Детальная информация

Философия [Электронный ресурс]: методические указания по организации и проведению лекционных занятий по дисциплине для бакалавров заочной формы обучения по направлению подготовки 100800.62 "Товароведение", профиль подготовки "Товароведение и экспертиза потребительских товаров" / М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "С.-Петерб. гос. торг.-экон. ун-т", Каф. философии и соц. коммуникаций ; сост. Н. А. Тихонова. — Электрон. текстовые дан. (1 файл : 364 Кб). — Санкт-Петербург: [б. и.], 2013. — Доступ по паролю из сети Интернет Загл. с титул. экрана Adobe Acrobat Reader 9.0. — <URL:http://elib.spbstu.ru/dl/tei/public/2116.pdf>.

Дата создания записи: 01.01.1900

Коллекции: Торгово-экономический университет; Общая коллекция

Разрешенные действия: Прочитать Загрузить (363 Кб) Для чтения документа необходим Flash Player

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Локальная сеть ИБК СПбПУ

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
-> Локальная сеть ИБК СПбПУ Все Прочитать Печать Загрузить
Интернет Читатели ИБК Прочитать Печать Загрузить
Интернет Анонимные пользователи

Оглавление

  • Содержание
  • 1 Пояснительная записка
  • 8.Лекция № 7 Философская антропология
  • План лекции:
  • 1.Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество.
  • 2.Основные формы и методы познания.
  • 3.Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность.
  • 3.Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность.
  • Эпистемология – теория научного познания. Греческое слово «эпистема» обозначает «знание», то есть доказанное утверждение.
  • История понятия.
  • Во второй половине 18-ого века французский инженер Буланже, философы Гольбах и Мирабо ввели понятие «цивилизация» в научный оборот, а в 1798 году он впервые попадает в «Словарь Академии». Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение социума из природы и возникновение противоречий между естественными и искусственными факторами развития общества. На данном этапе превалируют социальные факторы жизнедеятельности человека, прогрессирует рационализация мышления. Для этого этапа характерно преобладание искусственных производительных сил над естественными. Такие признаки цивилизованности включают в себя: развитие земледелия и ремесел, классовое общество, наличие Государства, городов. Торговли, частной собственности и денег, а также монументальное строительство, письменность. Шотландский философ Адам Фергюсон понятием цивилизация назвал стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов. А также городов. Письменности и других подобных явлений. Периодизация. Предложенная Фергюсоном, пользовалась большой популярностью не только в последней трети 18 века. Но и на протяжении почти всего 19 века. На нее опирались Льюис Морган («Древнее общество»,1877р.) и Ф.Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности и государства».1884)
  • Цивилизационный процесс включает в себя не только технические достижения, но и организованность, упорядоченность душевной жизни, выражающейся в сдержанности и дальновидности, самоконтроле и самодисциплине, ответственности и порядочности. Такой подход к цивилизации проводится в работах «Философия символических форм» Э.Кассирера, «Формы знания и общество» М.Шелера, «Протестантская этика и дух капитализма» М.Вебера и другие. К этим авторам, раскрывающим вслед за Марксом взаимосвязи социальной и духовной жизни общества, в наше время добавились новые исследователи: М.Фуко,, Ж.Делез, Ф.Гваттари и др.
  • Теории цивилизации.
  • Допущение о существовании разных национальных культур появилось у итальянского философа Дж.Вико (1668 – 1744). Но только в 19 веке европейские историки. Получив первые сведения о восточных обществах, пришли к выводу. Что между обществами, находящимися на стадии цивилизации, могут существовать качественные различия, что позволило им говорить не об одной цивилизации, а о нескольких. В 1844 году термин локальная цивилизация появился в работе французского философа Шарля Ренувье. Спустя несколько лет Жозеф Гобино в книге «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853 – 1855) выделил 10 цивилизаций. Возникнув, каждая из них рано или поздно погибает. И западная цивилизация не является исключением.
  • Преодоление европоцентризма удалось русскому социологу Н.Я.Данилевскому. В своей книге «Россия и Европа» он указывал. Что ни один культурно-исторический тип не может претендовать на то, чтобы считать себя более развитым. Более высоким, чем остальные. Как идеолог панславизма он настаивал на превосходстве славянских народов над своими западными соседями.
  • Значительным событием в становлении локальных цивилизаций стала работа О.Шпенглера «Закат Европы» 1918 г. Неизвестно. Был ли знаком Шпенглер с работой русского ученого, тем не менее он признавал кризис западного общества, который объяснял по аналогии с упадком египетской, античной и других древних цивилизаций. Весомый вклад в изучение локальных цивилизаций внес английский историй А.Тойнби. В своем труде «Постижение истории» (1934-1961) британский ученый подразделил историю человечества на ряд локальных цивилизаций. Концепции Данилевского, Шпенглера, Тойнби были неоднозначно встречены научным сообществом. Одним из наиболее последовательных критиков цивилизационной теории выступил П.Сорокин, который указал. Что самая серьезная ошибка этих теорий состоит в смешении культурных систем с социальными системами. В результате чего ни Тойнби. Ни его предшественники не смогли назвать главные критерии вычленения цивилизаций.

Статистика использования документа

stat Количество обращений: 0
За последние 30 дней: 0
Подробная статистика