences. Digital technology are used to solve environmental problems at two levels. The first level of influence of digital technologies on consumer preferences creates the digital environment itself and the institutional and technological prerequisites for its use. The consumer is involved in using the capabilities of the digital environment at the second level. The most important mechanisms of the second level are the impact on the consumer through digitalization of individual production functions, as well as various types of activities directly aimed at meeting environmental needs. The environmental component of consumer preferences forming within a separate function that has emerged as an independent type of economic activity has been considered using marketing as an example. The convergence of environmental and digital types of marketing has been confirmed. Ecosystem services also have a powerful potential for shaping the environmental component of consumer preferences. The features of ecotourism as an example of ecosystem services of a socio-cultural type have been generalized and the directions of its digitalization have been highlighted. An interpretation of internalization of external effects of consumption through routinized environmental consumer choices has been proposed. Environmental legislation and digital environmental marketing are the main ways to achieve this routinization in the digital environment.

Document access rights

Network User group Action
ILC SPbPU Local Network All Read Print Download
-> Internet All Read Print Download

Usage statistics

stat Access count: 249
Last 30 days: 12
Detailed usage statistics