Details

Title: Совершенствование механизма взаимодействия государства и социально ориентированных некоммерческих организаций, работающих с девиантным поведением несовершеннолетних: выпускная квалификационная работа магистра: направление 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» ; образовательная программа 38.04.04_01 «Организация государственного и муниципального управления»
Creators: Королькова Елена Александровна
Scientific adviser: Дегтерева Виктория Анатольевна
Organization: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли
Imprint: Санкт-Петербург, 2022
Collection: Выпускные квалификационные работы; Общая коллекция
Subjects: некоммерческие организации; девиантное поведение; молодежная политика; non-profit organizations; deviant behavior; youth policy
LBC: 65.292.5
Document type: Master graduation qualification work
File type: PDF
Language: Russian
Level of education: Master
Speciality code (FGOS): 38.04.04
Speciality group (FGOS): 380000 - Экономика и управление
DOI: 10.18720/SPBPU/3/2022/vr/vr22-1642
Rights: Доступ по паролю из сети Интернет (чтение)
Record key: ru\spstu\vkr\17011

Allowed Actions:

Action 'Read' will be available if you login or access site from another network

Group: Anonymous

Network: Internet

Annotation

Тема исследования: «Совершенствование механизмавзаимодействия государства и социально ориентированных некоммерческих организаций, занимающихся девиантным поведением несовершеннолетних». Цель – разработать предложения для более эффективного взаимодействия государства и некоммерческих организациях при работе с девиантным поведением несовершеннолетних. Методы исследования – изучение и анализ специальной и научной литературы, анализ внутренней документации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Текст работы проиллюстрирован таблицами и рисунками. Во введении обусловлена актуальность выбранной темы, определены цели и задачи исследования. Первый раздел посвящена изучению теоретических особенностей девиантного поведения, некоммерческих организаций. Также проанализирована законодательная база, регулирующая данную сферу, проанализирован зарубежный опыт и возможность его применения в нашей стране. Второй раздел посвящена разработке механизма взаимодействия государства и некоммерческих организаций, анализа всех инструментов входящих в механизм. В третьем разделе предложены новые инструменты, которые помогут усовершенствовать механизм взаимодействия государства и некоммерческих организаций (должность куратора за эффективной реализацией государственной поддержки НКО и единая база некоммерческих организаций), а также предложен локальный для Калининского района г. Санкт-Петербурга проект, направленный на улучшения взаимодействия государства и НКО в роли партнёров. В заключении представлены основные выводы по проделанной работе. Область применения исследования: органы, занимающиеся реализацией государственной социальной политики в области взаимодействия государства и НКО.

Research topic: "Improving the interaction mechanism of interaction between the state and non-profit organizations, working with deviant behavior of minors". The goal is to improve the mechanism of interaction between the state and non–profit organizations in the conditions of digitalization. The object is the state social policy in the field of interaction between the state and non-profit organizations. engaged in deviant behavior of minors.The subject of the study is the mechanism of interaction between the state and non-profit organizations engaged in deviant behavior of minors. Research methods – study and analysis of special and scientific literature, analysis of internal documentation.The work consists of an introduction, three chapters, a conclusion, a list of references and an appendix. The text of the work is illustrated with tables and figures. The introduction determines the relevance of the chosen topic, defines the goals and objectives of the study. The first chapter is devoted to the study of the theoretical features of deviant behavior, non-profit organizations. The legislative framework regulating this sphere is also analyzed, foreign experience and the possibility of its application in our country are analyzed. The second chapter is devoted to the development of a mechanism for interaction between the state and non-profit organizations, analysis of all the tools included in the mechanism.In the third chapter, new tools are proposed that will help improve the mechanism of interaction between the state and non-profit organizations (the position of curator for the effective implementation of state support for NGOs and a unified database of non-profit organizations), as well as a local project for the Kalininsky district of St. Petersburg aimed at improving the interaction of the state and NGOs as partners.In conclusion, the main conclusions on the work done are presented.Scope of the study: bodies involved in the implementation of state social policy in the field of interaction between the state and non-profit organizations.

Document access rights

Network User group Action
ILC SPbPU Local Network All Read
Internet Authorized users SPbPU Read
-> Internet Anonymous

Table of Contents

  • ВВЕДЕНИЕ
  • В мероприятия направленные на предупреждение распространения девиантного поведения несовершеннолетних в России вовлечена деятельность всех социальных и политических институтов, а также некоммерческих организаций, что позволяет создать слаженно работаю...
  • Социально ориентированные некоммерческие организации рассматриваются не только как объекты поддержки со стороны государства, но и как субъекты взаимодействия с государством, способные оказать по ряду направлений услуги более эффективно и качественно п...
  • Таким образом, актуальность темы данного исследования состоит в изучении актуальных проблем в механизме взаимодействия государственных органов и некоммерческих организаций деятельность которых направлена на работу с девиантным поведением несовершенно...
  • Объект – государственная социальная политика в области взаимодействия государства и некоммерческих организаций.
  • Предмет – механизм взаимодействия государства и некоммерческих организаций занимающихся девиантным поведением несовершеннолетних.
  • Цель – разработать предложения для более эффективного взаимодействия государства и некоммерческих организациях при работе с девиантным поведением несовершеннолетних.
  • Для достижения этой цели были поставлены следующие основные задачи:
  • 1. Проанализировать специфику теоретической базы и правовые основы государственной поддержки, в том числе регулирование инструментов взаимодействия государственных органов и НКО в России.
  • 2. Проанализировать состояние НКО в России и г. Санкт-Петербурге.
  • 3. Изучить зарубежный опыт поддержки НКО со стороны государства
  • 4. Выявить актуальные проблемы в механизме взаимодействия государственных органов и НКО на современном этапе развития страны.
  • 5. Разработать рекомендации по усилению государственных мер воздействия на развитие СО НКО.
  • 6. Оценить эффективность предложенных в работе рекомендаций
  • Методы исследования – изучение и анализ специальной и научной литературы, анализ внутренней документации.
  • Степень разработанности проблемы. Методологическую базу для исследования механизмов социального взаимодействия государственной власти и общества при решении различных социальных проблем, в том числе проблем девиантного поведения несовершеннолетних, а ...
  • В современных условиях исследованием тенденций развития отклоняющегося поведения в подростковый среде и разработкой профилактических мер со стороны государства и НКО занимаются: С.А. Беличева [1], Ю.И. Плахотнюк [16] и другие.
  • Среди Санкт-Петербургских ученых, исследующих проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а также совместную работу государства и некоммерческих организаций, направленных на решение этой проблемы, можно отметить таких, как: И.С. Кон [11]. В....
  • Немалый объём научных работ, посвящен исследованию проявления девиантного поведения несовершеннолетних, но тем не менее проблемы детских девиаций до сих пор носят глобальных характер на территории нашей страны. Необходим комплекс мер, направленных на ...
  • При постановке и решении поставленных задач использованы
  • законодательные и нормативные акты Российской Федерации; учебная
  • литература; статьи, опубликованные в сборниках научно методических
  • - работ, периодическая печать; информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет.
  • Для формирования собственных научных выводов и положений диссертант опирался на работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященных различным аспектам взаимодействия институтов государственной власти и общества в лице НКО занимающихся девиан...
  • Научная новизна диссертационного исследования заключается в уточнении формулировки понятия «девиантное поведение».
  • А также предложении нового инструмента механизма взаимодействия государства и некоммерческих организаций – должности Куратора за реализацией механизма поддержки государства и НКО.
  • Основные теоретические положения и выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении механизма взаимодействия государственных учреждений с некоммерческими организациями по вопросам работы с девиантным поведением несовершеннолетних. Всех составляю...
  • Практическая значимость – разработан новый подход к взаимодействию государства и некоммерческих организаций занимающихся девиантным поведением несовершеннолетних в условиях цифровизации. Разработаны рекомендации по внедрению и использованию единой инф...
  • Сформулированные в работе конкретные рекомендации и выводы могут быть использованы в практической деятельности государственных учреждений и некоммерческих организаций при работе с девиантными подростками.
  • Публикации. Выводы диссертационной работы отражены в двух научных публикациях по теме исследования.
  • Во введении обусловлена актуальность выбранной темы, определены цели и задачи исследования.
  • Первый раздел посвящен изучению теоретических особенностей девиантного поведения, некоммерческих организаций. Также проанализирована законодательная база, регулирующая данную сферу, проанализирован зарубежный опыт и возможность его применения в нашей ...
  • Второй раздел посвящен разработке механизма взаимодействия государства и социально ориентированных некоммерческих организаций, анализа всех инструментов входящих в механизм.
  • В третьем разделе разработаны предложения, которые помогут усовершенствовать механизм взаимодействия государства и некоммерческих организаций (должность куратора за эффективной реализацией государственной поддержки НКО и единая база некоммерческих орг...
  • В заключении представлены основные выводы по проделанной работе.
  • .
  • 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ основы ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
  • 1.1 Теоретические основы устройства некоммерческих организаций и причин распространения девиантного поведения несовершеннолетних
  • Существуют различные определения гражданского общества, и мало согласия относительно его точного значения, хотя между основными концептуальными компонентами достаточно много совпадений.
  • Большинство нынешних учёных изучающих гражданское общество в реалиях XXI века согласятся с утверждением, что современное гражданское общество — это совокупность государственных институтов, некоммерческих организаций и отдельных лиц, расположенных межд...
  • Социализация — развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому принадлежит [1].
  • Некоммерческий сектор обеспечивает одну из сторон инфраструктуры гражданского общества. И не может быть исключен из данной цепочки взаимосвязей. Что подтверждает важность исследования данного вопроса.
  • Первое упоминание о таком понятии, как «некоммерческая организация» на государственном уровне в нашей стране можно наблюдать с 31 мая 1991 г., в 18 статье закона «Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик» в этом документе стало закре...
  • С этого момента вопрос развития человеческого капитала, институтов гражданского общества и социального партнёрства начал интересовать руководителей страны. Власти начали выход на путь вовлечения некоммерческого сектора в общий механизм функционирован...
  • Структура сотрудничества государства и некоммерческих организаций подразумевает под собой продуманную систему возможностей, приемов, способов, средств и законов, благодаря которым они регулируют и воплощают сотрудничество для достижения взаимовыгодных...
  • В научном сообществе до сих пор остается открытым вопрос о перечне конкретных составляющих механизма. В современных исследованиях существуют различные подходы к анализу механизма взаимодействия государственных органов с НКО,
  • В данном исследовании автор будет придерживаться подхода Н.Л. Хана вили, более глубоко вопрос разработан во 2 разделе, а в пункте 2.1 изложен подробный анализ эффективности работы вышеописанных механизмов на примере г. Санкт-Петербурга.
  • Указанный автор в ходе своего теоретико-правового и одновременно практического анализа пришел к выводу о наличии внутренней инфраструктуры и соответствующего ей инструментария, задействование которого позволяет должным образом организовывать взаимодей...
  • Прежде всего, это правовые и экономические механизмы. Автор в своих трудах настаивает на их совместном применении. В этой связи, употребляет общее понятие «экономико-правовые» механизмы. В данном случае подразумевается, что с одной стороны, данные мех...
  • Еще одна разновидность рассматриваемых механизмов кроется в процедурном аспекте. Их реализация должна быть основана на прочной программно-целевой базе. Также как и предыдущие механизмы, этот базируется на принципе взаимовыгодного обмена, поиске мотив...
  • Наконец, третья разновидность – это механизмы организационного характера. Данные механизмы подразумевают создание внутренней инфраструктуры, элементы которой будут призваны решать множество возникающих проблем в деятельности тех субъектов, которые вов...
  • Составить полный перечень всех направлений работы НКО невозможно, так как их основная цель решать общественно важные вопросы и проблемы, а общественная жизнь и потребности людей могут быть самыми разнообразными.
  • Понятие социально-ориентированная некоммерческая организация было введено в 2010 году Федеральным законом от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированн...
  • Социально ориентированными являются те некоммерческие организации, которые помогают власти решать разнообразные социальные проблемы в данной работе мы затронем конкретные вопросы, а именно адаптации «трудных» подростков, но перечень проблем, с которым...
  • На 2022 год законодательно закреплено 11 организационно-правовых форм некоммерческих организаций (рисунок 1).
  • Рисунок 1 – Организационно-правовые формы некоммерческих организаций [4]
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних является важной государственной функцией, одним из направлений социальной политики современного демократического правового государства.
  • Специфика данного исследования завязана на анализе некоммерческих организаций занимающихся проявлением девиаций среди несовершеннолетних, поэтому прежде, чем перейти к дальнейшему анализу НКО стоит рассмотреть понятие девиантное поведение.
  • Девиантное поведение – это разновидность ненормативного поведения, характеризуемого отклоняющимися от общепринятых форм действиями, вызывающими ответные реакции со стороны группы, организации или общества – в виде неодобрения, социальных санкций [5].
  • Не все из описанных на рисунке 1 организационно-правовых форм подходят НКО, работающим с девиантным поведением несовершеннолетних. Так как исследование посвящено улучшению конкретного механизма взаимодействия государства и НКО работающих с девиациями ...
  • Рисунок 2 – Организационно-правовые формы НКО, одним из направлений деятельности, которых может быть работа с девиантным поведением несовершеннолетних
  • Общественные и религиозные организации (объединения) - создаются для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
  • Фонды представляют собой некоммерческую «копилку», где в первую очередь собираются средства, которые поступили на безвозмездной основе, а после разделяются на штатные потребности фонда - социальные, культурные, образовательные и иные общественно полез...
  • Учреждения – создаются для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.
  • Партнёрства - основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение общественно полезных целей.
  • Автономные некоммерческие организации - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения...
  • С целью решения проблем в области работы с девиациями несовершеннолетних инициаторами создания НКО могут выступать следующие субъекты, а именно: правительство субъекта Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы местного сам...
  • Должны быть выработаны социальные, экономические, нравственные, правовые и иные механизмы, позволяющие населению в целом обеспечивать себя своей социально одобряемой деятельностью, растить и воспитывать детей, жить полноценной жизнью.
  • За последние годы изменился не только количественный и качественный состав общественных организаций, но и сами цели и задачи их возникновения и развития. Все эти изменения стали возможными в результате развития отечественного законодательства и стремл...
  • Проанализировав точки зрения различных учёных, можно сделать вывод, что некоммерческие организации присутствуют во всех сферах развития государства, являются неотъемлемой частью гражданского общества и центром социальных отношений. В работе будет расс...
  • В исследовательских работах, вместе с понятием «девиантное поведение», присутствуют и иные термины, которые поясняют отличающееся от стандартов принципы поведения субъекта: «аморальное», «антидисциплинарное», «асоциальное», «антисоциальное», «патологи...
  • Также, некоторые деятели науки не наблюдают больших различий в данных понятиях, а другие возвышают их значимость. Исходя из этих фактов, термин «девиантное поведение» представляет из себя большое количество пояснений, то вбирая в себя все признаки отк...
  • Исходя из вышенаписанного автор считает необходимым уточнить терминологию и содержание понятий, характеризующих отклонения поведения. Учитывая множественность трактовок отклоняющегося поведения (таблица 1).
  • Таблица 1 – Определения понятия «девиантное поведение»
  • Окончание таблицы 1
  • На основании информации представленной в таблице 1 автору удалось найти взаимосвязь во всех определениях и сформулировать свою точку зрения на данное понятие.
  • Девиантное поведение – это совокупность действий и поступков несовершеннолетних, не соответствующая традиционным социально-культурным, правовым, моральным нормам поведения. Основная проблема девиации заключается конфронтации поведения несовершеннолетн...
  • Семейное неблагополучие - присутствует в различных факторах, которые представляют собой основу отрицательной ситуации и прогрессирующее развитие девиантного поведения несовершеннолетних в России. В область термина «семейное неблагополучие» можно отнес...
  • На рисунке 3 выявлены основные причины детской девиации.
  • Рисунок 3 – Причины распространения девиантного поведения в подростковой среде
  • Начальным этапом семейного благополучия может стать болезнь родителей, их минимальные знания, плохие материально-бытовые условия жизни семьи, безработица и т.п. Каждый фактор по-своему влияет на развитие становления личности ребёнка.
  • Процедура подмены нравственных понятий, отрицательное воздействие различных ситуаций, показанных в СМИ, редкое положительное влияние западных «примеров» приводят к высокой угрозе для сознания россиян. Учёные в своих исследованиях приходят к выводу, о ...
  • сделать это возможно совместными усилиями государства и некоммерческих организаций. Происходит непрерывное уменьшение возраста проявления девиаций у несовершеннолетних. У несовершеннолетних повышается степень агрессивности, жестокости, отсутствие чувс...
  • Традиционные поведенческие девиации все чаще находят реализацию в сети. Интернет создает иллюзию анонимности и безнаказанности. Девиации становятся более массовыми и все менее контролируемыми. На первый план выходит проблема информационной безопасност...
  • К сожалению, озвученные тенденции – лишь часть общей складывающейся на сегодняшний день картины. Ее более подробный анализ позволит нам установить дополнительные факторы актуальности в исследовании заявленной тематики.
  • Практическая обусловленность профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, прежде всего, заключается в неблагоприятных тенденциях криминализации подростковой среды. И именно недостаток правового воспитания самым непосредственным образом сказы...
  • Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации число осужденных несовершеннолетних за последние пять лет распределилось следующим образом (таблица 2).
  • Таблица 2 - Динамика осужденных несовершеннолетних в России с 2015 по 2019 г.
  • На первый взгляд, следует констатировать положительную тенденцию, а именно снижение криминальной активности несовершеннолетних. Однако, к сожалению, количественные тенденции в данном случае не означают соответствующих качественных изменений.
  • 1. Дело в изменении качественной структуры преступности несовершеннолетних. Все чаще в основе преступлений лежит агрессивное поведение. На это указывают следующие тенденции:
  • 2. Увеличение в общем количестве преступлений несовершеннолетних доли деяний, которые посягают на личность. Прежде всего, это убийства, причинение тяжкого вреда здоровью.
  • 3. Рост количества преступлений, которые носят корыстно-насильственную направленность. На сегодняшний день грабеж и разбойное нападение все чаще заменяют кражи.
  • 4. Общее увеличение количества тяжких и особо тяжких преступлений на 5-7 %.
  • Таким образом, можно сказать, что количественно преступность несовершеннолетних снижается. Однако вместе с тем, преступность несовершеннолетних становится все более жесткой, ориентированной на причинение максимальной степени тяжести вреда. При этом од...
  • Ситуация еще более усугубляется в связи с повышением степени вовлеченности подростков в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. По различным оценкам, на современном этапе уровень такой вовлеченности составляет порядка 90%. Безусловно, в суще...
  • Государство, безусловно, признает существование проблемы недостатка правового воспитания несовершеннолетних и ее последствия. Президент страны В.В. Путин на постоянной основе требует обеспечения профилактики подростковой преступности, а также совершен...
  • Озвученные тенденции повышают актуальность исследования (причем, институционального) института воспитания несовершеннолетних. Воспитание несовершеннолетних - процесс, созданный для формирования личности, организации возможностей для самоопределения и ...
  • В тяжелые мгновения своей истории, социум самостоятельно устанавливает «нравственные маяки», которые помогают выстоять и не потерять себя в условиях кардинальных переработок ценностных приоритетов. К личностям-маякам можно отнести Д.С. Лихачева, А.Д....
  • Профилактика деструктивного поведения подростков - один из эффективнейших механизмов социальной контроля современного общества. Можно назвать несколько уровня профилактики нарушений поведения несовершеннолетним (рисунок 4).
  • Рисунок 4 – Уровни профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.
  • Одним из обязательных и наиболее значимых элементов профилактики девиантного поведения выступает правовое воспитание. Учитывая серьезность и в определенной степени фундаментальность вопроса, рассмотрим понятие и сущность правового воспитания в системе...
  • Следует признать многообразие существующих трактовок понятия «правовое воспитание». На это указывают многие авторы, которые исследуют соответствующую научную тематику. Например, Л.В. Павлова отмечает, что «фактически, почти каждый автор, который прово...
  • На наш взгляд, основной причиной выступает общая широта дефиниции «правовое воспитание» в целом, и ее основной составляющей «воспитание», в частности. Воспитание представляется фундаментальным процессом, осуществление которого реализуется практически ...
  • В этой связи, полагаем, что с одной стороны, разнообразие существующих трактовок понимания дефиниции «правовое воспитание» является объективным, с другой же, наличие такого разнообразия в существенной степени затрудняет поиск единого и концептуального...
  • М.В. Саакян считает, что «правовое воспитание есть целенаправленное и стабильное воздействие на личностное сознание и поведенческую культуру, осуществляемое с целью выработки у них уважительного отношения к праву». Исходя из предложенного автором опре...
  • Целенаправленность правового воспитания. Осуществление мер по правовому воспитанию должно быть опосредовано определенными целями, соответствующим им назначением. В качестве цели, автор предлагает понимать выработку у воспитываемой личности уважительно...
  • Стабильность правового воспитания. Автор не поясняет, в чем именно заключается данный признак правового воспитания. Вместе с тем, представляется, что стабильность следует понимать в контексте выбора и перманентной реализации методов и средств правовог...
  • К сожалению, с представленным определением и его трактовкой сложно согласиться.
  • Прежде всего, полагаем, что автор не совсем полно определяет все характерные признаки правового воспитания. Представляется, что всего лишь двух признаков (при условии раскрытия из них только одного) явно недостаточно. Также отметим, что сомнения вызыв...
  • Более объемным видится определение, данное В.О. Котюком. По его мнению, «правовое воспитание – это ориентированная, слаженная и последовательная деятельность органов государственной власти, общественных организаций по созданию стабильного механизма пр...
  • На наш взгляд, данное определение обладает множеством достоинств.
  • Во-первых, это включение большей плеяды характеризующих признаков правового воспитания, а также некоторое видоизменение представленных выше признаков. Так, новым признаком видится слаженность правового воспитания. Данный признак означает соотнесение д...
  • поддержать позицию автора, поскольку такая формулировка более репрезентативна и отражает сущностную характеристику правового воспитания. Его осуществление должно быть ориентировано на достижение определенных целей, задач, реализацию соответствующих пр...
  • Во-вторых, это включение в определение указания на субъектов деятельности в сфере правового воспитания. Результативность правового воспитания во многом зависит от эффективности деятельности соответствующих субъектов, четкости распределения между ними ...
  • В-третьих, это структуризация целей правового воспитания. Автор предложил сложносочиненную цель реализации мероприятий в сфере правового воспитания. Ее нужно определять на двух уровнях.
  • Первый уровень – конечный. Это максимальная цель, достижение которой будет означать общий успех правового воспитания. В качестве таковой цели автор называет обеспечение уважительного отношения человека и гражданина к нормам действующего законодательст...
  • Второй уровень – промежуточный. Данный уровень, с одной стороны, обладает определенной самостоятельностью, поскольку его достижение также будет свидетельствовать об эффективности реализованных мер. С другой стороны, его достижение является этапом пере...
  • Под правовым воспитанием несовершеннолетних предлагаем понимать системную, целенаправленную, последовательно и непрерывно организованную органами государственной власти, государственной власти субъектов Российской, органами местного самоуправления, об...
  • правовоспитательных мероприятий, который включает в себя формы, способы и средства правового воспитания, направленный на обеспечение общей цели – формирования у несовершеннолетних уважительного отношения к отечественному праву и правовой системе в цел...
  • Цель правового воспитания (формирование у несовершеннолетних уважительного отношения к отечественному праву и правовой системе в целом, а также соответствующей модели законопослушного поведения, исключающего нарушение законодательства, отрицание любых...
  • 1. Обеспечение стабильного механизма правосознания, правового мышления, правовых чувств несовершеннолетних;
  • 2. Создание условий для профилактики правонарушений несовершеннолетних.
  • Условием эффективности правового воспитания несовершеннолетних видится обеспечение дифференцированно-направленного характера. Данный характер предполагает осуществление мероприятий по правовому воспитанию в различных направлениях. Необходимость диффер...
  • Во-первых, фундаментальность цели правового воспитания, а также множественность задач, решение которых – залог достижения поставленной цели. Так, обеспечить формирование у несовершеннолетних уважительного отношения к отечественному праву и правовой си...
  • Во-вторых, сущность проблематики социально-профилактической деятельности с несовершеннолетними. Разработка и исследование данной проблемы происходит в рамках множества сфер научных знаний и правоприменительной деятельности. В частности, выделяются так...
  • Одним из основных субъектов, участвующих в профилактике девиантного поведения, являются органы государственной власти Российской Федерации. У них имеются достаточно обширные полномочия, который регламентируются соответствующим законодательством [16].
  • Выводы: Автором рассмотрены все организационно-правовые формы НКО, очерчен круг форм, которые могут принимать участие в организации мероприятий для несовершеннолетних с девиантным поведением. На основе анализа различных понятий девиантного поведения с...
  • 2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРОФИЛАКТИКОЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (НА ПРИМЕРЕ Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)
  • Для подтверждения актуальности исследования автор считает необходимым проанализировать количество некоммерческих организаций в стране (таблица 8).
  • Таблица 8 – Количество некоммерческих организаций в России [25]
  • Особенностью современных НКО является их социальная направленность. В каждом регионе России функционирует достаточно большое количество учреждений, которые охватывают сферу социальной защиты, социального обслуживания населения и занимаются предоставле...
  • Таблица 9 - Инструменты взаимодействия государства с НКО
  • Рисунок 12 – Динамика рейтинга Ханты-мансийского АО Югра по реализации поддержки НКО с 2017 по 2020 г.
  • Рисунок 16 – Динамика рейтинга Ленинградской области по реализации поддержки НКО с 2017 по 2020 г.
  • 2.2 Анализ механизма взаимодействия государственных органов и некоммерческих организаций в г. Санкт-Петербурге, выявление существующих проблем
  • 3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРОФИЛАКТИКОЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
  • 3.1 Рекомендации по совершенствованию разных форм взаимодействия государства и некоммерческих организаций
  • Исходя из положений 32 статьи ФЗ «О некоммерческих организациях» - контроль за деятельность некоммерческих организаций НКО ведут бухгалтерский учет и статистическую отчетность. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности о...
  • Для решения этой проблемы автор предлагает дополнить механизм взаимодействия государства и НКО следующим инструментом (рисунок 20).
  • Рисунок 20 – Модель механизма взаимодействия государства и НКО, предложенная автором
  • Должность Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге учреждена Уставом Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» в целях обеспечения дополнительных га...
  • Так как деятельность некоммерческих организаций на прямую связана с решением общественно важных проблем, и касается людей, автор предлагает создать при уполномоченном по правам человека должность куратора по оценки эффективности государственной поддер...
  • Куратор будет анализировать и оценивать информацию по следующим направления:
  • - участие НКО в разработке и реализации городских целевых программ или их отдельных мероприятий;
  • - проведение совместных мероприятий;
  • - информационный обмен;
  • - методическая, консультативная помощь;
  • - ведение единой базы НКО, предложенных автором данного исследования;
  • - иные формы взаимодействия, предусмотренные нормативно-правовыми актами субъекта.
  • Информация к куратору будет поступать от органов исполнительной власти субъектов.
  • В целях содействия деятельности органов государственной власти по поддержке некоммерческих организаций на федеральном и региональном уровнях, сбора и распространения лучших практик, информационного и методического сопровождения деятельности НКО на гос...
  • На главной странице находится раздел с интерактивной картой страны, на которой можно увидеть характеристику каждого региона (рисунок 21).
  • Рисунок 21 – Интерактивная карта уровня поддержки НКО в субъектах России
  • После выбора определённого региона появляется вкладка с тремя раздела, в которых можно получить основную информацию о регионе (Уполномоченный орган по поддержке СОНКО, Уполномоченный орган по обеспечению поэтапного доступа СОНКО, осуществляющих деятел...
  • Во второй вкладке (рисунок А.1) показана динамика рейтинга региона по реализации механизма поддержки некоммерческих организаций.
  • А 3 вкладка (рисунок А.2) позывает место региона в общем рейтинге городов..
  • На сайте есть раздел инфраструктура поддержки НКО. Из указанной информации следует, что Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому ре...
  • Вопросы поддержки СОНКО относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации, и в этой части Минэкономразвития России оказывает органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации методическую и информационную поддержку.
  • Также на сайте можно найти раздел «библиотека» (рисунок А.3) - в котором расположены нормативно-правовые акты направленные на поддержку деятельности некоммерческих организаций.
  • Подробный анализ инструментов данного сайта был проведён во второй главе исследования. Также из анализа Республики Ингушетия стало понятно, что не во всех регионах осуществляется поддержка некоммерческих организаций, что подтверждает актуальность созд...
  • В условиях цифровизации в нашей стране одним из инструментов реализации отношений между государством, НКО и гражданами являются цифровые платформы, удобные и эффективные сервисы, которые объединяют все существующие разрозненные системы министерств и в...
  • На данный момент на сайте Министерства экономического развития есть Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций. Который перегружен информацией, но не несёт в себе самого главного – раздела с информацией о направлении деятельности орга...
  • Для решения данной проблемы автор предлагает дополнить механизм взаимодействия государства и некоммерческих организаций следующим инструментом (рисунок 22).
  • Рисунок 22 – Модель механизма взаимодействия государства и НКО, предложенная автором
  • С созданием единой информационной системы НКО, занимающихся девиантным поведением, станет возможно ускорить процесс реагирования специалистов на ситуации, в которых дети остро нуждаются в поддержке и проявляют девиации.
  • Проанализировать общую ситуацию с количеством детей, вовлечённых в политическую игру, не представилось возможным в связи с отсутствием какой-либо статистики, но удалось найти исследование конкретной ситуации в г. Москве. Так, согласно результатам, был...
  • Рисунок 23 – Возраст протестующих [43]
  • Не смотря на то, что процент несовершеннолетних по отношению к други возрастным группам самый низкий, он всё равно есть. И работать с несовершеннолетними оказавшими в такой ситуации необходимо незамедлительно. Исходя из того, что основная цель митинго...
  • Создание единой информационной базы позволит не только увеличить скорость реагирования на распространение девиаций среди несовершеннолетних, но и позволит улучшить качество предлагаемых несовершеннолетним мероприятий. На данном этапе развития страны о...
  • это приводит к тому, что представители НКО могут предлагать детям совершенно неинтересующие их мероприятия, что будет негативно влиять на вовлечённость несовершеннолетних в процесс. Также при разработке мероприятий необходимо учитывать гендерный подхо...
  • Большое количество разных предложений на одну и ту же тему сильно затрудняет работу государственных органов.
  • Методы и каналы коммуникации претерпевают постоянные изменения вместе с потребностями аудитории исходя из этого автор предлагает создать в каждом регионе страны телеграм каналы направленные на информирование родителей о мероприятих для несовершеннолет...
  • Использовать региональные площадки для обучения сотрудников и волонтёров СО НКО, популяризировать лучшие практики.
  • В настоящее время активно обсуждается вопрос проектировании именно в социальной сфере. Изначально, понятие проект стали употреблять некоммерческие организации. Общественные НКО реагируют на самые острые социальные проблемы, и именно их действия, напра...
  • В данном параграфе разработан проект, направленный на улучшение взаимодействия государства и некоммерческих организаций, а именно такого инструмента – как использование НКО в качестве партнёров. Так как анализ, проведённый входе исследования нескольки...
  • Медиа воспитание несовершеннолетних – новая технология нравственного воспитания в педагогике и работе с подростковыми девиациями.
  • Название проекта: Фестиваль социального кино «Геральт».
  • Участники проекта:
  • Со стороны государства:
  • - Администрация Калининского района г. Санкт-Петербург;
  • - СПБ ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ»;
  • - СПБ ГБУ «Подростково-молодёжный центр «Калининский»;
  • - проект отдела по взаимодействию с учащейся молодёжью СПБ ГБУ "ПМЦ «Калининский» - Медиа Штаб;
  • - дом молодёжи «Атлант» Калининского района г. Санкт-Петербурга.
  • Со стороны некоммерческих организаций:
  • - благотворительный фонд «Я свободен»;
  • - благотворительный фонд «Центр святителя Василия великого»;
  • - санкт-петербургская общественная благотворительная организация «Общество Свт. Иоасафа»;
  • Цель проекта: вовлечение несовершеннолетних из неблагополучных семей, стоящих на учёте и находящихся в зоне риска в участие в мероприятии, направленном на профилактику девиантного поведения посредством создания несовершеннолетними социальных короткоме...
  • На базе фонда есть уникальный в своей сфере проект – «Свобода Центр».
  • В рамках проекта дети и подростки по всей стране получают теоретические знания и практические навыки заботы о питомцах и бережного отношения к городской экосистеме. Фонд обучает волонтёров и адаптирует животных для участия в этой программе. В 9 из 10 ...
  • Задачи проекта: - формирование группы подростков из числа СПБ ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ» и некоммерческой организации «Центр святителя Василия великого» для разработки сценариев...
  • - социально - психологическое сопровождение реализации проекта со стороны специалистов СПБ ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ» и некоммерческой организации «Центр святителя Василия велик...
  • - Консультирование подростков при создании сценариев роликов со стороны членов Благотворительного фонда «Я свободен» и Санкт-Петербургской общественной благотворительной организации «Общество Свт. Иоасафа»;
  • - Помощь в создание видеороликов со стороны Проекта отдела по взаимодействию с учащейся молодёжью СПБ ГБУ "ПМЦ «Калининский» - Медиа Штаб и Санкт-Петербургской общественной благотворительной организации «Общество Свт. Иоасафа»;
  • - Организация Фестиваля социального кино «Геральт» и показал лучших фильмов на территории Дома Молодёжи «Атлант» Калининского района г. Санкт-Петербурга при поддержке администрации Калининского района г. Санкт-Петербурга.
  • Участники проекта: Подростков от 14 до 18 лет из числа СПБ ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ» и некоммерческой организации «Центр святителя Василия великого» Также для улучшения контакт...
  • Перед фестивалем будут проводиться встречи с участниками проекта, в рамках которых участники проекта познакомятся с представителя Благотворительного фонда «Я свободен», узнают специфику работы организации, подопечных «Свобода центра» и выберут примерн...
  • Срок реализации проекта: полгода
  • I этап: подготовительный - диагностика психического, социального здоровья подростков (тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа):
  • - формирование группы подростков из числа СПБ ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ» и некоммерческой организации «Центр святителя Василия великого» для разработки сценариев и съёмки видеор...
  • II этап - практический:
  • 1. осуществление мероприятий, направленных на создание социальных видеороликов:
  • - консультирование подростков при создании сценариев роликов со стороны членов Благотворительного фонда «Я свободен» и Санкт-Петербургской общественной благотворительной организации «Общество Свт. Иоасафа»;
  • - мозговой штурм;
  • - выполнение тестов на оценку уровня общительности на определение умения слушать;
  • - анализ результатов тестирования.
  • 2. Разработка сценариев видеороликов:
  • - выявление идей для разработки сценариев посредством обсуждения;
  • - раскадровка сценариев.
  • 3. Создание видеороликов:
  • - обучение подростков работе с видеокамерой и созданию короткометражных фильмов при участии специалистов проекта отдела по взаимодействию с учащейся молодёжью СПБ ГБУ "ПМЦ «Калининский» - Медиа Штаб.
  • III этап: Организация Фестиваля социального кино «Геральт» и показал лучших фильмов на территории Дома Молодёжи «Атлант» Калининского района г. Санкт-Петербурга при поддержке администрации Калининского района г. Санкт-Петербурга.
  • IV этап: аналитический - анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в проекте. Распространение социальных роликов в образовательных учреждениях города для просмотра и обсуждения в подростковой и родительской среде. Обобщение и тиражирование ...
  • Ожидаемые результаты: - повышена эффективность одного из инструментов взаимодействия государства и некоммерческих организаций. Путём создания общего проекта на равных партнёрских условиях. При успешной реализации проект может носить ежегодный характер.
  • - положительная динамика изменений личностных особенностей и показателей социального интеллекта участников проекта на основании количественных показателей психодиагностических методик;
  • - привлечены подростки с проявлениями девиантного поведения;
  • - созданные детьми социальные ролики будет опубликованы для дискуссий в классах различных образовательных учреждений города через психологов и педагогов.
  • Нормативно- правовое обеспечение: Федеральные, региональные и местные нормативно-правовые акты. Перечень нормативно правовых актов, регулирующих данную сферу подробно описан во 2 параграфе первой главы.
  • Информационное обеспечение: освещение хода реализации проекта на официальных сайтах организаций, задействованных в реализации проекта.
  • После успешной реализации проекта – фестиваль социального кино «Геральт» возможно проведение такого фестиваля других регионах. Так же возможно использование социальных видеороликов в образовательных учреждениях города для просмотра и обсуждения в подр...
  • 3.2 Оценка эффективности предложенного проекта
  • Должность куратора взаимодействия государства и НКО при уполномоченном по правам человека, может рассматривать как важнейший элемент связи между государством и обществом. Также куратор может играть важную роль при нарушении прав на поддержку НКО и пом...
  • В научном сообществе допускается возможность адаптации разработанных в теории менеджмента концепций эффективности к сфере государственно управления.
  • Как отмечает Герберт Саймон ««В тех ситуациях, где мы готовы разделять средства и цели, мы можем определить эффективность как максимизацию достижения наших целей путем использования ограниченных средств. Именно это значение термина имеет больше всего ...
  • При оценке куратора следует выделить из общего понятия эффективности понятие результативность и социальная эффективность. Эти понятия выходят на первый план, тогда как оценить экономическую эффективность будет иметь второстепенное значение. Это объя...
  • Так как у куратора не будет полномочий на конкретные действия, направленные на устранение выявленных пробелов во взаимодействии государства и НКО, а лишь возможность указывать на несоблюдение действующих нормативно-правовых актов, направленных на подд...
  • принять меры к улучшению ситуации.
  • К общим критериям процесса можно отнести наличие:
  • - процесса стратегического и тактического планирования;
  • - системы постоянного обучения взаимодействию с государственными органами представителей НКО;
  • - наличие стабильных практик привлечения к работе экспертов и специалистов, постоянных форм консультирования с общественностью.
  • В должностные обязанности куратора взаимодействия государства и НКО при уполномоченном по правам человека должны входить:
  • 1. Контроль деятельности государственных органов направленных на поддержку НКО.
  • 2. Планирование сроком на один год деятельности НКО на территории субъекта РФ, исходя из предложений НКО.
  • 3. Оценка целесообразности и предполагаемой эффективности каждого в отдельности мероприятия, предложенного НКО с целью внесения его в общий годовой план деятельности.
  • 4. Составление сметы необходимой для проведения запланированных мероприятий и предоставление её в государственные органы субъекта РФ.
  • 5. Формирование обоснованных предложений о выделении бюджетных средств на проведение мероприятий НКО с разбивкой по степени важности, эффективности в плане реализации социальной политики государства.
  • 6. Привлечение экспертов для оценки эффективности и целесообразности, а также обоснования затрат на планируемые мероприятия НКО.
  • 7. Контроль за своевременным выделением бюджетных средств, их адресностью на деятельность НКО.
  • 8. Контроль освоения бюджетных средств НКО.
  • 9. Оценка эффективности проведённых мероприятий НКО с точки зрения результативности, изменения социальной обстановки в регионе, возможности масштабирования и тиражирования.
  • 10. Предоставление данных о своей работе по запросу независимым экспертам.
  • 11. Консультирование НКО по вопросам необходимости проведения мероприятий, расходования средств.
  • 12. Ведение интерактивной социальной карты субъекта.
  • Интерактивная социальная карта субъекта должна включать наглядную информацию о муниципальных единицах в разрезе:
  • 1. Наличия, зарегистрированных и потенциальных, отдельно по каждой из социальных проблем, в частности фактов девиантного поведения молодежи.
  • 2. Количества НКО, в том числе СО НКО, зарегистрированных на данной территории, а также степени их активности.
  • 3. Число НКО, получающих средства из бюджета на проведение мероприятий социальной и иной направленности.
  • 4. Размер выделенных средств, в том числе дошедших до адресата, а также ежемесячно обновляющийся процент их освоения.
  • 5. Количество проводимых мероприятий, процент задействования в них граждан как в общем числе, так и тех, кому необходима социальная поддержка.
  • Интерактивная социальная карта субъекта должна интегрироваться в общую карту России с целью наглядного представления информации об активности каждой местности, а также тиражирования опыта отдельного субъекта по иным областям.
  • Подобная интерактивная социальная карта позволит увидеть наличие проблем, оценить состояние дел по разным параметрам, отслеживать динамику изменений, а также движение финансов.
  • Естественно введение должности куратора взаимодействия государства и НКО при уполномоченном по правам человека повлечет выделение бюджетных средств на содержание данной единицы. Однако это позволит предотвратить факты бесконтрольного нецелевого исполь...
  • Проектный подход рассматривается как способ управления социальной реальностью, позволяющий достигать запланированных изменений, принимая при этом во внимание сложность природы человека и динамичность социальных процессов. Цели социальных проектов орие...
  • Несмотря на то, что инструментальные подходы к решению проблем в области формирования оценки эффективности социальных проектов являются постоянным предметом исследования, в научном сообществе нет общепринятых универсальных механизмов оценки эффективно...
  • При этом существенными методологическими проблемами являются выявление, анализ и оценка различных по природе, распределенных во времени социальных эффектов, связанных с реализацией определенной социальной политики.
  • На сегодняшний день в деятельности российских и зарубежных социально ориентированных проектов ощущается недостаток специалистов, владеющих комплексным подходом и современным инструментарием для проведения оценки в социальной сфере.
  • Оценка может проводиться в любой момент жизненного цикла проекта. Даже если оценка не выделяется как отдельная деятельность, специалисты, принимающие решения по управлению программой, так или иначе обращаются к оцениванию: оценка всегда является часть...
  • Достижение социальных результатов предполагает своеобразную цепочку, где важно каждое звено: ресурсы, конкретные действия, непосредственные результаты действий, социальный результат.
  • Увеличение зоны социального воздействия описанного в исследовании проекта будет выражаться в расширении географии данного фестиваля. Интерес у организаций, занимающихся несовершеннолетними с девиантным поведением вовлечения ребят в сферу социального к...
  • Эффективность проекта также можно оценить по абсолютным количественным показатели, а также их динамике. Данные показатели достаточно легко поддаются измерению и оценке:
  • В случае с нашим проектом это будет:
  • - количество детей, вовлечённых в участие в фестивале социального кино «Геральт»;
  • - количество организаций, задействованных в организации мероприятия, а также численность волонтёрского штаба;
  • - количество написанных сценариев и количество завершенных проектов, то есть снятых полностью короткометражных фильмов;
  • - объём привлечённых партнёров мероприятия;
  • - ежегодность мероприятия;
  • - интерес к фестивалю со стороны организаций занимающихся девиантным поведением несовершеннолетних из других субъектов страны.
  • Также эффективность деятельности любого социального проекта напрямую зависит от того, сколько людей знают про проект, – именно от эффективных коммуникаций зависит привлечение финансовых и иных пожертвований, волонтеров, привлечение внимания к разрабат...
  • Данный проект был разработан для совершенствования механизма взаимодействия государства и некоммерческих организаций, и оценить эффективность в этом направлении можно по слаженной работе, полной поддержке в организации фестиваля от государства в вопро...
  • Формулировка конкретного результата проекта на долгосрочной основе относится к числу наиболее сложных и редких. Как долгосрочная жизнь счастливых людей изменится? Какие изменения произойдут в системе, насколько будет снижаться острота решения социаль...
  • В связи с этим редкими являются и соответствующие показатели эффективности.
  • 1. Позитивные изменения в жизни участников проекта: изменение моделей поведения, улучшение состояния здоровья, социально-экономического статуса.
  • 2. Позитивные результаты для сообщества: изменение институциональных условий, общественного мнения, отношения к конкретной проблеме и ее решению.
  • Оценить эффективно предложенного проекта можно по непосредственному результату – проведению фестиваля социального кино «Геральт». В рамках такой оценки сравнивается объем и
  • характер запланированной и реально осуществленной в ходе реализации проекта деятельности. Оценка здесь может выяснять, действительно ли были проведены все заявленные мероприятия (ознакомительные встречи, объяснение теоретической базы касательно социал...
  • Технологически этот вид оценки является самым простым.
  • В большинстве случаев будет достаточно сравнить действия по проекту с запланированными. Относительно несложно организованный учет хода выполнения проекта позволит без труда ответить на большинство вопросов оценки.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Обеспечение достойного уровня благосостояния всего российского населения представляет собой одно из приоритетных направлений политики, осуществляемых властью посредством государственных органов. При этом забота о подрастающем поколении должна осуществ...
  • Одним из основных направлений работы с несовершеннолетними можно назвать профилактику их девиантного поведения. Ведь гораздо легче бороться с проблемой предупреждая её, а не анализируя последствия. Некоторые случаи проявления подобного, будучи социаль...
  • Мероприятия по профилактической деятельности, направленные на формирование активной жизненной позиции, устойчивых интересов к определённым видам деятельности в области спорта, благотворительности, искусства или образования вполне могут подойти под кон...
  • Следует отметить, что любая активность СО НКО в плане работы с молодёжью должна проходить при всесторонней поддержке и контроля со стороны органов власти. Первое, прежде всего, касается финансовой стороны. Необходима не только гибкая политика налогооб...
  • В настоящее время цифровизация систем во многом способствует оперативному предоставлению достоверных данных не только о распределении и освоении средств, но и о контроле эффективности их использования.
  • Создание единой информационной базы НКО, ориентированной на отслеживание как случившихся, так и потенциально возможных, фактов неприемлемой моралью общества деятельности в подростковой среде, позволит наблюдать динамику снижения или роста активности д...
  • Одновременно с этим подобная информационная база позволит в режиме реального времени давать оценку той или иной деятельности СО НКО в плане проведения мероприятий, нацеленных на профилактику девиантного поведения среди молодежи. Благодаря ей возможно ...
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Usage statistics

stat Access count: 14
Last 30 days: 1
Detailed usage statistics