Детальная информация
| Название | The Language of Machines from Baroque Automata to Digital Hybrids: The Poetics of Technological Evolution // Technology and Language. – 2025. – Т. 6, № 3 : The Language and Poetics of Machines. — С. 43-63 |
|---|---|
| Авторы | Markov A. V. ; Sosnovskaya A. M. |
| Выходные сведения | 2025 |
| Коллекция | Общая коллекция |
| Тематика | Социальная философия ; Общество и техника ; Радиоэлектроника ; Искусственный интеллект. Экспертные системы ; language of technology ; evolution of language of machines ; object-oriented ontology ; hybrid systems ; industrial age ; cultural and historical paradigms ; язык технологий ; эволюция языка машин ; объектно-ориентированная онтология ; гибридные системы ; индустриальная эпоха ; культурно-исторические парадигмы |
| УДК | 1:316 ; 81'27 |
| ББК | 60.024 ; 81.001.2 |
| Тип документа | Статья, доклад |
| Тип файла | |
| Язык | Английский |
| DOI | 10.48417/technolang.2025.03.04 |
| Права доступа | Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование) |
| Дополнительно | Новинка |
| Ключ записи | RU\SPSTU\edoc\77377 |
| Дата создания записи | 14.11.2025 |
This article presents a comprehensive interdisciplinary study of the evolution of the language of machines, examined as a reflection of fundamental epistemological and cultural paradigms of different historical epochs. In order to achieve for the first time an interdisciplinary methodological synthesis of Object-Oriented Ontology, the theory of hyperobjects, and historical-cultural analysis, the paper proposes to study machines as actors possessing their own language, thereby overcoming the traditional anthropocentric approach in studies of technology. The central thesis maintains that machines have never been neutral tools but have consistently functioned as active actors that shape and transmit specific linguistic codes embodying the aesthetic, social, and power structures of their time. The methodological framework synthesizes the principles of Graham Harman's object-oriented ontology, Timothy Morton's concept of hyperobjects, and historical-cultural analysis, thus enabling the identification of a continuous line of transformation in machine language from the Baroque era to the digital present. The novelty of the research lies in the development of a periodization of the evolution of machine language, which identifies its specific regimes (allegorical, intimate-playful, functional-deterministic, reflexively-hybrid) and links them to shifts in cultural-historical paradigms, rather than solely to technological progress. The research results demonstrate a sequential shift in linguistic regimes: the allegorical theatricality and rhetorical excess of Baroque automata give way to the intimate and playful language of Rococo machines, which in turn is replaced by the functional determinism and standardized "grammar of mechanisms" of Franz Reuleaux in the industrial age. Particular attention is paid to the analysis of the contemporary digital stage, where the language of artificial intelligence is characterized as reflexive-hybrid. It is shown that AI systems generate a fundamentally new type of interaction based on feedback loops (retroflection) and fusion processes, leading to the emergence of distributed epistemological structures and the blurring of traditional boundaries between natural and artificial intelligence. The study reveals that machines not only perform utilitarian functions but also actively participate in generating new regimes of knowledge production, acting as co-authors. The conclusions emphasize that modern technologies represent complex actor-network formations in which materiality acquires its own voice through the hybrid language of reflexive co-creation, necessitating the development of new ethical and philosophical frameworks for understanding human-machine interaction.
Статья представляет собой междисциплинарное исследование эволюции языка машин, рассматриваемого как отражение фундаментальных эпистемологических и культурных парадигм различных исторических эпох. Впервые предложен и применен междисциплинарный методологический синтез объектно-ориентированной онтологии, теории гиперобъектов и историко-культурного анализа для изучения машин как акторов, обладающих собственным языком, что позволяет преодолеть традиционный антропоцентрический подход в исследованиях техники. Основной тезис работы заключается в том, что машины никогда не были нейтральными инструментами, но всегда функционировали как активные акторы, формирующие и транслирующие специфические языковые коды, воплощающие эстетические, социальные и властные структуры своего времени. Методологический аппарат исследования синтезирует принципы объектно-ориентированной онтологии Грэма Хармана, концепцию гиперобъектов Тимоти Мортона и историко-культурный анализ, что позволяет выявить непрерывную линию трансформации машинного языка от эпохи барокко до цифровой современности. Научная новизна исследования заключается в разработке оригинальной периодизации эволюции языка машин, выявляющей его специфические режимы (аллегорический, интимно-игровой, функционально-детерминистский, рефлексивно-гибридный) и связывающей их со сменой культурно-исторических парадигм, а не только с техническим прогрессом. Результаты исследования демонстрируют последовательную смену языковых режимов: аллегорическая театральность и риторическая избыточность барочных автоматов сменяется интимно-игровым языком машин рококо, который, в свою очередь, уступает место функциональному детерминизму и стандартизированной "грамматике механизмов" Франца Рёло в индустриальную эпоху. Особое внимание уделяется анализу современного цифрового этапа, где язык искусственного интеллекта характеризуется как рефлексивно-гибридный. Показано, что современные ИИ-системы порождают принципиально новый тип взаимодействия, основанный на петлях обратной связи (ретрофлексии) и процессах слияния, что приводит к возникновению распределенных эпистемологических структур и стиранию традиционных границ между естественным и искусственным интеллектом. В ходе исследования выявлено, что машины не только выполняют утилитарные функции, но и активно участвуют в генерации новых режимов производства знания, выступая в роли со-авторов. Выводы работы подчеркивают, что современные технологии представляют собой сложные акторно-сетевые образования, в которых материальность обретает собственный голос через гибридный язык рефлексивного сотворчества, что требует разработки новых этических и философских рамок для осмысления человеко-машинного взаимодействия.
- The Language of Machines from Baroque Automata to Digital Hybrids: The Poetics of Technological Evolution
- Язык машин от барочных автоматов к цифровым гибридам: Поэтика технологической эволюции
- МАШИНА КАК ГРАММАТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ
- ОТ МЕХАНИЗАЦИИ РЕАЛЬНОСТИ К МЕХАНИЗАЦИИ ЯЗЫКА
- КАК МАШИНА ЗАГОВОРИЛА МЕТАЯЗЫКОМ
- ПОЭТИКА МАШИННОГО УВЛЕЧЕНИЯ И ВОВЛЕЧЕНИЯ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- REFERENCES
Количество обращений: 5
За последние 30 дней: 5