Детальная информация

Название: Референтная модель управления цифровой трансформацией организации // π-Economy. – 2024. – Т. 17, № 2. — С. 27-43
Авторы: Поняева И. И.
Выходные сведения: 2024
Коллекция: Общая коллекция
Тематика: Экономика; Экономика организации (предприятия, фирмы) в целом; Внутрифирменное управление. Менеджмент; референтные модели; цифровая трансформация организаций; управление цифровой трансформацией; бизнес-процессы; библиометрический анализ; управление цифровизацией; научные публикации; цифровые технологии; reference models; digital transformation of organizations; digital transformation management; business processes; bibliometric analysis; digitalization management; scientific publications; digital technologies
УДК: 658; 338.24
ББК: 65.291; 65.291.2
Тип документа: Статья, доклад
Тип файла: PDF
Язык: Русский
DOI: 10.18721/JE.17202
Права доступа: Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Дополнительно: Новинка
Ключ записи: RU\SPSTU\edoc\73011

Разрешенные действия: Прочитать Загрузить (0,7 Мб)

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Аннотация

Цифровая трансформация определена как одна из основных тенденций и катализатор научно-технологического развития страны на ближайшее десятилетие. С управленческой точки зрения процесс цифрового преобразования требует поэтапной и стратегической проработки шагов и связанной системы целевых показателей стратегического развития, обеспечивающей в том числе мониторинг достижения поставленных целей. С учетом растущего числа технологий и их спецификой, необходимо объединять все факторы и элементы системы и формулировать наиболее полное определение модели управления цифровой трансформацией организации. Цель исследования. Разработка референтной модели управления цифровой трансформацией организации. Данное исследование направлено на дополнение существующей литературы по управлению цифровой трансформацией организации. Задачи исследования. 1. Провести библиометрический анализ научных публикаций в области управления цифровой трансформацией организации, определить области научных знаний. 2. Определить ключевые тематики исследований в области управления цифровой трансформацией организации посредством структурирования научных публикаций. 3. Представить и охарактеризовать составляющие референтной модели управления цифровой трансформацией организации. Для достижения поставленной цели был проведен поиск и теоретический анализ научной литературы, сбор информации из открытых источников с определением релевантной информации, обработка и системный анализ полученных данных. Для проведения библиометрического анализа была выбрана база данных Lens.org, как наиболее доступная и достаточно обширная исследовательская платформа. Полученные по итогам фильтрации данные (1184 из 4858 научных публикаций) были обработаны средствами искусственного интеллекта посредством Atlas nomic с целью структурирования исследований и определения ключевых тематик. Для представления результатов применяются система общенаучных методов и подходов: абстрактно-логический и структурно-логический анализ, системный анализ, графический и картографические методы. По результатам проведения библиометрического анализа научных публикаций в области управления цифровой трансформацией организации определены области научных знаний исследований, среди которых лидируют: бизнес (686 публикаций), компьютерные науки (570 публикаций), управление процессами (309 публикаций), бизнес-модели (286 публикаций). Структурирование итоговой выборки научных публикаций позволило определить ключевые тематики в области управления цифровой трансформацией организации: цифровизация, неопределенность, руководство, управление бизнес-процессами, бизнес-стратегия, сервитизация, мультиагентные системы, диагностика, повышение производительности, технологии блокчейн, облако и др. Разработанная по результатам исследования референтная модель управления цифровой трансформацией организации включает следующие составляющие: управляющая подсистема, которая через цифровую трансформацию оказывает прямое воздействие на управляемую подсистему организации (бизнес-процессы / бизнес-модель). Другими составляющими выступают нормативно-правовое регулирование, цифровые технологии, инфраструктура и др. Представленные рекомендации могут быть полезны с теоретической и практической точки зрения при создании и реализации стратегии цифровой трансформации организации. Как показывают результаты, за последние годы наблюдается прогрессивный интерес к исследованию вопросов управления цифровой трансформацией организаций, к которой необходимо подходить с точки зрения комплексной системы. Результативность данного процесса напрямую зависит от проработанных планов и бюджетов, учета стратегических и операционных рисков, оценке изменений и принятия мер по улучшению на всех уровнях трансформации. Направления дальнейших исследований. Будущие исследования могут основываться на полученных результатах путем разработки методического обеспечения по цифровой трансформации организации с учетом стратегических приоритетов. Кроме того, будущие исследования могут включать вопросы о ключевых цифровых компетенциях, необходимых для реализации стратегических приоритетов цифровой трансформации организаций, анализируя, как набор знаний и навыков меняется с течением времени по мере того, как организации адаптируются и извлекают уроки из своего опыта цифровой трансформации.

Digital transformation has been identified as one of the main trends and catalyst for the country’s scientific and technological development for the next decade. From a management point of view, the process of digital transformation requires a phased and strategic elaboration of steps and an associated system of strategic development targets, including monitoring the achievement of set goals. Taking into account the growing number of technologies and their specificity, it is necessary to combine all factors and elements of the system and formulate the most complete definition of a model for managing the digital transformation of an organization. Aim of the study. Development of a reference model for managing the digital transformation of an organization. This study is aimed at complementing the existing literature on managing the digital transformation of an organization. Research objectives. 1. Conduct a bibliometric analysis of scientific publications in the field of managing digital transformation of an organization, identify top fields of study. 2. Identify key research topics in the field of managing digital transformation of an organization through structuring scientific publications. 3. Present and characterize the components of the reference model for managing the digital transformation of an organization. Materials and methods. To achieve the aim, a search and theoretical analysis of scientific literature, collection of information from open sources with identification of relevant information, processing and systematic analysis of the data obtained were carried out. To carry out the bibliometric analysis, the Lens.org database was chosen as the most accessible and fairly extensive research platform. The data obtained by filtering (1184 out of 4858 scientific publications) were processed using artificial intelligence using Atlas nomic in order to structure the research and identify key topics. To present the results, a system of general scientific methods and approaches was used: abstract-logical and structural-logical analysis, system analysis, graphic and cartographic methods. Results. Based on the results of a bibliometric analysis of scientific publications in the field of managing the digital transformation of an organization, fields of study were identified, among which the top were: business (686 publications), computer science (570 publications), process management (309 publications), and business models (286 publications). Structuring the final sample of scientific publications made it possible to identify key topics in the field of managing the digital transformation of an organization: digitalization, uncertainty, leadership, business process management, business strategy, servitization, multi-agent systems, diagnostics, productivity improvement, blockchain technologies, cloud, etc. According to the results of the study, the reference model for managing the digital transformation of an organization, developed by the author, included the following components: a control subsystem, which, through digital transformation, had a direct impact on the managed subsystem of the organization (business processes / business model). Other components were legal regulation, digital technologies, infrastructure, etc. The recommendations presented can be useful from a theoretical and practical point of view when creating and implementing an organization’s digital transformation strategy. Conclusions. As the results show, in recent years there has been a progressive interest in studying the issues of managing the digital transformation of organizations, which must be approached from the point of view of an integrated system. The effectiveness of this process directly depends on well-developed plans and budgets, taking into account strategic and operational risks, assessing changes and taking improvement measures at all levels of transformation. Directions for further research. Future research could be built on the results obtained by developing methodological support for the digital transformation of an organization, taking into account strategic priorities. In addition, future research could include questions about the key digital competencies required to achieve organizations’ strategic digital transformation priorities, examining how knowledge and skill sets change over time as organizations adapt and learn from their digital transformation experiences.

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все Прочитать Печать Загрузить
-> Интернет Все Прочитать Печать Загрузить

Статистика использования

stat Количество обращений: 9
За последние 30 дней: 9
Подробная статистика