Детальная информация

Название: Модель развития координационных способностей у спортсменов с использованием костюма для оценки эффективности выполнения движений в настольном теннисе: выпускная квалификационная работа магистра: направление 49.04.01 «Физическая культура» ; образовательная программа 49.04.01_01 «Профессиональная подготовка тренеров и преподавателей в сфере физической культуры и спорта»
Авторы: Семенова Дарья Владимировна
Научный руководитель: Болотин Александр Эдуардович
Организация: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Институт физической культуры, спорта и туризма
Выходные сведения: Санкт-Петербург, 2024
Коллекция: Выпускные квалификационные работы; Общая коллекция
Тематика: координационные способности; физические способности; физическое воспитание; спорт; костюм для оценки эффективности движений; настольный теннис; тренировка; физические упражнения; методы развития координационных способностей; средства развития координационных способностей; coordination abilities; physical abilities; physical education; sport; perception neuron suit; table tennis; training; physical exercises; methods of developing coordination abilities; means of developing coordination abilities
Тип документа: Выпускная квалификационная работа магистра
Тип файла: PDF
Язык: Русский
Уровень высшего образования: Магистратура
Код специальности ФГОС: 49.04.01
Группа специальностей ФГОС: 490000 - Физическая культура и спорт
DOI: 10.18720/SPBPU/3/2024/vr/vr24-2102
Права доступа: Доступ по паролю из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Дополнительно: Новинка
Ключ записи: ru\spstu\vkr\28691

Разрешенные действия:

Действие 'Прочитать' будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети Действие 'Загрузить' будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Аннотация

Данная работа посвящена важности развития координационных способностей для спортсменов в настольном теннисе. В ходе исследования была разработана модель тренировки по развитию координационных способностей с использованием костюма для оценки эффективности движений, которая показала, что данное устройство помогает наиболее оптимально скоординировать звенья тела, повышая при этом скорость перемещения, быстроту реакции разных частей тела, улучшая координацию спортсмена, что приводит к росту спортивных результатов на соревнованиях. Предмет ВКР: модель развития координационных способностей у квалифицированных спортсменов на основе использования костюма для оценки выполнения движений в настольном теннисе. Цель ВКР: разработать модель развития координационных способностей у квалифицированных спортсменов на основе использования костюма для оценки выполнения движений в настольном теннисе. Методология проведения ВКР: теоретический анализ научно-методической литературы; общепринятые методы (педагогическое наблюдение, спортивно-педагогическое тестирование, анкетирование); педагогический эксперимент; методы математической обработки данных. Результаты ВКР. Исследовательская работа, проведенная в области изучения способов развития координационных способностей в настольном теннисе, показала, что костюм для оценки эффективности движений является эффективным вспомогательным средством, которое приводит к наиболее быстрому приросту показателей данного качества у квалифицированных теннисистов. Он помогает оптимально скоординировать звенья тела, повышая при этом скорость перемещения, быстроту реакции разных частей тела, улучшая координацию спортсмена, что приводит к росту спортивных результатов на соревнованиях. Область применения результатов ВКР. Разработанная модель развития координационных способностей у спортсменов с использованием костюма для оценки эффективности движений может быть использована тренерами-преподавателями в учебно-тренировочных занятиях по настольному теннису для повышения результативности занимающихся на соревнованиях. Выводы: 1. Наиболее эффективными методами развития координационных способностей в настольном теннисе являются методы: стандартно-повторного упражнения; вариативного упражнения; игровой; соревновательный. Метод стандартно-повторного основывается на выполнении заданий без изменения их составляющих и нагрузки. Метод вариативного упражнения характеризуется направленным изменением нагрузки для скорейшего достижения адаптации организма спортсмена. Игровой метод помогает комплексно развить координационные способности в сочетании с другими двигательными способностями, также совершенствуя двигательные умения и навыки. Соревновательный метод стимулирует проявление координационных способностей и выявляет уровень их развития. Он оценивает качество выполнения движений, обеспечивая максимальную нагрузку. 2. В ходе исследования были выявлены факторы, определяющие необходимость использования костюма для оценки развития координационных способностей и точности технических действий в настольном теннисе. К ним относятся: положение общего центра тяжести (ОЦТ), которое показывает костюм, а также скорость каждого звена тела спортсмена (игровая рука и ноги). С помощью этих данных тренер может быстрее понять причину ошибок спортсмена и ускорить процесс их исправления.  3. В ходе исследования были обоснованы психолого-педагогические условия, наиболее необходимые для развития координационных способностей у теннисистов: личностно-ориентированное взаимодействие тренера-преподавателя со спортсменом; создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному и профессиональному развитию спортсмена и сохранению его индивидуальности; предоставление спортсмену возможности выбора упражнений, партнера, средств и пр.; ориентировка педагогической оценки на показатели результативности на соревнованиях (контрольные матчи); использование костюма для оценки эффективности выполнения движений в соответствии с индивидуальными особенностями спортсмена (техника, тактика, психология). 4. Проведенный педагогический эксперимент свидетельствует о высокой эффективности разработанной педагогической модели тренировки с использованием костюма для оценки эффективности движений в тренировочном процессе по настольному теннису, по которой тренировалась экспериментальная группа. По итогам тестирования исследуемые группы имели достоверные различия по трем тестам: произвольное задание в левый угол (топ-спины), произвольное задание в центр стола (подставки) и количество выигранных партий из 10 сыгранных. Экспериментальная группа показала результат по данным тестам после эксперимента лучше, чем до него, и лучше, чем контрольная группа, заметно не изменившая свои показатели. Это объясняется тем, что использование костюма для оценки эффективности движений в исследуемой группе сохранило в нужном положении общий центр тяжести (ОЦТ) у спортсменов, тем самым увеличив их способность дольше находиться в состоянии готовности и реагировать на изменяющуюся ситуацию во время игры. 5. Проведенный педагогический эксперимент свидетельствует об эффективности для показателей в развитии координационных способностей. Сравнение полученных данных после исследования в контрольных тестах с использованием костюма для оценки эффективности движений показало, что экспериментальная группа значительно не отличается от контрольной по таким тестам, как: топ-спин справа, топ-спин слева, топ-спин справа по подрезке, топ-спин слева по подрезке, в каждом из которых акцентировалось внимание на скорости движения игровой руки и ног. Это связано с тем, что квалификация спортсменов имеет хороший уровень (КМС, МС) и значительно улучшить скорость движения ног и руки за полгода практически невозможно, так как положение общего центра тяжести (ОЦТ) спортсмена формируется и закрепляется годами. Тем не менее, по результатам тестирования видно, что скоростные показатели у экспериментальной группы стали лучше на пару десятых секунд. 6. Использование костюма для оценки эффективности движений в настольном теннисе действительно помогает развитию координационных способностей. Так как показатели тестирования по настольному теннису улучшились после тренировок в костюме для оценки эффективности движений. Также спортсмены успешно выступили на Чемпионате России 2024 года, что связано с применением данного костюма в тренировочном процессе. Данное устройство стоит применять в учебно-тренировочном процессе в связи с его положительным влиянием на развитие координационных способностей у теннисистов.

The given work is devoted to the importance of developing coordination abilities for athletes in table tennis. During the study, a training model for the development of coordination abilities was developed using the Perception Neuron Suit, which showed that this device helps to optimally coordinate the links of the body, while increasing the speed of movement, the reaction speed of different parts of the body, improving the coordination of the athlete, which leads to an increase in athletic performance at competitions. The subject of the graduate qualification work: the model for the development of coordination abilities in qualified athletes based on the use of the Perception Neuron Suit in table tennis. The purpose of the graduate qualification work is to develop the model for the development of coordination abilities in qualified athletes based on the use of the Perception Neuron Suit in table tennis. The methodology of the graduate qualification work: theoretical analysis of scientific and methodological literature; generally accepted methods (pedagogical observation, sports and pedagogical testing, questionnaires); pedagogical experiment; methods of mathematical data processing. The results of the graduate qualification work. Research work conducted in the field of studying ways to develop coordination abilities in table tennis has shown that the Perception Neuron Suit is an effective auxiliary tool that leads to the fastest increase in indicators of this quality among qualified tennis players. It helps to optimally coordinate the links of the body, while increasing the speed of movement, the speed of reaction of different parts of the body, improving the coordination of the athlete, which leads to an increase in athletic performance in competitions. The scope of application of the results of the graduate qualification work. The developed model for the development of coordination abilities in athletes using the Perception Neuron Suit can be used by coaches and teachers in training of table tennis to improve the performance of those involved in competitions. Conclusions: 1. The most effective methods of developing coordination abilities in table tennis are: standard repetitive exercise; variable exercise; game method; competition method. The standard-repeat method is based on completing exercises without changing their components and load. The method of variable exercise is characterized by a directed change in the load to achieve the adaptation of the athletes body as soon as possible. The game method helps to comprehensively develop coordination abilities in combination with other motor abilities, also improving motor skills and abilities. The competitive method stimulates the manifestation of coordination abilities and reveals the level of their development. He evaluates the quality of the movements, ensuring maximum load. 2. In the course of the study, the factors determining the need to use the Perception Neuron Suit to assess the development of coordination abilities and the accuracy of technical actions in table tennis were identified. These include: the position of the general center of gravity, which shows the suit, as well as the speed of each link of the athletes body (playing arm and legs). With this data, the coach can quickly understand the cause of the athletes mistakes and speed up the process of correcting them.  3. During the research, the psychological and pedagogical conditions that are most necessary for the development of coordination abilities in tennis players were substantiated: the personality-oriented interaction of the coach-teacher with the athlete; the creation of an educational environment conducive to the emotional-value, socio-personal, cognitive and professional development of the athlete and the preservation of his individuality; providing the athlete with the opportunity to choose exercises, partner, funds, etc.; orientation of pedagogical assessment on performance indicators at competitions (test matches); the use of a costume to assess the effectiveness of performing movements in accordance with the individual characteristics of the athlete (technique, tactics, psychology). 4. The conducted pedagogical experiment testifies to the high efficiency of the developed pedagogical training model using a suit to evaluate the effectiveness of movements in the table tennis training process, according to which the experimental group trained. According to the results of testing, the studied groups had significant differences in three tests: a free exercise in the left corner (top-spin), a free exercise in the center of the table (block) and the number of games won out of 10 played. The experimental group showed a better result on these tests after the experiment than before it, and better than the control group, which did not significantly change its indicators. This is due to the fact that the use of the Perception Neuron Suit in the study group kept the general center of gravity in the desired position athletes, thereby increasing their ability to stay in a state of readiness longer and react to a changing situation during the game. 5. The conducted pedagogical experiment testifies to the effectiveness of indicators in the development of coordination abilities. A comparison of the data obtained after the study in control tests using the Perception Neuron Suit showed that the experimental group did not significantly differ from the control group in such tests as: forehand top-spin, backhand top-spin, forehand top-spin versus chop, backhand top-spin versus chop, each of which emphasized pay attention to the speed of movement of the playing arm and legs. This is due to the fact that the qualification of athletes has a good level (Candidate of Master of Sports, Master of Sports) and it is almost impossible to significantly improve the speed of movement of the legs and arms in six months, since the position of the common center of gravity of an athlete is formed and consolidated over the years. Nevertheless, according to the test results, it is clear that the speed indicators of the experimental group became better by a couple of tenths of a second. 6. The Perception Neuron Suit in table tennis does help to develop coordination abilities. Since the table tennis test scores improved after training in the Perception Neuron Suit. The athletes also performed successfully at the 2024 Russian Championship, which is due to the use of this suit in the training process. This device should be used in the educational and training process due to its positive effect on the development of coordination abilities in table tennis players.

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все Прочитать Печать Загрузить
Интернет Авторизованные пользователи СПбПУ Прочитать Печать Загрузить
-> Интернет Анонимные пользователи

Статистика использования

stat Количество обращений: 0
За последние 30 дней: 0
Подробная статистика