назад


        «Первая высшая школа воздухоплавания в России»

                   

     К 100-летию со дня открытия Курсов воздухоплавания при
Санкт-Петербургском политехническом институте


      Начало XX века было периодом подъема творческой деятельности ученых, исследователей, инженеров-конструкторов в развитии авиации и воздухоплавания в России, создания отечественного воздушного флота. К этому времени энергичную и весьма полезную для отечества работу проводил, созданный в 1880 г. при Императорском Русском техническом обществе VII (воздухоплавательный) отдел. В этом же году в Петербурге начал выходить специализированный журнал «Воздухоплаватель».
      Увлечение воздухоплаванием захватило широкие слои населения крупных городов страны и, естественно, молодежь, что привело к созданию различных объединений, в т.ч. студенческих воздухоплавательных кружков. В марте 1908 г. такой кружок по инициативе студента Льва Багрова был создан и в СПб. Политехническом институте. Цель студенческого кружка – содействие научной разработке вопросов, связанных с воздухоплаванием, популяризация сведений о воздухоплавании. По сообщению журнала «Вестник воздухоплавания» (1909, № 1) через год уже в семи вузах Петербурга действовали аналогичные кружки. Кружковцам читали отдельные лекции и доклады преподаватели вуза, ученые, инженеры-авиаторы, студенты писали статьи и рефераты, делали на занятиях сообщения, проектировали и осваивали полеты на планере, воздушных шарах.
      Осенью 1909 г. при кораблестроительном отделении Санкт-Петербургского политехнического института по инициативе известного специалиста в области аэромеханики, преподавателя Н. А. Рынина и К. П. Боклевского, первого декана этого отделения, при поддержке Министра торговли и промышленности были открыты Курсы воздухоплавания, Журнал «Воздухоплаватель» (1909, № 10) писал, что этот год ознаменовался учреждением «Первой высшей школы воздухоплавания в России». Постановление Совета Министров об учреждении Курсов при Политехническом институте было принято 15 декабря 1909 г., а законодательно они были утверждены лишь 18 мая 1911 г. Законом было определено учреждение при кораблестроительном отделении С.-Петербургского Политехнического института постоянного курса воздухоплавания.
      На курсах впервые были не только разработаны учебные программы, но и впервые отработаны методики преподавания авиационных дисциплин. Главная цель создания этих курсов – подготовка научно образованных инженеров в области проектирования и постройки воздухоплавательных аппаратов и двигательных механизмов для них.
      Финансирование курсов из государственных средств (45 тыс. руб. единовременно и 12 тыс. ежегодно) позволило поставить дело на широкую ногу. Для проведения практических опытов и занятий в северном крыле корпуса 1-го студенческого общежития в 1910 г. была создана хорошо оснащенная аэродинамическая лаборатория, как отмечалось современниками – лучшая в стране. Для метеорологических наблюдений на крыше здания была установлена легкая стальная 12-метровая вышка, а внутри здания устроена шахта глубиною 21 м. для исследования сопротивления моделей в спокойном воздухе. Также в помещении лаборатории были построены две аэродинамические трубы для испытания моделей самолетов и отдельных его элементов. Большая труба (диаметром 2 м.) была в то время одной из самых крупных и мощных в мире!


      Успешная деятельность лаборатории в первые годы существования была связана с именем ее заведующего В. А. Слесарева, известного механика, талантливого авиаконструктора. Здесь проводились учебные занятия и лабораторные работы, а также научно-технические исследования, имевшие большое практическое значение для страны.
      Учебный план Курсов был рассчитан на три семестра. По окончании Курсов студенты сдавали экзамены и проходили практику на заводах, после чего должны были выполнить дипломную работу – подробно разработанные проекты летательных аппаратов. На Курсах воздухоплавания в 1909-1910 гг. было около 150 слушателей.
      Характерной особенностью «школы воздухоплавания» Политехнического института было издание курсов лекций, читаемых преподавателями по разработанным ими новым дисциплинам. Курсы лекций отражали не только современный уровень развития авиационной науки и техники, но часто опережали сегодняшний день. Занятия на Курсах вели преподаватели института: Н. А. Рынин, А. П. Фан-дер-Флит, В. В. Кузнецов, А. А. Лебедев, В. А. Слесарев, В. И. Ярковский. В качестве лектора, кроме них был приглашен крупный военный специалист в авиации полковник В. Ф. Найденов.
      В 1911 г., за успехи, достигнутые Политехническим институтом Императора Петра Великого в области развития воздухоплавательного образования, институт получил Почетный диплом Русского технического общества, а в 1912 г. «за прекрасную подготовку преподавания по воздухоплаванию и лабораторные работы» институту была присуждена Большая золотая медаль на Второй Международной выставке воздухоплавания и автомобилизма в Москве.


      Первая защита дипломного проекта по воздухоплаванию состоялась в феврале 1913 г. Дипломная работа выпускника кораблестроительного отделения П. А. Шишова была опубликована в России и за рубежом. Окончил Курсы воздухоплавания и Н. Н. Поликарпов, студент механического отделения, будущий знаменитый авиаконструктор.
      18 октября 1913 г. в Политехническом институте начали функционировать и первые в стране Офицерские теоретические курсы авиации для подготовки летчиков для армии и флота, занятия на которых также вели преподаватели вуза. В сентябре 1914 г. при кораблестроительном отделении Политехнического института были открыты Курсы авиации Отдела воздушного флота и Курсы авиационных мотористов. За год Курсы прошли 153 летчика и 210 механиков.
      В связи с начавшейся Первой мировой войной все авиационные курсы и школы перешли в подчинение Военного ведомства России.

*****

      История создания Курсов воздухоплавания при Политехническом институте подробно изложена в статье И. Л. Повха «Первая высшая авиационная школа в России», опубликованной в Трудах ЛПИ (1948, № 1), и в книге В. А. Смелова «История кораблестроительной школы в Политехническом» (СПб., 2005). Со всем многообразием литературы по истории, теории и практическим вопросам освоения воздушного пространства, вышедшей в период до 1918 г., из фондов Фундаментальной библиотеки СПбГПУ, можно познакомиться на сайте библиотеки (http://www.unilib.neva.ru/rus/lib/).

*****

      Большую роль в развитии отечественного воздухоплавания сыграло Императорское русское техническое общество (ИРТО), основанное в 1866 г. В 1880 г. при нем был образован VII (Воздухоплавательный) отдел. В этом же году стал выходить первый отечественный специализированный журнал «Воздухоплаватель». Отдел занялся рассмотрением и рецензированием проектов, изобретений, публикацией научных исследований, а также организацией испытаний моделей летательных аппаратов, полетов на воздушных шарах с научными целями.
      Популяризации идей воздухоплавания и авиации в широких слоях русского общества в конце XIX в. содействовали личный пример и огромный авторитет таких ученых, как Н. Е. Жуковский, Д. И. Менделеев, Д. К. Чернов, занявшихся изучением проблем летания. Увлечению аэронавтикой в конце XIX – начале XX века способствовало также появлению большого количества научно-популярной литературы, где фантастические и порой наивные проекты изобретателей, исторические опусы публиковались наряду с результатами проведенных научных исследований. До 1900 г. в России было издано в общей сложности около 180 работ по вопросам воздухоплавания.
      Гигантские шаги, сделанные завоевателями воздушного пространства в самом начале XX столетия, были реализацией работы целых поколений исследователей и изобретателей. В то же время ошеломляющие практические успехи воздухоплавания значительно опережали теоретическую работу по изучению условий полета в воздухе. В кратчайшие сроки были установлены такие рекорды высоты и длительности полета, перед которыми меркнут описания полетов в предыдущем веке. Поэтому так востребованы были оперативные периодические издания: с 1908 по 1914 гг. выходило более двадцати журналов!

*****

      В фонде Фундаментальной библиотеки СПбГПУ хранятся отечественные и зарубежные издания XIX - начала XX века по истории, теории и практике воздухоплавания, становлению и развитию авиации, в т. ч. и специально приобретенные для слушателей Курсов.

     Среди них – работы выдающихся русских деятелей науки и техники: Н. Е. Жуковского, Д. И. Менделеева, К. Э. Циолковского; талантливых конструкторов, авиаторов - пионеров воздухоплавания; сочинения известных зарубежных аэронавтов в переводах и под редакцией российских ученых инженеров; первые отечественные учебные пособия по аэромеханике, теории авиации и др.

И.А.Брюханова

назад