Детальная информация

Название: Оценка глазодвигательного поведения в процессе вынесения суждения о смысле предложения: выпускная квалификационная работа бакалавра: направление 12.03.04 «Биотехнические системы и технологии» ; образовательная программа 12.03.04_01 «Биомедицинские системы»
Авторы: Просвирнина Татьяна Александровна
Научный руководитель: Сухов Иван Борисович
Другие авторы: Кручинина О. В.
Организация: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Институт биомедицинских систем и биотехнологий
Выходные сведения: Санкт-Петербург, 2024
Коллекция: Выпускные квалификационные работы; Общая коллекция
Тематика: айтрекинг; фиксации; саккады; понимание предложений; пассивный залог; дети; взрослые; eye tracking; fixations; saccades; comprehension of sentences; passive voice; children; adults
Тип документа: Выпускная квалификационная работа бакалавра
Тип файла: PDF
Язык: Русский
Уровень высшего образования: Бакалавриат
Код специальности ФГОС: 12.03.04
Группа специальностей ФГОС: 120000 - Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
DOI: 10.18720/SPBPU/3/2024/vr/vr24-3096
Права доступа: Доступ по паролю из сети Интернет (чтение)
Дополнительно: Новинка
Ключ записи: ru\spstu\vkr\30425

Разрешенные действия:

Действие 'Прочитать' будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Аннотация

Данная работа посвящена определению стратегий анализа субъектно-объектных отношений у детей 6-9 лет (n=24) и взрослых (n=35) на основе параметров глазодвигательных реакций в процессе сопоставления иллюстраций и предъявляемых на слух предложений в активном и пассивном залоге. Анализ становления когнитивных навыков, способствующих овладению синтаксисом, имеет важное значение в исследовательском поле. Эффективное использование синтаксиса, и стратегии установления тематических ролей формируются на фоне развивающейся языковой компетентности по мере созревания мозга. Работа направлена на выявление ключевых элементов предложения, на которые обращают внимание взрослые и дети при понимании смысла предложения, а также на изучение особенностей обработки предложений, выражающихся в глазодвигательной активности. Механизмы глазодвигательного поведения при восприятии сложных синтаксических конструкций у детей начального периода школьного обучения имеют характер, сходный со взрослыми, однако имеют специфические отличия. У детей, по всей видимости, процесс анализа синтаксической конструкции и принятия решения менее автоматизирован, процесс требует большего времени, и продолжается при прослушивании третьего слова в предложении из трех слов. Это отражается в более длительной фиксации на неправильной иллюстрации, чем у взрослых. Такой эффект более выражен при анализе сложных синтаксических конструкций, таких как предложения с обратным порядком слов и пассивным залогом. В перспективе результаты исследования будут полезны для объективизации оценки речевого развития в норме и при речевых и когнитивных нарушениях.

This work is devoted to defining strategies for analyzing subject-object relations in children aged 6-9 (n=24) and adults (n=35), based on oculomotor reaction parameters during the picture-sentence matching task using sentences in active and passive voices. The analysis of cognitive skills formation that contribute to syntax mastery is important in research field. Effective use of syntax and strategies for determining thematic roles is formed in parallel with morphofunctional brain maturity and linguistic competence. The aim of the study is to identify key sentence elements that adults and children pay attention to in sentence meaning comprehension , as well as to study sentence processing features expressed in oculomotor activity. The mechanisms of oculomotor behavior in childrens perception of complex syntactic constructions during the initial period of education are similar to those of adults, but there are some specific differences. Apparently, children have a less automated process of analyzing syntactic structure and making decisions, which requires more time and continues after listening to the third word of a sentence. This can be seen in a longer fixation time on a wrong illustration compared to adults. This effect is even more pronounced when analyzing complex syntactic structures, such as sentences with reversed word order or passive voice. The results of this study could be useful in objectifying assessment of speech and cognitive impairments in the future.

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все Прочитать
Интернет Авторизованные пользователи СПбПУ Прочитать
-> Интернет Анонимные пользователи

Статистика использования

stat Количество обращений: 0
За последние 30 дней: 0
Подробная статистика