Детальная информация
Название | Kafka and Technocratic Reality // Technology and Language: interdisciplinary open-access scientific journal. – 2024. – Т. 5, № 3. — С. 145-155 |
---|---|
Авторы | Serkova V.; Yakimenko A. |
Выходные сведения | 2024 |
Коллекция | Общая коллекция |
Тематика | Социальная философия; Общество и техника; Литературоведение; Анализ литературного произведения. Литературная критика; the philosophy of technology; literary text analysis; philosophical problems; teleology; problems of civilizations; technocratic order; философия техники; анализ художественного текста; философские проблемы; телеология; проблемы цивилизаций; технократический порядок |
УДК | 1:316; 82.09 |
ББК | 60.024; 83.2 |
Тип документа | Статья, доклад |
Тип файла | |
Язык | Английский |
DOI | 10.48417/technolang.2024.03.11 |
Права доступа | Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование) |
Дополнительно | Новинка |
Ключ записи | RU\SPSTU\edoc\74522 |
Дата создания записи | 19.11.2024 |
The essay interprets Franz Kafka's short story "In der Strafkolonie [In the Penal Colony]" (1914) not from the perspective of literary hermeneutics, but from the perspective of criticism: intents and allusions are attributed without any consideration or identification of the author's position, without reference to the tradition of researching his legacy. The machine depicted in the story and the events related to it are situated in the context of New Age island literature and are seen as a carnival inversion of the idea of technological progress. The interpretation is based on the hypothesis that Kafka's island containing a penal colony is in fact Bacon's Bensalem, inverted in the course of historical time (New Atlantis, 1623). What is considered and discussed is the very image of the island as a place of action, the parallelisms between the House of Solomon and the penal colony, between the perfect language that removes the idols of the market and the program code of the killing machine executed in the form of ethical maxims. Most importantly, the essay considers two versions of interpretating the destruction of the machine and the suicide of the officer who serves it. The first version is conditioned by a tradition of technophobia in public consciousness during the 19th and 20th centuries and is connected with the birth of existentialist philosophy of technology; the second version is connected with the loss of a vision for the role of science and technology in Western Europe in the early 20th century - with the Decline of the West expressing itself as a nascent information machine via the rejection of scientific and technological subjectivity and historical sovereignty in favor of the ideology of Nazism. The essay concludes with the thesis that it is necessary to look at today's events through the eyes of Kafka's "visionary": The information machine of Nazism is reviving and obviously requires an observer capable of breaking it down - if not destroying it, at least breaking it down again.
Цель статьи - выявить основные темы рассказа Франца Кафки “В исправительной колонии” в свете современной ему нарождающейся философии техники. Сравнительный анализ художественного текста и философских программ, объединенных одной тематикой и проблематикой, является основой аналитики статьи. Накануне Первой Мировой войны актуальными становятся вопросы о прагматике и телеологии бурного развития техники, о следствиях внедрение ее в самую ткань культуры, о повышении ее манипулятивных возможностей в управлении природным порядком. Возрастающая власть машины, бездушного аппарата осознается как большая цивилизационная проблема, разрешить которую пытаются и “философствующие инженеры”, и оппонирующие им критики, что осуществляется как в формах философского дискурса, так и в художественных произведениях. К первым опытам философии техники можно отнести работы Э. Каппа, Т. Веблена, П. Энгельмейера, Ф. Дессауэра, Э. Цшиммера, О. Шпенглера, Г. Зиммеля, позднее – Б. Вышеславцева. Появляются также и сочинения писателей, в которых отражается проблематика, связанная с утверждением в культуре техники и инженерного дела. В небольшом рассказе Франца Кафки “В исправительной колонии” находят отражение многие темы, которые входят в традицию философии техники не только среди современных Кафке философствующих инженеров накануне Первой Мировой войны, но и на протяжении всего 20 столетия. К ним относятся технократические тенденции “непраздного класса”, идеалы технократического порядка; этические проблемы, связанные с внедрением машин в тело культуры; возможность гармонического взаимодействия социального и технического миров. В статье анализируются некоторые вопросы, содержащиеся в рассказе Кафки в свете зарождающейся области гуманитарного знания – философии техники.
Количество обращений: 9
За последние 30 дней: 9