Детальная информация

Название: Конструктивистский театр и "общество спектакля": к проблеме конструирования образного знания // Общество. Коммуникация. Образование. – 2021. – С. 20-35
Авторы: Мурейко Л. В.
Выходные сведения: 2021
Коллекция: Общая коллекция
Тематика: Философия; Теория познания; конструктивистский театр; общество спектакля (философия); масс-медиа; конструирование образа реальности; образное знание; театрализация общества (философия); спектакулярность; constructivist theater; performance society (philosophy); mass media; constructing an image of reality; figurative knowledge; theatricalization of society (philosophy); theatricality
УДК: 165
ББК: 87.22
Тип документа: Статья, доклад
Тип файла: PDF
Язык: Русский
DOI: 10.18721/JHSS.12302
Права доступа: Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Ключ записи: RU\SPSTU\edoc\68073

Разрешенные действия: Прочитать Загрузить (238 Кб)

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Аннотация

Цель исследования – развитие гипотезы о возможности эпистемологического исследования "общества спектакля" на модели конструктивистского театра. В процессе моделирования акцентируются такие схожие свойства одного и другого, как зрелищная подача информации и особая значимость технологий игровой трансформации образа реальности. Исследование направлено на уточнение онтологического среза технологий создания, трансляции и усвоения автоматических актов образного мышления. Методологической основой данной работы являются режиссерские идеи В. Мейерхольда (включая их развитие в современном экспериментальном театре) и концепты Г. Дебора, Б. Лорел о тенденции ко всеобщей театрализации общества. Принимаются во внимание сравнения поля науки и сцены театра, предлагаемые П. Бурдье, Ж. Бодрийяром, Д. Деннетом, Б. Баарсом. Эмпирическим материалом являются постановки театров, ориентированные на технологическую игру с образами реальности. Исследование проводится с использованием коммуникативно-эпистемологического подхода. Рассматривается проблема зримого с обращением к метафоре света, используемой как в теориях знания, так и в театроведческих определениях сцены. При выделении в постановках Мейерхольда особой роли механически функционирующих образов мира уточняется тезис, согласно которому театральный конструктивизм по своей сути анти-психологичен. Предлагается трактовать феномен человека-"марионетки", находящегося под влиянием определенных технологий, следующим образом: техническое, машинное, соединяясь с автоматически протекающим аффективным, способно произвести новую субъективность. Авторским вкладом в рассматриваемую проблему является разработка идеи, согласно которой использование метафоры театра в философских исследованиях особенно ярко демонстрирует концептуальную противоречивость в понимании сознания и субъективности. Механистичность образного мышления имеет неоднозначный характер и может сопровождаться субъективностью. Конкретизация неоднозначности механически функционирующих образов способна повысить продуктивность эпистемологических проектов по изучению вариантов объективации субъективности. Такое знание необходимо для разработки новых технологий контроля имитации субъектности в условиях разрастающейся театрализации общества.

The purpose of the study is to develop a hypothesis about the possibility of an epistemological study of the "Society of the Spectacle" on the model of Constructivist Theater. The research is aimed at clarifying the ontological, usually unconscious cross-section of technologies for creating, translating and assimilating automatic acts of imaginative thinking. The methodological basis of this work is the director’s ideas of V. Meyerhold (including their development in the modern experimental theater) and the concepts of G. Deborah, B. Laurel etc. about the trend towards the general theatricalization of society due to the development of the mass media environment. The comparisons of the field of science and the theater scene proposed by P. Bourdieu, J. Baudrillard, D. Dennett, B. Baars are taken into account. The empirical material is theater productions focused on a technological game with images of reality. In general, the above-mentioned purpose of the article is implemented using a communicative-epistemological approach. When highlighting the special role of mechanically (automatically) functioning images of the objective world in V. Meyerhold’s productions, the thesis is clarified, according to which theatrical constructivism is inherently anti-psychological. It is proposed to interpret the phenomenon of a human-"automaton" who is under the influence of certain technologies as follows: the technical, machinelike component combining with the automatically flowing affective one is able to produce a new subjectivity. The author’s contribution to the problem under consideration is the development of the idea according to which the use of the metaphors of the theater in philosophical research especially vividly demonstrates the conceptual inconsistency in the understanding of consciousness and subjectivity. The mechanistic nature of imaginative thinking is ambiguous and may be accompanied by subjectivity. Such knowledge is necessary for the development of new technologies for controlling imitations of subjects.

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все Прочитать Печать Загрузить
-> Интернет Все Прочитать Печать Загрузить

Статистика использования

stat Количество обращений: 138
За последние 30 дней: 9
Подробная статистика