Детальная информация

Название: Динамика выражения национально-культурных стереотипов о России в учебных текстах (на материале учебников русского языка как иностранного): выпускная квалификационная работа магистра: направление 45.04.02 «Лингвистика» ; образовательная программа 45.04.02_05 «Методика преподавания русского языка как иностранного и межкультурная коммуникация»
Авторы: Вовченко Наталья Евгеньевна
Научный руководитель: Чернявская Валерия Евгеньевна
Другие авторы: Сарамаха Софья Игоревна
Организация: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Гуманитарный институт
Выходные сведения: Санкт-Петербург, 2021
Коллекция: Выпускные квалификационные работы; Общая коллекция
Тематика: образ; имидж; стереотип; национально-культурный стереотип; учебник; русский язык как иностранный; image; stereotype; national-cultural stereotype; textbook; russian as a foreign language
ББК: 81.411.2-99
Тип документа: Выпускная квалификационная работа магистра
Тип файла: PDF
Язык: Русский
Уровень высшего образования: Магистратура
Код специальности ФГОС: 45.04.02
Группа специальностей ФГОС: 450000 - Языкознание и литературоведение
Ссылки: Отзыв руководителя; Рецензия; Отчет о проверке на объем и корректность внешних заимствований
DOI: 10.18720/SPBPU/3/2021/vr/vr21-2301
Права доступа: Доступ по паролю из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Ключ записи: ru\spstu\vkr\11927

Разрешенные действия:

Действие 'Прочитать' будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети Действие 'Загрузить' будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Аннотация

Предметом исследования являются языковые и визуальные семиотические средства, выражающие национально-культурные стереотипы о России в учебных текстах по русскому языку как иностранному на русском языке. Целью данной работы является анализ динамики презентации образа России в учебных текстах по русскому языку для иностранцев. Методы исследования, использованные в исследовании: метод опоры на словарные дефиниции, дискурсивный анализ, прагмасемантический анализ текста, метод анкетирования. Результаты выпускной квалификационной работы: 1. Обобщены теоретические подходы в отечественных и зарубежных исследованиях к понятию «стереотип». 2. Проанализирована различия в использовании понятий «имидж» и «стереотип». 3. Раскрыто содержание понятия «национально-культурные стереотипы» 4. Рассмотрены семиотические ресурсы, используемые для выражения национальных стереотипов, а именно языковые и визуальные средства. 5. Обобщены основные подходы к учебному дискурсу как пространству выражения национальных реалий и национально-культурных стереотипов 6. Определены основные визуальные и вербальные стереотипы, содержащиеся в учебниках по русскому языку для иностранцев учебнике Чернышова С.И. «Поехали!». Русский язык для взрослых. Базовый курс: Часть 2.1, СПб.: Златоуст – 2-е изд., испр./ С.И.Чернышов, А.В. Чернышова -, 2009. – 168с. 7. Проведён анализ динамики репрезентации образа России в учебных текстах в период с 2008 по 2021 гг. 8. Упражнения в рассмотренных учебниках, содержащие стереотипные представления о России, охарактеризованы и классифицированы. 9. Результаты анализа проверены анкетированием иностранных студентов. Область применения результатов ВКР: результаты исследования могут быть использованы при преподавании русского языка как иностранного в качестве рекомендаций при подборе учебного и методического материала.

The subject of the research is linguistic and visual semiotic means that express national and cultural stereotypes about Russia in educational texts on Russian as a foreign languag. The aim of this research is to analyze the dynamics of the presentation of the image of Russia in educational texts on the Russian language for foreigners. Used research methods are the method of relying on dictionary definitions, discursive analysis, pragmatic analysis of the text, the questionnaire method. Results of the graduate qualification work: 1.Theoretical approaches in domestic and foreign studies to the concept of "stereotype" are generalized. 2. The differences in the use of the concepts "image" and "stereotype" are analyzed. 3. The content of the concept " ethnic stereotypes" is revealed. 4. Linguistic and visual means used to express national stereotypes are considered. 5. The main approaches to the educational discourse as a space for the expression of national realities and ethnic stereotypes are summarized 6.The textbooks, training courses and methodological manuals on Russian as a foreign language, proposed for use today, are described. 7.Visual and verbal stereotypes contained in the textbooks on the Russian language for foreigners in S. I. Chernyshov's textbook "Let's go!" are identified 8. The analysis of the dynamics of the representation of the image of Russia in educational texts in the period from 2008 to 2021. 9. The exercises in the considered textbooks containing stereotypical ideas about Russia are characterized and classified. 10. The results of the analysis were verified by a survey of foreign students. The results of the research can be used in in teaching Russian as a foreign language as recommendations for the selection of educational and methodological material.

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все Прочитать Печать Загрузить
Интернет Авторизованные пользователи СПбПУ Прочитать Печать Загрузить
-> Интернет Анонимные пользователи

Статистика использования

stat Количество обращений: 6
За последние 30 дней: 0
Подробная статистика