Детальная информация

Название Роль бокса в формировании лидерских качеств и дисциплины у подростков: выпускная квалификационная работа магистра: направление 49.04.01 «Физическая культура» ; образовательная программа 49.04.01_01 «Профессиональная подготовка тренеров и преподавателей в сфере физической культуры и спорта»
Авторы Наср Аллах Яхья Мохаммад Ахмад
Научный руководитель Болотин Александр Эдуардович
Организация Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Институт физической культуры, спорта и туризма
Выходные сведения Санкт-Петербург, 2025
Коллекция Выпускные квалификационные работы ; Общая коллекция
Тематика подростки ; бокс ; дисциплина ; лидерские качества ; спорт ; тренер ; социализация ; самоконтроль ; личностное развитие ; спортивная педагогика ; teenagers ; boxing ; discipline ; leadership skills ; sports ; coach ; socialization ; self-control ; personal development ; sports pedagogy
Тип документа Выпускная квалификационная работа магистра
Тип файла PDF
Язык Русский
Уровень высшего образования Магистратура
Код специальности ФГОС 49.04.01
Группа специальностей ФГОС 490000 - Физическая культура и спорт
DOI 10.18720/SPBPU/3/2025/vr/vr25-2237
Права доступа Доступ по паролю из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Дополнительно Новинка
Ключ записи ru\spstu\vkr\35009
Дата создания записи 03.07.2025

Разрешенные действия

Действие 'Прочитать' будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети

Действие 'Загрузить' будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети

Группа Анонимные пользователи
Сеть Интернет

Данная работа посвящена изучению воспитательного потенциала бокса как вида спорта в контексте формирования у подростков лидерских качеств и дисциплины. Предметом исследования являются механизмы личностного становления подростков в спортивной среде, тема — формирование дисциплины и лидерства в процессе занятий боксом. Целью исследования является выявление специфических факторов, способствующих развитию данных качеств у подростков, занимающихся боксом. В работе использованы методы анкетирования, интервью с тренерами, а также включенного наблюдения за тренировками. Эмпирическое исследование проводилось на выборке из 100 подростков (включая контрольную группу), 10 тренеров и 10 наблюдаемых тренировочных занятий. В результате проведенного анализа установлено, что занятия боксом оказывают положительное влияние на развитие у подростков самодисциплины, уверенности, способности к принятию решений и лидерского поведения. Подростки-боксеры демонстрируют более высокие показатели ответственности, устойчивости к стрессу и внутренней организованности по сравнению с контрольной группой. Результаты исследования могут быть применены в сфере спортивной педагогике, психологии, в деятельности тренеров, педагогов дополнительного образования и спортивных клубов, работающих с подростками. Выводы исследования подтверждают, что бокс представляет собой не только физическую нагрузку, но и эффективное средство личностного и социального развития подростков, способствующее их успешной социализации и адаптации в современном обществе.

This work is devoted to the study of the educational potential of boxing as a sport in the context of the formation of leadership qualities and discipline among adolescents. The subject of the research is the mechanisms of personal development of adolescents in a sports environment, the topic is the formation of discipline and leadership in the process of boxing. The aim of the study is to identify specific factors contributing to the development of these qualities in adolescents engaged in boxing. The work uses the methods of questionnaires, interviews with coaches, as well as included monitoring of training sessions. An empirical study was conducted on a sample of 100 adolescents (including a control group), 10 trainers, and 10 observed training sessions. As a result of the analysis, it was found that boxing has a positive effect on the development of self-discipline, confidence, decision-making ability and leadership behavior in adolescents. Teenage boxers demonstrate higher levels of responsibility, stress tolerance, and internal organization compared to the control group. The results of the study can be applied in the field of sports pedagogy, psychology, in the activities of coaches, additional education teachers and sports clubs working with teenagers. The findings of the study confirm that boxing is not only a physical activity, but also an effective means of personal and social development of adolescents, contributing to their successful socialization and adaptation in modern society.

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все
Прочитать Печать Загрузить
Интернет Авторизованные пользователи СПбПУ
Прочитать Печать Загрузить
Интернет Анонимные пользователи
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ БОКСА НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
  • ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3.1. Теоретические основы лидерства и дисциплины в подростковом возрасте
      • 3.1.1. Понятие лидерских качеств и дисциплины в педагогике
      • 3.1.2. Модели формирования дисциплины и лидерства
      • 3.1.3. Бокс как инструмент формирования лидерских качеств и дисциплины
      • 3.1.4. Психологические аспекты подросткового возраста в руководстве и формировании дисциплины
      • 3.1.5. Социальная значимость формирования лидерства и дисциплины у подростков в условиях современной России
    • 3.2. Эмпирическое исследование влияния бокса на формирование лидерских качеств и дисциплины у подростков
      • 3.2.1. Описание методологии исследования
      • 3.2.2. Обработка, анализ и интерпретация полученных данных
      • 3.2.2.1. Исследование влияния бокса на формирование лидерских качеств и дисциплины
        • 1. Возраст
        • 2. Вид спорта и тип спорта
        • 3. Стаж занятий
        • 4. Частота тренировок
        • 5. Участие в соревнованиях
        • 7. Взял бы ты на себя ответственность в команде?
        • Большинство подростков отмечают, что им иногда удобно брать на себя ответственность. Это свидетельствует о развитии лидерских качеств.
        • Несколько человек ответили уверенно «всегда», что может свидетельствовать о превосходных лидерских качествах.
        • Меньшее количество испытывает трудности или избегает ответственности («редко», «никогда»).
        • 8. Стараешься ли ты помогать менее опытным игрокам на тренировках?
        • 1) Большинство подростков отвечают: «Да, мне это нравится», демонстрируя акт альтруизма и дух командной работы.
        • 2) Другие отвечают, когда их просят, но не так охотно и помогают реже.
        • 3) Лишь немногие говорят, что это не их работа, что может быть результатом неуверенности в себе или отсутствия инициативы для руководства.
        • 9. Что вы делаете, когда видите, что ваш товарищ по команде испытывает трудности?
        • 4) Большинство респондентов отвечают: «Помогу, поддержу», что отражает высокую степень эмпатии и чувство долга.
        • 5) Другие сообщают тренеру, демонстрируя формальное чувство долга.
        • 6) Редко встречаются ответы: «ухожу без предупреждения», что означает низкую активность или социальную дистанцированность.
        • 10. Воспринимаете ли вы себя как лидера в своей спортивной команде?
        • 1) Наиболее частый ответ: «Скорее да, но не всегда», что свидетельствует о неуверенном, но позитивном представлении о себе как о лидере.
        • 2) Меньшее количество респондентов уверены, что являются лидерами («Да, определенно»).
        • 3) Также встречаются те, кому нравится, когда за ними следят, что отражает менее активных игроков.
        • 11. Кто в вашей спортивной команде чаще всего проявляет лидерские качества?
        • 4) Самый распространенный ответ «Каждый может быть лидером в зависимости от ситуации» говорит о том, что подростки развивают ситуативный взгляд на лидерство.
        • 5) Чаще всего упоминаются игроки со стажем и капитаны/офицеры.
        • 6) «Лидерства нет, все равны» встречается редко.
        • 12. Как изменилось ваше собственное поведение с тех пор, как вы начали заниматься спортом?
        • 13. Как контролируется дисциплина в вашем виде спорта?
        • 1) Наиболее часто встречается «тренер устанавливает правила», указывая на авторитет тренера и иерархическую систему дисциплины.
        • 2) Реже упоминаются собственный контроль дисциплины и влияние команды.
        • 3) Ответы «Другое» крайне редки.
        • 14. Как вы считаете, насколько необходимо соблюдать режим тренировок и дисциплинарный кодекс?
        • 1) Подавляющее большинство оценивает это как очень важно или скорее важно, что говорит о прекрасной внутренней мотивации и осознании важности дисциплины в спорте.
        • 2) Исключение составляют ответы «скорее неважно» и «неважно».
        • 15. Часто ли вы посещаете тренировки, не пропуская ни одной?
        • 1) Большинство - всегда приходят, что соответствует уровню участия и спортивной ответственности.
        • 2) Некоторые признаются, что иногда пропускают, как правило, по объективным причинам (болезнь, учеба).
        • 3) Нередко встречаются постоянные пропуски.
        • 16. Как вы реагируете на замечания тренера?
        • 1) Большинство респондентов - прислушиваются и стараются исправиться, что свидетельствует о том, что они принимают критику и слушаются.
        • 2) Некоторые - не всегда соглашаются, но тоже прислушиваются.
        • 3) Нередки такие реакции, как игнорирование или раздражение.
        • 17. Что для вас является самым трудным в дисциплине? (отметьте все, что относится к данному вопросу).
        • 19. Как физические упражнения повлияли на вашу уверенность в себе?
        • 1) Большинство респондентов отметили, что стали гораздо увереннее в себе, что свидетельствует о высоком уровне позитивных личностных изменений.
        • 2) Есть также ответ «несколько повысилась уверенность» - признак постепенного развития.
        • 3) Ответов о едва заметных изменениях меньше, снижение уверенности практически не происходит.
        • 20. Как занятия спортом изменили вашу реакцию на стрессовые ситуации?
        • 4) Значимые ответы: «Стал спокойнее и собраннее»; «Лучше контролирую эмоции».
        • 5) Это говорит о развитии стрессоустойчивости и самоконтроля.
        • 6) Ответы «Стало труднее справляться» и «Я не заметил никаких изменений» встречаются редко.
        • 21. Что бы вы порекомендовали человеку, начинающему заниматься вашим видом спорта? (Открытый вопрос.)
        • 7) Типичные советы, которые часто даются: «не сдаваться», „упорный труд и терпение“, „слушать тренера“, „регулярно тренироваться“, „верить в себя“.
        • 8) Подростки обмениваются мотивацией и опытом преодоления трудностей, ссылаясь на развитие зрелых установок.
        • 1. общая информация:
        • Возраст: респонденты в основном находятся в раннем подростковом возрасте, 14-15 лет, что является отражением того факта, что боксом начинают заниматься в раннем подростковом возрасте.
        • Вид спорта: все испытуемые занимаются боксом - это одиночный вид спорта, что может повлиять на развитие самостоятельности и самодисциплины.
        • Спортивный стаж: большинство подростков занимаются боксом от 1 до 3 лет, что говорит о том, что они предпочитают более длительные тренировки для развития мастерства.
        • Частота тренировок: большинство тренируется 4-5 раз в неделю или каждый день, демонстрируя высокий уровень самоотдачи и серьезного отношения к тренировочному процессу.
        • Соревнования: большинство принимает участие в соревнованиях регулярно или время от времени, что подтверждает высокий уровень мотивации и склонность к соревнованиям.
        • 2. лидерские качества:
        • Легко переносят ответственность: участники демонстрируют чувство ответственности в команде, но большинство отвечает «Иногда», что говорит о неуверенности или низкой инициативности некоторых подростков.
        • Помощь менее опытным: большинство подростков стараются помочь менее опытным игрокам, что говорит о высоком уровне командного сотрудничества и желании развиваться, учась у других.
        • Лидерство в команде: ответы говорят о том, что лидерство не обязательно принадлежит какому-то назначенному лицу (капитану, например). Это больше зависит от обстоятельств, подчеркивая гибкость лидерства в спортивном контексте.
        • Изменения после занятий спортом: подавляющее большинство респондентов считают, что повышается уверенность в себе, решительность и эмоциональный контроль, что подтверждает положительное влияние бокса на развитие личности подростков.
        • 3. Дисциплина и самоконтроль:
        • Управление дисциплиной: дисциплина у боксеров в значительной степени контролируется тренером, что свидетельствует о высоком статусе тренера и жесткой структуре организации тренировочного процесса.
        • Необходимость дисциплины: дисциплина - очень необходимый аспект для большинства подростков, свидетельствующий о серьезном подходе к тренировкам и спортивному прогрессу.
        • Постоянство тренировок: подавляющее большинство опрошенных имеют регулярный график тренировок, что является показателем необходимости профессионализма.
      • 3.2.2.2. Исследование влияния других видов спорта (не бокса) на формирование лидерских качеств и дисциплины
      • 3.2.2.3. Сопоставление данных группы боксеров и контрольной группы и формирование выводов
        • 1. Дисциплина
        • 2. Лидерские качества
        • 3. Готовность помогать и поддерживать
        • 4. Саморазвитие и изменения в поведении
        • 5. Эмоциональная устойчивость и стресс
      • 3.2.2.4. Тематический анализ анкетирования тренеров
      • 3.2.2.5. Результаты наблюдений тренеров по боксу
      • 3.2.3. Выявленные закономерности и их объяснение
    • 3.3. Практические рекомендации по развитию лидерских качеств и дисциплины через бокс
      • 3.3.1. Практические рекомендаций для тренеров
      • 3.3.2. Предложения по применению результатов исследования
      • 3.3.3. Возможные направления дальнейших исследований
      • 3.3.4. Роль тренера в формировании дисциплины и лидерских качеств у подростков
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ А
  • Анкета для подростков, занимающихся боксом
  • ПРИЛОЖЕНИЕ Б
  • Интервью с тренерами
  • ПРИЛОЖЕНИЕ В
  • ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ Г
  • Адаптированная анкета для контрольной группы (подростки, занимающиеся другими видами спорта)

Количество обращений: 0 
За последние 30 дней: 0

Подробная статистика