Ко всем выставкам библиотеки
Назад






Историческая справка

     Октябрь 1909 года отмечен значимым событием в культурной жизни столицы - выходом первого номера журнала «Аполлон».
     После прекращения в 1904 г. деятельности «Мира искусства» (журнала и художественного общества) в Санкт-Петербурге не было ни одного издания, занимавшегося вопросами современного искусства.
     Инициатором создания столь ожидаемого в художественных и литературных кругах журнала и его главным редактором стал Сергей Маковский (литератор, художественный критик), соредактором - искусствовед Николай Врангель. К руководству также были привлечены поэты старшего поколения Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский. Отдел прозы возглавил Михаил Кузмин, отдел поэзии – Николай Гумилев, художественный – Георгий Лукомский, театральной критики - Сергей Ауслендер. Музыкальным отделом заведовал критик-модернист (по определению С.. Маковского) Вячеслав Каратыгин, позже к нему присоединился Евгений Браудо. Секретарем редакции стал драматург и известный шахматист Евгений Зноско-Сборовский.
     Продолжая традиции «Мира искусства» издатели стремились, чтобы каждый номер был не только информационно насыщенным, но и художественно ценным. В оформлении журнала принимали участие известные художники: Лев Бакст, Мстислав Добужинский и др. Номера содержали художественно оформленные фронтисписы, заставки, концовки, заглавные буквы, автотипии.
     Журнал имел приложение – «Литературный альманах», на страницах которого печатались произведения мэтров и молодых литераторов, впоследствии признанных классиков.
     Помимо издательской деятельности сотрудниками организовывались художественные выставки. Небольшие - «интимные» - располагались в редакции. Среди них: «Портреты русских женщин», «Французская графика», работы карикатуристов журнала «Сатирикон», персональные экспозиции признанных и мало кому известных художников: Георгия Лукомского, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Головина и др.).
     В редакции устраивались концерты «для избранных». Выступали молодые музыканты – новаторы: Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Александр Скрябин.
     Поэтические собрания в редакции «Аполлона» продолжили чтения о стихосложении, начатые еще на «Башне» Вячеслава Иванова и сложились в Академию Стиха или «Поэтическую Академию», зарегистрированную у градоначальника под названием «Общество ревнителей художественного слова». В деятельности общества принимали участие уже прославленные литераторы: Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Михаил Кузмин. Здесь же «оттачивало перо» новое поколение поэтов: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам.
     Журнал продолжал печататься и в смутные дни 1917 г. Несмотря на то, что некоторые из сотрудников покинули столицу, десять номеров увидели свет. Но уже с 1918 г. издательская деятельность была прекращена.
     На протяжении девяти лет существования «Аполлон» запечатлевал многообразные мнения и события насыщенной художественной, театральной, музыкальной жизни в России и за рубежом второго десятилетия XX века. За это время журнал стал значимым явлением, выразителем и законодателем петербургской культурной жизни. Он не только оставил яркий след, но и явился одной из интереснейших страниц культуры Серебряного века.


Справка составлена по материалам:

Маковский, С. К. На Парнасе Серебряного века С. К. Маковский.— Москва; Екатеринбург: Наш дом –
L'Age d'Homme: У-Фактория, 2000 .— 394 с.

Муравьева, И. А.. Век модерна / И. А. Муравьева. — СПб.: Изд-во "Пушкинского фонда", 2004 .— 272 с.
- СПб ; М. : Росспэн, 2004. - C.. 493-494.


Если выступления Сергея Маковского по актуальным вопросам отечественного и западного искусства принесли ему репутацию эрудита, по-своему понимающего современные тенденции художественного развития, то основанный им осенью 1909 г. журнал «Аполлон» - лавры выдающегося организатора, способного увлечь за собой лучшие интеллектуальные силы столицы.

Северюхин, Д. Я. Старый художественный Петербург: рынок и самоорганизация художников (от начала VIII века до 1932 года). – СПб. : Мiръ, 2008. – С. 219.