Details

Title: Проблема становления категории "идея": от антиков до Канта // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки: научное издание. – 2018. – Т. 9, № 4
Creators: Лезгина М. Л.
Organization: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Imprint: Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2018
Collection: Общая коллекция
Subjects: Философия; Общие вопросы философии; философские категории; идея (философия); вечность; неизменность; априоризм; антики; разум; philosophical category; idea (philosophy); eternity; immutability; apriori; antique; mind
UDC: 1
LBC: 87
Document type: Article, report
File type: Other
Language: Russian
DOI: 10.18721/JHSS.9405
Rights: Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Record key: RU\SPSTU\edoc\61266

Allowed Actions: Read Download (322 Kb)

Group: Anonymous

Network: Internet

Annotation

Статья посвящена анализу формирования, функционирования и эволюции понятия "идея", ее статусу и назначению – как в теории познания, так и в философии в целом. Показано, что античная (Платон – Аристотель) дихотомия трактовки термина "идея" формирует толчок к зарождению априоризма как философского течения. По Платону, предельно общей идее присуще абсолютное бытие, она обладает статусом демиурга реальности, в то время как, по Аристотелю, идеи подобны числам, выражая умопостигаемую и вечную сущность вещей. В Средние века особое внимание уделялось всеобщности и умопостигаемости идей: идея поистине существует и постигается не чувствами, а разумом. Проблема трансцендентности или принадлежности идеи реальному миру в Средневековье получает две интерпретации: Оригена – Августина и Фомы Аквинского. Античность и Средневековье (при всем их различии), полагая сущность вещей и процессов вечными и неизменными, трактуют идеи как константы отношений и свойств в иерархии мирового порядка. В Новое время (XVII в.) разработка аналитической геометрии и исчисления бесконечно малых детерминирует переход от констант к переменным величинам. Поэтому возникает новая модель мира, которая определяет необходимость пересмотра понятия "идея". Односторонность как рационалистической (Декарт, Спиноза, Лейбниц), так и эмпирико-сенсуалистической (Локк, Юм, Беркли) традиций в ходе такого переосмысления приводит к кантианской революции в познании. Снимая неразрешимость стихийной антиномичности рационализма и эмпиризма в понимании идей, Кант выстраивает концепцию трансцендентального априоризма, где идеи – это понятия разума. Тем самым завершается превращение "идеи": от удачного термина до устойчивого философского понятия. Докантовское понимание идеи становится полностью обесцененным и более не пригодным для дальнейшего развития философского анализа.

This article is dedicated to analysis of formation, functioning and evolution of the concept of "idea", its status and purpose. The article shows that the ancient Greek (from Plato to aristotle) dichotomy in the interpretation of the term "idea" gave the impetus for the emergence of the apriorism school of philosophy. According to Plato, an extremely general idea has the inherently absolute existence, with the status of a demiurge of reality, while according to aristotle, ideas are like numbers, expressing the intelligible and eternal essence of things. Philosophers of both antiquity and the Middle ages believed the essence of things and processes to be eternal and unchanging, treating ideas as constants, relations and properties in the hierarchy of the world order. in Modern times, the development of analytical geometry and infinitesimal calculus determined the transition from constants to variables, which lead to revision of the concept of "idea". The one-sidedness of rationalist and empirical traditions in the course of such rethinking lead to Kants transcendent apriorism, where ideas were concepts of reason. This completed the transformation of the "idea": from an apt term to a sustainable philosophical concept.

Document access rights

Network User group Action
ILC SPbPU Local Network All Read Print Download
-> Internet All Read Print Download

Usage statistics

stat Access count: 300
Last 30 days: 6
Detailed usage statistics