Детальная информация

Название Лингвокультурологический потенциал концепта «счастье» в практике обучения русскому языку как иностранному: выпускная квалификационная работа бакалавра: направление 45.03.02 «Лингвистика» ; образовательная программа 45.03.02_03 «Теория и методика преподавания русского языка как иностранного»
Авторы Евтушенко Дарья Олеговна
Научный руководитель Крундышев Михаил Аркадьевич
Организация Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Гуманитарный институт
Выходные сведения Санкт-Петербург, 2025
Коллекция Выпускные квалификационные работы ; Общая коллекция
Тематика русский язык как иностранный ; лингвокультурологический потенциал ; лингвокультурология ; концепт «счастье» ; Russian as a foreign linguistics ; linguocultural potential ; linguocultural studies ; the concept of "happiness"
Тип документа Выпускная квалификационная работа бакалавра
Тип файла PDF
Язык Русский
Уровень высшего образования Бакалавриат
Код специальности ФГОС 45.03.02
Группа специальностей ФГОС 450000 - Языкознание и литературоведение
DOI 10.18720/SPBPU/3/2025/vr/vr25-2720
Права доступа Доступ по паролю из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Дополнительно Новинка
Ключ записи ru\spstu\vkr\37195
Дата создания записи 19.09.2025

Разрешенные действия

Действие 'Прочитать' будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети

Действие 'Загрузить' будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети

Группа Анонимные пользователи
Сеть Интернет

В данной выпускной квалификационной работе рассматривается концепт «счастье» в аспекте его лингвокультурологического потенциала и роли в обучении русскому языку как иностранному. Исследование опирается на методологию анализа концептов, предложенную в работах Ю. С. Степанова, Е. А. Черкашиной и И. А. Шерстобитовой. Особое внимание уделено анализу лексико-фразеологического материала, отражающего многогранное представление о счастье в русской культуре. Проведённая классификация фразеологизмов по группам позволила выявить ключевые смысловые доминанты: связь счастья с семьей, духовностью, страданием, нравственным выбором и преодолением испытаний. Анализ толковых словарей показал эволюцию значения слова «счастье» от внешней удачи к внутреннему состоянию человека. Особую ценность представляет дихотомичная природа концепта, сочетающая противоположные идеи радости и беды, случайности и достижимости, материального и духовного. В работе представлены методические подходы к интеграции концепта «счастье» в учебный процесс, включая работу с текстами художественной литературы, песен, цитат и пословиц. Предложены задания, направленные на развитие лексических навыков, социокультурной компетенции и межкультурного диалога. Показана возможность расширения лингвокультурологического фона через освоение концепта «счастье». Концепт «счастье» обладает высоким образовательным потенциалом и может эффективно использоваться в практике преподавания русского языка как иностранного.

This graduation qualification paper explores the concept of "happiness" from the perspective of its linguocultural potential and its role in teaching Russian as a foreign language. The study is based on the methodology of concept analysis proposed by Y. S. Stepanov, E. A. Cherkashina, and I. A. Sherstobitova. Special attention is given to the analysis of lexical and phraseological material that reflects the multifaceted perception of happiness in Russian culture. The classification of phraseological units into groups helped identify key semantic dominants: the connection between happiness and family, spirituality, suffering, moral choice, and overcoming trials. An analysis of dictionary entries shows an evolution in the meaning of the word «счастье» (happiness) from external luck or fate to an internal state of a person. Of particular value is the dichotomous nature of the concept, which combines opposing ideas such as joy and misfortune, chance and attainability, material and spiritual. The paper presents methodological approaches to integrating the concept of happiness into the educational process, including work with literary texts, songs, quotes, and proverbs. It also proposes tasks aimed at developing lexical skills, sociocultural competence, and intercultural dialogue. The study demonstrates how engaging with the concept of "happiness" can enrich students’ linguocultural background knowledge. It concludes that the concept of "happiness" has high educational potential and can be effectively used in the practice of teaching Russian as a foreign language.

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все
Прочитать Печать Загрузить
Интернет Авторизованные пользователи СПбПУ
Прочитать Печать Загрузить
Интернет Анонимные пользователи

Количество обращений: 0 
За последние 30 дней: 0

Подробная статистика