Детальная информация

Название: Трансформация модели университета как элемента региональной инновационной системы // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер.: Экономические науки. – 2021. – С. 95-109
Авторы: Тронина И. А.; Татенко Г. И.; Бахтина С. С.
Выходные сведения: 2021
Коллекция: Общая коллекция
Тематика: Образование. Педагогика; Высшее профессиональное образование; инновационные системы; региональные инновационные системы; университетские модели; трансформация университетских моделей; предпринимательский поиск; концепция умной специализации; четырехзвенная спираль инноваций; innovative systems; regional innovation systems; university models; transformation of university models; entrepreneurial search; smart specialization concept; four-link spiral of innovation
УДК: 378
ББК: 65.263
Тип документа: Статья, доклад
Тип файла: PDF
Язык: Русский
DOI: 10.18721/JE.14407
Права доступа: Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Ключ записи: RU\SPSTU\edoc\68108

Разрешенные действия: Прочитать Загрузить (293 Кб)

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Аннотация

В настоящее время достаточно остро встает вопрос о ключевых направлениях трансформации модели университета. Во-первых, это поможет переосмыслить взаимоотношения между всеми участниками инновационного процесса в формате цивилизационного перехода к новым формам сотрудничества и партнерства; во-вторых, дополнить существующие модели с акцентом на качество жизни, счастье, изменение городской и региональной среды; в-третьих, совершенствовать образовательный и научный процессы с помощью внедрения более современной педагогики, образовательных технологий, а также технологий научного поиска и активизации инновационной деятельности. Объективная необходимость изучения данной проблемы в теоретическом и методическом аспектах подтверждает актуальность темы исследования авторского коллектива. Цель исследования заключается в разработке методического подхода к проведению организационной диагностики университета как драйвера инновационного развития региона для планирования и осуществления его трансформационных преобразований. Используя общенаучные и специальные методы научного поиска, авторами изучены основные подходы и модели трансформации университетов в российской и зарубежной практике. Основной акцент сделан на возможности преобразования вуза в целях инновационного развития региона с учетом концепции "умной специализации". Установлено, что согласно модели "четырехзвенной спирали инноваций" современный университет является активным стейкхолдером инновационного процесса. В связи с этим определена роль высших учебных заведений в формировании региональных программ инновационного развития на основе принципов "умной специализации". Выделены функции университетов как групп стейкхолдеров "Наука и образование" на каждом этапе данного стратегического процесса, что подчеркивает научную новизну проводимого исследования. Для планирования и осуществления мероприятий по трансформации модели университета как элемента региональной инновационной системы авторами предложена методика проведения организационной диагностики и структурирования проблем как аналитический шаг будущих преобразований вуза. Направления дальнейших исследований авторов при этом будут направлены на изучение проблем межрегионального сотрудничества вузов как стейкхолдеров инновационного процесса.

At present, the question of the key directions of transformation of the university model is quite acute. First, it helps to rethink the relationship between all participants in the innovation process in the format of a civilizational transition to new forms of cooperation and partnership. Secondly, it complements the existing models with an emphasis on the quality of life, happiness, and changes in the urban and regional environment. Thirdly, it improves the educational and scientific processes through the introduction of up-to-date pedagogy, educational technologies, as well as technologies of scientific research and the activation of innovative activities. The objective necessity of studying this problem in theoretical and methodological aspects confirms the relevance of the research topic of the authors’ team. The purpose of the study is to develop a methodological approach to conducting organizational diagnostics of the university as a driver of innovative development of the region for planning and implementing its transformations. Using general scientific and special methods of scientific research, the authors have studied the main approaches and models of university transformation in Russian and foreign practice. The main emphasis is placed on the possibility of transforming the university for the purpose of innovative development of the region, taking into account the concept of "smart specialization". It is established that according to the model of the "four-link spiral of innovation", a modern university is an active stakeholder in the innovation process. In this regard, the role of higher educational institutions in the formation of regional innovative development programs based on the principles of "smart specialization" is determined. The functions of universities as groups of "Science and Education" stakeholders at each stage of this strategic process are highlighted, which emphasizes the scientific novelty of the research. To plan and implement measures for the transformation of the university model as an element of the regional innovation system, the authors propose a method for organizational diagnostics and structuring problems as an analytical step for future transformations of the university. The directions of further research of the authors will be aimed at studying the problems of interregional cooperation of universities as stakeholders of the innovation process.

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все Прочитать Печать Загрузить
-> Интернет Все Прочитать Печать Загрузить

Статистика использования

stat Количество обращений: 139
За последние 30 дней: 12
Подробная статистика