Детальная информация
Название | Berdyaev Returns // Technology and Language. – 2023. – Т. 4, № 2. — С. 39-43 |
---|---|
Авторы | Mitcham C. |
Выходные сведения | 2023 |
Коллекция | Общая коллекция |
Тематика | Философия; Метафизика. Онтология; Религия. Мистика. Свободомыслие; Религиоведение; philosophy of technology; technical-mechanical world; ethical issues; religious criticism; moral; theology; философия техники; технико-механический мир; этические вопросы; религиозная критика; мораль; теология |
УДК | 11/12; 21 |
ББК | 87.24; 86.2 |
Тип документа | Статья, доклад |
Тип файла | |
Язык | Английский |
DOI | 10.48417/technolang.2023.02.04 |
Права доступа | Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование) |
Дополнительно | Новинка |
Ключ записи | RU\SPSTU\edoc\75571 |
Дата создания записи | 27.03.2025 |
Religious criticisms of technology attempt to examine it from the perspective of ethics, with ethics resting, at least in the Abrahamic traditions, on some relationship to divinity. The religious dimension of human life has both practical and theoretical sides: morals and theology. Although these two subjects cannot be completely separated, it is useful to consider religious critiques that approach technology from the perspective of practical religious life or of religious thought, that is, theology. Nikolai Berdyaev sought to elucidate the basic characteristics of the technical age and how it brings to a close the earth-centered period of human history and democratizes society. Accepting the new civilization as historically given, he inquires into its religious consequences: What is the religious meaning of the technical-mechanical form of civilization? According to Berdyaev and Jacques Ellul something radically important is being lost in the technoscientific lifeworld in which technology has become a dehumanizing, life-distorting addiction. The only truly human or spiritual way forward is by renewing and reapplying the radical Christian tactic of attacking all false gods. Just as Christianity demythologized the natural-organic world of myths and superstition, Christianity can reassert human freedom and spiritually by demythologizing the technical-mechanical world. The attack on the false gods of nature disenchanted nature, opening a pathway to the modern science of nature, and thereby to modern technology and the techno-lifeworld. Now the same tactic must be re-deployed to torpedo our enchantments with and by technology.
Религиозная критика технологии пытается рассмотреть ее с точки зрения этики, а этика, по крайней мере в авраамических традициях, основывается на определенном отношении к божественному. Религиозное измерение человеческой жизни имеет как практическую, так и теоретическую стороны: мораль и теологию. Хотя эти два предмета нельзя полностью разделить, полезно рассмотреть религиозную критику, которая подходит к технологии с точки зрения практической религиозной жизни или религиозной мысли, то есть теологии. Николай Бердяев стремился выяснить основные характеристики технического века и то, как он завершает геоцентричный период человеческой истории и демократизирует общество. Принимая новую цивилизацию как исторически данную, он задается вопросом о ее религиозных последствиях: Каково религиозное значение технико-механической формы цивилизации? По мнению Бердяева и Жака Эллюля, в технонаучном жизненном мире, в котором технология стала дегуманизирующей, искажающей жизнь зависимостью, теряется нечто радикально важное. Единственный по-настоящему человеческий или духовный путь вперед лежит через обновление и повторное применение радикальной христианской тактики нападения на всех ложных богов. Подобно тому, как христианство демифологизировало природно-органический мир мифов и суеверий, христианство может вновь утвердить человеческую свободу и духовность путем демифологизации технико-механического мира. Нападение на ложных богов природы лишило природу чар, открыв путь к современной науке о природе, и тем самым к современной технологии и техно-жизни. Теперь та же тактика должна быть применена вновь, чтобы атаковать нашу зачарованность технологией.
Количество обращений: 7
За последние 30 дней: 7