Детальная информация

Название: История и философия науки
Другие авторы: Мамзин А. С.; Сиверцев Е. Ю.
Выходные сведения: Москва: Юрайт, 2016
Коллекция: Электронные книги издательства "ЮРАЙТ"; Общая коллекция
Тематика: история науки; история философии
ББК: 72.3я73; 87я73
Тип документа: Учебник
Тип файла: PDF
Язык: Русский
Права доступа: Доступ из локальной сети ИБК СПбПУ (чтение)
Ключ записи: RU\SPSTU\edoc\31248

Разрешенные действия:

Действие 'Прочитать' будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все Прочитать
-> Интернет Анонимные пользователи

Оглавление

  • Авторы
  • Предисловие
  • Введение
  • Глава 1 Наука как способ познания мира
    • 1.1. Философия науки, ее предмет и основные проблемы
    • 1.2. Взаимосвязь истории и философии науки
    • 1.3. Уровни научного познания
    • 1.4. Методы научного познания (наблюдение и эксперимент)
    • 1.5. Роль приборов в современном научном познании
    • 1.6. Моделирование
    • 1.7. Формализация
    • 1.8. Проблема измерения
    • 1.9. Гипотетико-дедуктивная схема развития научного знания
    • 1.10. Объяснение и предсказание
    • 1.11. Процедуры обоснования теоретических знаний
    • 1.12. Критерии выбора теории
    • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 2 Наука как элемент культуры. Основные типы научной рациональности
    • 2.1. Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества
    • 2.2. Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии научного знания
    • 2.3. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности
    • 2.4. Традиционалистский и технократический типы развития цивилизации и их базисные ценности
    • 2.5. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре
    • 2.6. Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах
    • 2.7. Становление опытной науки в культуре позднего Средневековья и Возрождения
    • 2.8. Научная революция XVI—XVII веков: формирование основ математического естествознания
    • 2.9. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
    • 2.10. Классическая наука XVIII—XIX веков
    • 2.11. Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм)
    • 2.12. Проблемное поле и принципиальные положения логического позитивизма и постпозитивизма
      • 2.12.1. Логический позитивизм
      • 2.12.2. Критический рационализм Карла Поппера
      • 2.12.3. Постпозитивизм. Научные, методологические и философские истоки постпозитивизма
      • 2.12.4. Основные принципы и проблематика постпозитивизма
      • 2.12.5. Мыслители постпозитивистского направления
    • 2.13. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру
    • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 3 Наука XX—XXI веков
    • 3.1. Главные характеристики современного этапа развития науки
    • 3.2. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания
    • 3.3. Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука
    • 3.4. Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия
    • 3.5. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования
    • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 4 Философские проблемы естествознания
    • 4.1. Естествознание в системе культуры
    • 4.2. Эволюция научной картины мира и ее исторические формы
    • 4.3. Естествознание и математика. Онтологические и гносеологические основания математизации знания
    • 4.4. Проблема происхождения и сущности жизни в современной науке и философии
    • 4.5. Диалектика социального и биологического в природе человека
    • 4.6. Вселенная как «экологическая ниша» человечества. Антропный принцип и идея целесообразности в космологии
    • 4.7. Проблема соотношения человека и общества в контексте современной науки
    • 4.8. Биология и философия
      • 4.8.1. Лидерство и взаимодействие научных дисциплин в естествознании
      • 4.8.2. О понятии «жизнь»
      • 4.8.3. Философский смысл проблемы
      • 4.8.4. Развитие взглядов на проблему жизни
    • 4.9. Проблема «возможных миров» в современной науке и философии
    • 4.10. Проблема интеграции естественно-научного и гуманитарного знания и социальная синергетика
      • 4.10.1. Самоорганизация как взаимоотношение порядка и хаоса
      • 4.10.2. Механизм перехода между порядком и хаосом (феноменология самоорганизации)
      • 4.10.3. Сущность перехода между порядком и хаосом (эссенциология самоорганизации)
      • 4.10.4. Результат перехода между порядком и хаосом (эсхатология самоорганизации)
      • 4.10.5. Трехъярусная структура социальной самоорганизации
      • 4.10.6. Отношение социальной синергетики к классическим и модернистским «философиям истории»
      • 4.10.7. Практическое значение социальной синергетики
    • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 5 Философские проблемы социально-гуманитарных наук
    • 5.1. Специфика социально-гуманитарного познания
    • 5.2. Проблема генезиса социально-гуманитарного знания и его дисциплинарная структура
    • 5.3. Роль философии в формировании и развитии социально-гуманитарного знания
    • 5.4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании (ценность, норма, идеал)
    • 5.5. Специфика субъектно-объектных отношений и особенности методологии социально-гуманитарного познания
    • 5.6. Понятие факта в социально-гуманитарном знании
    • 5.7. Роль языка в развитии социального и гуманитарного знания
    • 5.8. Роль традиций, образцов и «пред-рассудков» в контексте понимания и смыслополагания
    • 5.9. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках
    • 5.10. Соотношение веры и научного знания
    • 5.11. Понятие личности в социальных и гуманитарных науках
    • Контрольные вопросы и задания
  • Список литературы

Статистика использования

stat Количество обращений: 95
За последние 30 дней: 0
Подробная статистика