Details

Title: О понятии "информация" и методологии информатизации образования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки: научное издание. – 2018. – Т. 9, № 4
Creators: Гнитецкая Т. Н.; Иванова Е. Б.; Резник Б. Л.; Афремов Л. Л.; Мартыненко А. Б.
Organization: Дальневосточный федеральный университет; Югорский государственный университет
Imprint: Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2018
Collection: Общая коллекция
Subjects: Образование. Педагогика; Высшее профессиональное образование; информация; методология информатизации; информатизация образования; энтропия (образование); знание; образовательные технологии; понятийный аппарат; information; informatization methodology; informatization of education; entropy; knowledge; educational technology; framework
UDC: 378
LBC: 74.58
Document type: Article, report
File type: Other
Language: Russian
DOI: 10.18721/JHSS.9406
Rights: Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Record key: RU\SPSTU\edoc\61267

Allowed Actions: Read Download (249 Kb)

Group: Anonymous

Network: Internet

Annotation

Низкий уровень развития методологии информатизации образования существенно ограничивает обоснованный отбор и соответственно внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Кроме того, информационные образовательные технологии не всегда согласуются с возможностями человека воспринимать и перерабатывать полученную информацию, в том числе и учебную. Статья направлена на развитие методологии информатизации образования в области понятийного аппарата. Проведен анализ определений понятия "информация", данных разными исследователями. На его основе выделены три подхода к определению этого понятия – содержательный, знаниевый и энтропийный. За критерий научности определения понятия выбран признак "операционного" определения, сформулированный Л. Бриллюэном. Делается вывод о невозможности применения вышеназванного критерия к понятию "информация" в рамках интуитивного подхода. Особое внимание уделено энтропийному подходу, когда убыль энтропии (негэнтропия, по Бриллюэну) рассматривается как количественная мера информации. Показано, что в рамках энтропийного подхода дается определение понятия "информация", на основе которого становится возможным выполнение количественной оценки размера передаваемой информации. Это обстоятельство позволяет авторам статьи выделить энтропийный подход к трактовке понятия информации как научный.

The methodology of informatization in education is rather poorly developed at present, which significantly limits the opportunities for reasonably selecting and, accordingly, actively introducing information technologies in the educational process. In addition, educational nformation technologies are not always consistent with a person’s ability to perceive and process the perceived information, including educational information. An example is the problem of cyberbullying. This article aims to develop the conceptual framework for the methodology of informatization in education. We have analyzed the definitions of the concept of information proposed by different authors, finding three approaches to defining this concept: content-based, knowledge-based and entropy-based. The operational definition given by Brillouin is taken as the criterion for scientific definition of the given concept. We have concluded that it is impossible to apply the above criterion to the concept of information in the framework of the intuitive approach. Particular attention is paid to the entropy-based approach, where the decrease of entropy (which Brillouin termed negentropy) is regarded as a quantitative measure of information. We have confirmed that the entropy approach defines the concept of information, making it possible to perform quantitative assessment of the size of the transmitted information. This has allowed us to identify the entropy-based definition of information as the scientific definition.

Document access rights

Network User group Action
ILC SPbPU Local Network All Read Print Download
-> Internet All Read Print Download

Usage statistics

stat Access count: 250
Last 30 days: 6
Detailed usage statistics