Детальная информация

Название: Научные основы проектирования устойчивого развития в системе природа - общество - человек: учебно-методическое пособие
Авторы: Большаков Борис Евгеньевич; Кузнецов Олег Леонидович
Организация: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Факультет технической кибернетики
Выходные сведения: СПб., 2012
Коллекция: Учебная и учебно-методическая литература; Общая коллекция
Тематика: Безопасность жизнедеятельности человека; Охрана окружающей среды; техносфера
УДК: 502.1(075.8); 504.5(075.8)
Тип документа: Учебник
Тип файла: PDF
Язык: Русский
Права доступа: Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать)
Ключ записи: RU\SPSTU\edoc\19315

Разрешенные действия: Прочитать Загрузить (4,4 Мб)

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Аннотация

В учебно-методическом пособии «Научные основы устойчивого развития в системе природа - общество - человек» излагаются мировоззрение, теория и метод проектирования устойчивого развития как целостная система научных знаний о системе природа - техносфера - общество - человек. Особое внимание уделяется синтезу и соизмерению взаимных связей и знаний в творческом процессе исследования и конструирования разнообразных систем. Принципиально новым в книге является: связь устойчивого развития с фундаментальными законами системы «природа-общество-человек»; логика перехода к устойчивому развитию в экологии, экономике, финансах, политике, образовании. Приведены вопросы для обсуждения и дискуссий, задания студентам, словарь терминов и понятий. Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по магистерской программе «Управление безопасным развитием техносферы» по направлению «Техносферная безопасность». Может быть использовано при обучении в системах повышения квалификации, в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все Прочитать Печать Загрузить
-> Интернет Все Прочитать Печать Загрузить

Оглавление

  • Научные основы проектирования устойчивого развития в системе природа – общество - человек
  • Учебно-методическое пособие
    • Учебно-методическое пособие
      • Учебно-методическое пособие
        • Учебно-методическое пособие
          • Часть II
            • Часть II
              • Часть III
  • Алгоритм расчета тензорных сетей
    • Алгоритм расчета тензорных сетей
      • Алгоритм расчета тензорных сетей
        • Список авторов, работы которых использованы в базе научных знаний
          • Список авторов, работы которых использованы в базе научных знаний
            • Список авторов, работы которых использованы в базе научных знаний
              • Список авторов, работы которых использованы в базе научных знаний
                • Литература
                  • Мировоззрение
    • Теория
      • Естественно-научные основы теории системы
    • Глава 8
    • Стандарты описания
      • Обобщающие выводы и постулаты к разделу 1 в целом
        • Обобщающие выводы и постулаты к разделу 1 в целом
          • Обобщающие выводы и постулаты к разделу 1 в целом
            • Обобщающие выводы и постулаты к разделу 1 в целом
              • Обобщающие выводы и постулаты к разделу 1 в целом
                • Обобщающие выводы и постулаты к разделу 1 в целом
                  • Раздел 2
              • ПРИЛОЖЕНИЯ
        • Список авторов, работы которых использованы в базе научных знаний
          • Список авторов, работы которых использованы в базе научных знаний
            • Литература
          • Предисловие для студента
      • Принцип устойчивого развития
      • (одобренный ООН в 1987 г.)
      • 1. «Устойчивое развитие подразумевает удовлетворение потребностей современного поколения, не угрожая возможности будущих поколений удовлетворять собственные потребности.
        • 1. «Устойчивое развитие подразумевает удовлетворение потребностей современного поколения, не угрожая возможности будущих поколений удовлетворять собственные потребности.
          • 1. «Устойчивое развитие подразумевает удовлетворение потребностей современного поколения, не угрожая возможности будущих поколений удовлетворять собственные потребности.
            • 1. «Устойчивое развитие подразумевает удовлетворение потребностей современного поколения, не угрожая возможности будущих поколений удовлетворять собственные потребности.
              • Состояние на 2000 год
    • Выводы
  • Часть I
  • Мировоззрение
    • Базовые понятия.
    • Глава 1
    • Суть научного мировоззрения
      • 1. Что такое научное мировоззрение?
      • 1. Что такое научное мировоззрение?
        • 1. Что такое научное мировоззрение?
          • 1. Что такое научное мировоззрение?
            • Рис. 1.1
      • 2. Отношение: научное и интуитивное мировоззрение
        • 2. Отношение: научное и интуитивное мировоззрение
          • 2. Отношение: научное и интуитивное мировоззрение
            • Рис. 1.2
      • 3. Общеобязательность выводов научного мировоззрения
      • 4. Что такое знание и научное знание?
        • 4. Что такое знание и научное знание?
          • 4. Что такое знание и научное знание?
            • 4. Что такое знание и научное знание?
              • Наука как производство новых научных знаний
  • Что есть знание?
    • Что есть знание?
      • 5. Требования доказуемости знания
      • Требования измеримости знания
      • 6. О логике проектирования
      • 7. О существовании универсальной основы и меры знания
      • 8. О развитии научного мировоззрения
        • 8. О развитии научного мировоззрения
          • 8. О развитии научного мировоззрения
            • 8. О развитии научного мировоззрения
              • 8. О развитии научного мировоззрения
                • Рекомендуемая литература
    • Глава 2
    • Суть и устройство научного знания
      • 1. Как из «моря данных» выудить знание?
  • Рис. 2.1.
    • Рис. 2.1.
      • 2. Как выделить научное знание?
      • 3. Состав элементов ЗНАНИЯ
        • 3. Состав элементов ЗНАНИЯ
          • 3. Состав элементов ЗНАНИЯ
            • 3. Состав элементов ЗНАНИЯ
              • 3. Состав элементов ЗНАНИЯ
                • 3. Состав элементов ЗНАНИЯ
                  • Таблица 2.1
            • Зачем–цель
            • Кто–субъект
      • Разрывы в содержании научного знания
      • Разрывы в инструментах знания:
        • Разрывы в инструментах знания:
          • Разрывы в инструментах знания:
            • Разрывы в инструментах знания:
              • Последствия
    • Выводы
    • Основные понятия
    • Вопросы
    • Задания
      • Задания
        • Задания
          • Задания
            • Задания
              • Задания
                • Рекомендуемая литература
    • Глава 3
    • Устойчивое развитие
    • как проблема синтеза научных знаний.
    • О системе природа—общество—человек
    • Задания
      • Задания
        • Задания
          • Задания
            • Рекомендуемая литература
    • Глава 4
    • Философская суть проблемы
      • 1. Две Логики Философии.
      • 2. «Атомистика» и Развитие.
      • 3. «Хаос» и «порядок».
      • 4. От идеи «Атомистики» к идее Развития.
      • 5. Связь аксиом математики с диалектической логикой.
      • 6. Пространство—время—движение как УНИВЕРСУМ.
      • 7. О пересечении мира математики и мира действительной природы.
      • 8. Количество, качество и мера.
      • 1. Две Логики Философии
      • 2. «Атомистика» и Развитие
      • 3. «Хаос» и «порядок»
      • 4. От идеи «Атомистики» к идее Развития
      • О пространственно-временном противоречии движения
      • 5. Связь аксиом математики с диалектической логикой
      • О связи пространства—времени—движения
        • Как связаны Пространство–Время–Движение–Мера?
      • 6. Пространство—время—движение как УНИВЕРСУМ
      • 7. О пересечении мира математики
      • и мира действительной природы
      • Что можно складывать и что складывать нельзя?
      • 8. Количество, качество и мера
    • Пространство — Время — Движение — мера — Универсум
      • Пространство — Время — Движение — мера — Универсум
        • Пространство — Время — Движение — мера — Универсум
          • Пространство — Время — Движение — мера — Универсум
            • Пространство — Время — Движение — мера — Универсум
              • Пространство — Время — Движение — мера — Универсум
                • Рекомендуемая литература
    • Глава 5
    • Суть проблемы в основаниях математики
      • 1. Почему человечество создало математику?
      • 3. Почему ЗНАНИЕ математики не гарантирует УМЕHИЯ
      • ей пользоваться в конкретном проектировании систем?
      • Измерение — наука
      • Геометрия и хронометрия
      • 4. Какова «ключевая идея», которая приблизила нас
      • к современному уровню понимания математики?
      • Множественность геометрий
      • и множественность классов явлений природы
    • Выводы
      • Выводы
        • Выводы
          • Выводы
            • Выводы
              • Выводы
                • Рекомендуемая литература
    • Глава 6
    • Естественно-научная суть проблемы
      • Естественно-научная суть проблемы
        • Естественно-научная суть проблемы
          • Естественно-научная суть проблемы
            • Андрей Белый
              • Чижевский
                • Рекомендуемая литература
    • Глава 7
    • Гуманитарная суть проблемы
    • Всякое творчество по природе своей КОСМИЧНО.
    • 1. Ключевой вопрос
    • 2. Становление как ключ к пониманию рождения нового
    • 3. Творчество как акт сотворения будущего
      • На фоне социальной неразберихи последних лет — падения престижа одних профессий и роста престижа других — создается иллюзия, что можно обходиться без всякого научного образования. Необозримое количество научных дисциплин особенно остро ставит проблему выбора ПРОФЕССИИ.
        • На фоне социальной неразберихи последних лет — падения престижа одних профессий и роста престижа других — создается иллюзия, что можно обходиться без всякого научного образования. Необозримое количество научных дисциплин особенно остро ставит проблему выбора ПРОФЕССИИ.
          • На фоне социальной неразберихи последних лет — падения престижа одних профессий и роста престижа других — создается иллюзия, что можно обходиться без всякого научного образования. Необозримое количество научных дисциплин особенно остро ставит проблему выбора ПРОФЕССИИ.
            • На фоне социальной неразберихи последних лет — падения престижа одних профессий и роста престижа других — создается иллюзия, что можно обходиться без всякого научного образования. Необозримое количество научных дисциплин особенно остро ставит проблему выбора ПРОФЕССИИ.
              • На фоне социальной неразберихи последних лет — падения престижа одних профессий и роста престижа других — создается иллюзия, что можно обходиться без всякого научного образования. Необозримое количество научных дисциплин особенно остро ставит проблему выбора ПРОФЕССИИ.
                • Рекомендуемая литература
  • Часть II
    • Часть II
      • Часть II
        • Часть II
          • Часть II
            • Базовые понятия
            • Естественно-научные основы теории системы природа—общество—человек
          • Базовые понятия
      • Глава 8
      • Стандарты описания
      • Критерии истинности
  • ЧТО ТАКОЕ НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ
    • 2. Стандартные требования к прикладной научной теории
    • 2. Стандартные этапы создания прикладной научной теории
      • Глава 9
      • Физика
      • 1. Система пространственно-временных величин
      • Обобщенные свойства системы LT
      • 2. Меры Пространства
      • 3. Меры Времени
      • 4. Стандартное изображение законов природы в системе LT
        • 4. Стандартное изображение законов природы в системе LT
          • 4. Стандартное изображение законов природы в системе LT
            • 4. Стандартное изображение законов природы в системе LT
              • 4. Стандартное изображение законов природы в системе LT
                • 4. Стандартное изображение законов природы в системе LT
                  • Как Пространственные меры математики
      • Иерархия величин
      • 5. Энергия и мощность
      • Свободная и связная энергия
        • 1А 2В 3
      • Температура и энтропия
      • Связь свободной энергии с потенциальной и кинетической
      • 6. Замкнутые и открытые системы
      • 7. Закон сохранения мощности
      • 8. Равновесные и неравновесные системы
      • Диссипативные и антидиссипативные процессы
      • 9. Механизм устойчивой неравновесности
      • 10. Неустойчивое равновесие и развитие
  • Заключение
  • Выводы
  • Задания
    • Задания
      • Задания
        • Задания
          • Задания
            • Задания
              • Задания
                • Рекомендуемая литература
      • Глава 10
      • Химия
        • Заключение
    • Выводы
    • Основные понятия
    • Вопросы
    • Задания
      • Задания
        • Задания
          • Задания
            • Задания
              • Задания
                • Рекомендуемая литература
    • Глава 11
    • Биология
    • Выводы
  • Входная мощность равна и противоположна по знаку
    • Основные понятия
    • Вопросы
    • Задания
      • Задания
        • Задания
          • Задания
            • Задания
              • Задания
                • Рекомендуемая литература
    • Заключение
    • Выводы
    • Основные понятия.
      • Задания
        • Задания
          • Задания
            • Задания
              • Задания
                • Рекомендуемая литература
  • Заключение
  • Выводы
  • Основные понятия
    • Основные понятия
      • Основные понятия
        • Основные понятия
          • Вопросы
  • Задания
  • Виды работ
    • Таблица
      • Таблица
        • Таблица
          • Таблица
            • Е, млн. ккал
              • Е, млн. ккал
                • Рекомендуемая литература
        • Основные определения
        • Балансовые уравнения взаимосвязей системы
        • «Человечество—Природа»
        • Экстенсивный рост
          • Экстенсивный рост
            • Рис. 14.3. Критические точки в отношениях общество—биосфера
    • Право Человечества жить в гармонии с Космосом
      • Право Человечества жить в гармонии с Космосом
        • Право Человечества жить в гармонии с Космосом
          • Право Человечества жить в гармонии с Космосом
            • Право Человечества жить в гармонии с Космосом
              • О «Золотом миллиарде»
              • Проблема ограниченности Земли и выход в Космос
              • Заключение
  • Выводы
  • Основные понятия
  • Глава 15
    • Технологии
  • Таблица 15.4
    • Таблица 15.4
      • Таблица 15.4
        • Таблица 15.4
          • Таблица 15.4
            • Таблица 15.4
              • Функции переноса во Времени и Пространстве
            • М —материалы
              • Технологии сохранения
              • Технологии изменения
    • A
    • B
      • B
        • B
          • B
            • B
              • Технологии устойчивого развития
    • ТЕХНОЛОГИИ ЗАМЕЩЕНИЯ
  • Утилизация идей
    • Заключение
  • Выводы
    • Основные понятия
      • Основные понятия
        • Основные понятия
          • Основные понятия
            • Основные понятия
              • Вопросы
    • Задания
    • Глава 16
    • 1. Как измерить динамику глобальной системы,
    • окружающей Человека?
  • 4. Блок «живое вещество»
  • 5. Блок «неживое вещество»
    • 5. Блок «неживое вещество»
      • 5. Блок «неживое вещество»
        • 5. Блок «неживое вещество»
          • 5. Блок «неживое вещество»
            • 5. Блок «неживое вещество»
              • 5. Блок «неживое вещество»
                • 8. Блок «население»
                  • Заключение
                  • Выводы
                  • Вопросы
                • Рекомендуемая литература
      • Глава 17
  • ЭКОНОМИКА
    • ЭКОНОМИКА
      • 1. Меры экономики и их связь
        • 1. Меры экономики и их связь
          • Что такое мера в экономике?
            • Как и в предыдущих главах, покажем (рис. 17.1)
      • 2. Стоимость и производительность труда
      • 3. «Творчество» как фактор устойчивого экономического развития
      • Минимум затрат энергии
      • 4. Качество организации
      • 5. Потенциальная возможность
      • 6. Реальная возможность
      • 7. Экономическая возможность
      • Время удвоения
      • 8. Экономические законы
      • 9. Эффективность капиталовложений и устойчивый рост
    • Принцип 1
      • Принцип 2
      • Принцип 3
        • Принцип 3
          • Принцип 3
            • Принцип 3
              • Принцип 5
              • Принцип 6
  • ОБЫЧНО РЫНОК — ПРЕКРАСНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ
    • ОБЫЧНО РЫНОК — ПРЕКРАСНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ
      • ОБЫЧНО РЫНОК — ПРЕКРАСНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ
        • ОБЫЧНО РЫНОК — ПРЕКРАСНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ
          • ОБЫЧНО РЫНОК — ПРЕКРАСНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ
            • ОБЫЧНО РЫНОК — ПРЕКРАСНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ
              • Принцип 7
      • Принцип 8
    • Уровень жизни населения определяется
      • Уровень жизни населения определяется
        • Уровень жизни населения определяется
          • Уровень жизни населения определяется
            • Уровень жизни населения определяется
              • Принцип 9
    • Цены растут тогда, когда правительство
    • Принцип 10
    • В краткосрочной перспективе общество должно сделать
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ВЫВОДЫ
  • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
    • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
      • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
        • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
          • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
            • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
              • Вопросы
  • ЗАДАНИЯ
    • ЗАДАНИЯ
      • ЗАДАНИЯ
        • ЗАДАНИЯ
          • ЗАДАНИЯ
            • ЗАДАНИЯ
              • Рекомендуемая литература
      • Глава 18
  • ФИНАНСЫ
    • ФИНАНСЫ
      • 10. Постановка вопроса
      • Связь денежных и энергетических измерителей
      • 11. Сводка критериев
      • 12. Принципиальный механизм защиты инвестиций
      • от рисков неэффективного управления развитием
        • от рисков неэффективного управления развитием
          • от рисков неэффективного управления развитием
            • Здесь существенно то, что коэффициент конвертации может быть установлен один раз, а дальше «работает» изменение величины обеспечения инвестиций (полезная мощность).
    • РИС. 18.3
      • РИС. 18.3
        • Основные понятия
  • ЗАДАНИЯ
    • ЗАДАНИЯ
      • ЗАДАНИЯ
        • Рекомендуемая литература
    • Глава 19
  • ПОЛИТИКА
    • Устойчивое развитие должно стать критерием для принятия решений, так как общество все больше ценит устойчивое развитие и становится очевидным, что этого требует цивилизация. Если этого не произойдет или не произойдет достаточно скоро, то неустойчивое человечество опустится в нищету и хаос.
    • 1. Власть, деньги и идеи
    • 4. Критические периоды в естественно-историческом процессе. Связь с войнами
    • Ответственность политики и устойчивое развитие человечества
    • 8. Определение портрета и политического курса страны
  • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
  • ЗАДАНИЯ
    • ЗАДАНИЯ
      • ЗАДАНИЯ
        • ЗАДАНИЯ
          • Рекомендуемая литература
          • Методологические предпосылки проектирования
          • сложных систем
    • Заключение
      • Заключение
        • План изложения
    • Возможные препятствия на пути
    • Тензор соединения
    • Изоморфизм закона сохранения мощности в системе
    • природа—общество—человек
  • Организованные множества
  • Проекции инварианта мощность по содержанию знания
    • Проекции инварианта мощность по содержанию знания
      • Построение базы научных знаний
    • Заключение
    • Выводы
    • Основные понятия
  • Вопросы
    • Задания
  • Рекомендуемая литература
    • Глава 22
    • Заключение
    • Основные понятия
    • Задания
    • Задания
    • Заключение
    • Задания
  • Приложение 2
  • Меры в системе LT
  • 2.1. Числа, которые преобразили мир
    • 1. Необходимое историческое отступление
    • 2. «Гвозди»,которыми математика «приколочена» к физике
    • 3. В «перекрестиях» длины и времени
    • 4. Таблица законов природы
  • Наименование фундаментальной постоянной
    • Гуманитарные науки
    • Г
    • Н
    • С
    • Щ
    • 8. Базовые понятия 4 ч
    • Стандарты описания:

Статистика использования

stat Количество обращений: 3927
За последние 30 дней: 52
Подробная статистика