Детальная информация

Название Интерфейс рекомендующей системы в сфере медицинских услуг: выпускная квалификационная работа магистра: направление 54.04.01 «Дизайн» ; образовательная программа 54.04.01_06 «Дизайн в цифровом маркетинге»
Авторы Мясоедова Юлия Алексеевна
Научный руководитель Щур Семен Юрьевич
Другие авторы Яненко М. Б.
Организация Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Инженерно-строительный институт
Выходные сведения Санкт-Петербург, 2025
Коллекция Выпускные квалификационные работы ; Общая коллекция
Тематика дизайн интерфейсов ; анализ данных ; прототипирование ; ux-исследования ; искусственный интеллект ; рекомендующие системы ; interface design ; data analysis ; prototyping ; ux research ; artificial intelligence ; recommender systems
Тип документа Выпускная квалификационная работа магистра
Тип файла PDF
Язык Русский
Уровень высшего образования Магистратура
Код специальности ФГОС 54.04.01
Группа специальностей ФГОС 540000 - Изобразительное и прикладные виды искусств
DOI 10.18720/SPBPU/3/2025/vr/vr25-3738
Права доступа Доступ по паролю из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Дополнительно Новинка
Ключ записи ru\spstu\vkr\38588
Дата создания записи 23.09.2025

Разрешенные действия

Действие 'Прочитать' будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети

Действие 'Загрузить' будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети

Группа Анонимные пользователи
Сеть Интернет

Данная работа посвящена исследованию внедрения рекомендующих систем в медицинское приложение. Задачи, которые решались в ходе исследования: 1. Анализ основных понятий и области применения ИИ в сфере медицины. 2. Выявление современных тенденций цифровизации медицины. 3. Исследование существующих решений в сфере рекомендательных сервисов и выявление их слабых и сильных сторон. 4. Проведение маркетингового анализа. 5. Разработка интерфейса мобильного приложения сервиса, включая интерактивный прототип. В рамках исследования проведено исследование основных понятий в сфере искусственного интеллекта, проанализированы тенденции в цифровизации медицины, изучены существующие решения в сфере рекомендательных сервисов. Был проведен маркетинговый анализ. Особое внимание уделено разработке дизайна интерфейса рекомендующего сервиса в сфере медицинских услуг. На основе проведенных исследований был разработан интерфейс мобильного приложения, определены графические элементы, цвета, шрифты, все элементы заведены в компоненты и стили. Также, по итогам работы был разработан кликабельный прототип. Для достижения данных результатов в работе были использованы следующие информационные технологии: Figma, Adobe Photoshop.

This thesis is dedicated to the study of implementing recommender systems in a medical application. The following objectives were addressed during the research: 1. To study the key concepts and application areas of artificial intelligence in the field of medicine; 2. To analyze current trends in the digitalization of healthcare; 3. To examine existing recommender system solutions and identify their strengths and weaknesses; 4. To conduct a marketing analysis; 5. To develop a mobile application for the service, including an interactive prototype. The research includes an overview of fundamental concepts in artificial intelligence, an analysis of digital transformation trends in healthcare, and a review of existing recommender systems. A marketing analysis was conducted as well. Particular attention was paid to the design of the user interface for the medical recommender service. Based on the findings, a mobile application interface was developed. Graphic elements, colors, and fonts were selected and structured into design components. As a result of the project, a clickable prototype was created for further usability testing.

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все
Прочитать Печать Загрузить
Интернет Авторизованные пользователи СПбПУ
Прочитать Печать Загрузить
Интернет Анонимные пользователи
  • РЕФЕРАТ
  • ABSTRACT
  • СОДЕРЖАНИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1 искусственный интеллект и основы разработки цифровых сервисов в медицине
    • 1.1 Искусственный интеллект: основные понятия и применение
      • 3. Обучение без учителя (Unsupervised Learning) – метод машинного обучения, при котором алгоритм анализирует неразмеченные данные, выявляя скрытые структуры и закономерности без заранее заданных правильных ответов. Применяется в задачах кластеризации ...
      • 4. Обучение с подкреплением (Reinforcement Learning, RL) – метод машинного обучения, в котором агент изучает оптимальные стратегии, взаимодействуя с окружающей средой и получая обратную связь в виде вознаграждения за успешные действия. Применяется в р...
      • 5. Глубокое обучения (Deep Learning, DL) – область машинного обучения, основанная на использовании многослойных нейронных сетей для обработки данных. Этот подход помогает выявлять сложные зависимости и эффективно анализировать большие объемы информаци...
      • 6. Нейронные сети (Neural Networks) – математические модели, вдохновленные работой биологических нейронов мозга, которые применяются для анализа данных и принятия решений. Состоят из искусственных нейронов, соединенных в слои (входной, скрытые, выходн...
      • 7. Большие данные (Big Data) – это массивы данных огромного объема, скорости поступления и разнообразия, обработка и анализ которых требуют специализированных технологий и алгоритмов.
      • Искусственный интеллект широко применяется в различных сферах деятельности, повышая точно и автоматизацию работы. Благодаря развитию методов машинного обучения, обработки естественного языка и компьютерного зрения, технологии искусственного интеллекта...
      • 1. Медицина и здравоохранение – системы искусственного интеллекта активно используются в медицине для диагностики заболеваний, персонализированного лечения и автоматизации административных процессов. Рассмотрим конкретные области применения искусствен...
      • 1.1. Диагностика и анализ медицинских изображений – алгоритмы глубокого обучения могут применяться для обнаружения проблем на снимках МРТ, КТ и рентгеновских снимках с высокой точностью. Например, искусственный интеллект способен выявлять ранние призн...
      • 1.2. Персонализированное лечение – на основе данных пациента искусственный интеллект помогает специалистам прогнозировать реакцию на терапию и предлагать оптимальные методы лечения.
      • 1.3. Виртуальные ассистенты и чат-боты – помогают пациентам записываться на прием, напоминать о приеме лекарств. Разгружают работу врачей и администрации клиники.
      • 1.4. Анализ медицинских данных – искусственный интеллект может обрабатывать большие объемы данных о пациентах и помогать в исследованиях и разработке новых лекарств.
      • 2. Финансовая сфера – в настоящий момент, искусственный интеллект используется в банковском деле, страховании, а также в биржевой торговле для прогнозирования и оценки рисков:
      • 2.1. Автоматическая торговля – системы искусственного интеллекта анализируют рынок и совершают сделки, обходя человеческий фактор.
      • 2.2. Кредитный скоринг – искусственный интеллект способен анализировать кредитную историю заемщика и на основе этих данных прогнозировать его платежеспособность.
      • 3. Сфера безопасности – интеллектуальные системы, как правило, следят за порядком и безопасностью на улицах, а также на массовых мероприятиях. Искусственный интеллект собирает данные с камер наблюдения, прогнозирует возникновение опасных ситуаций и на...
      • Таким образом, искусственный интеллект – компьютерных наук, которая создаёт алгоритмы для выполнения интеллектуальных задач. Основные технологии ИИ включают в себя: машинное обучение, нейронные сети, а также обработку больших данных. В современном мир...
    • 1.2 Преимущества и недостатки использования ИИ в медицине
      • В связи с тем, что искусственный интеллект стал неотъемлемой частью современной жизни, все большее количество сфер задействует его для развития и автоматизации. Медицина не является исключением. Благодаря своей способности анализировать большие объёмы...
      • Преимущества использования систем искусственного интеллекта в сфере медицины:
      • 1. Искусственный интеллект может повышать точность диагностики – современные системы искусственного интеллекта способны анализировать медицинские снимки с высокой точностью. Они способны обнаруживать малозаметные изменения. С помощью методов глубокого...
      • 2. Автоматизация рутинных процессов – искусственный интеллект может помочь в автоматизации рутинной работы администраторов клиники, а также врачей. Автоматизация может коснуться таких рутинных процессов как: запись на приём, обработка и заполнение мед...
      • 3. Персонализированное лечение – искусственный интеллект способен анализировать персональные данные пациента, включая генетическую информацию, историю болезней и реакцию на ранее назначенное лечение. Это позволяет врачам выбирать наиболее подходящие м...
      • Несмотря на указанные преимущества применения искусственного интеллекта в сфере медицины существуют и недостатки [12, 22]:
      • 1. Ошибки алгоритмов – несмотря на то, что искусственный интеллект описывается как высокоточный, он может выдавать не всегда корректные результаты из-за недостатка данных, например, или ошибок в обучении модели, что может привести к неправильно постав...
      • 2. Зависимость от качества данных – эффективность работы искусственного интеллекта напрямую зависит от того насколько качественные и объёмные данные были предоставлены. Неполные или же устаревшие данные могут привести к ошибкам. К примеру, если обучаю...
      • 3. Этические и правовые вопросы – использование систем искусственного интеллекта в сфере медицины касается вопросов конфиденциальности пациентов, а также ответственности за ошибки и последствия, которые они могут за собой повлечь. Встает логичный вопр...
      • 4. Достаточно высокая стоимость внедрения – весь цикл – разработка, внедрение и поддержка систем искусственного интеллекта требуют значительных финансовых вложений.
      • Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование искусственного интеллекта в медицине позволяет быстрее диагностировать те или иные заболевания, персонализировать лечение, а также ускорять взаимодействие потенциального пациента, врачей и ад...
    • 1.3 Цифровизация здравоохранения: современные тренды
      • Как уже известно, цифровизация охватывает всё большее количество сфер жизни, здравоохранение не является исключением. Внедрение технологий позволяет повысить доступность медицинских услуг, оптимизировать управление учреждениями, записям, а также улучш...
      • Рассмотрим основные направления цифровизации здравоохранения:
      • 1. Телемедицина и удаленный мониторинг пациентов – телемедицина позволяет пациентам получать консультации удаленно, что особенно важно и удобно для людей с ограниченными возможностями и жителей отдаленных регионов. Развитие телемедицины включает:
      • 1.1. Видеоконсультации со специалистами – пациент имеет возможность получить консультацию без очного посещения клинки.
      • 1.2. Дистанционный мониторинг хронических заболеваний – пациенты с хроническими заболеваниями могут передавать данные о своем состоянии в режиме реального времени, а врачи смогут оказывать своевременную помощь.
      • 2. Электронные медицинские карты и управление данными – цифровая версия обычной медицинской карты, которая содержит историю болезни пациента, результаты анализов и т. д. Преимущества использования электронных медицинских карт:
      • 2.1. Возможность хранить данные централизованно – информация о пациенте доступна врачами в любое время и в любом месте.
      • 2.2. Упрощение взаимодействия между медицинскими учреждениями – пациент может наблюдаться в разных клиниках, в таком случае, передача данных пациента из одной клиники в другую будет производиться гораздо проще и без потери информации.
      • 3. Большие данные (Big Data) – охватывает обработку массивных данных, медицинской информации, включая данные пациентов, результаты исследований, приёмов, статистику заболеваний и т. д. Основные направления применения Big Data:
      • 3.1. Анализ эпидемиологических данных – способность прогнозировать распространение инфекционных заболеваний на основе данных о мобильности населения и социальных факторов – примером служит COVID-19.
      • 3.2. Прогнозирование нагрузки на медицинские учреждения – анализ данных и предсказание роста числа госпитализаций и заболеваний.
      • 4. Мобильные технологии и устройства – развитие, гаджетов, которыми ежедневно пользуется большое количество человек и приложений для мониторинга здоровья позволяет не только следить за своими показателями в реальном времени, но и передавать данные сво...
      • 4.1. Фитнес-трекеры и смарт-часы – позволяют измерять пульс, уровень кислорода в крови, уровень физической активности.
      • 4.2. Глюкометры с подключение к Bluetooth – дают возможность людям с диабетом отслеживать уровень сахара в крови и передавать данные врачу.
      • 4.3. Кардиомониторы и датчики сна – анализируют работу сердца и предупреждают о возможных рисках и помогают выявлять нарушения сна, а также контролировать уровень стресса в организме.
      • Что касается основных трендов цифровизации здравоохранения в России, то здесь можно рассмотреть создание единого цифрового контура в здравоохранении. 2024 год стал последним годом реализации федерального проекта по созданию единого цифрового контура в...
      • Доступ к медицинским данным позволит создавать цифровые сервисы. В настоящий момент самым популярным сервисом является сервис удаленной записи на приём к врачу через портал ГосУслуг. К сентябрю 2023 году на портале было зафиксировано 164 млн обращений...
    • 1.4 Основные принципы проектирования пользовательских интерфейсов медицинских сервисов
      • Когда люди касаются темы медицины, исследуют опыт людей, всегда речь идёт об очень личных, возможно даже болезненных вопросах [24]. Речь идет о взаимоотношениях с собой и своим телом, о различных установках о том или ином заболевании и т. д. В связи с...
      • 1. Люди не любят говорить о болезнях – вопросы, которые задаются пользователю на этапе исследований, не должны навязывать негативные ощущения, а должны быть нейтральными, поддерживающими и учитывающими опыт разных людей. В таком случае выяснение важны...
      • 2. Сложность в построении гипотез – очень часто, при проектировании того или иного продукта, дизайнеры опираются на свой собственный опыт, опыт знакомых, родственников и т. д. Это позволяет сформулировать гипотезы и погрузиться в особенности проекта. ...
      • Итак, разработка современных медицинских сервисов требует создание удобных, интуитивно понятных и доступных интерфейсов, так как они оказывают значительное влияние на качество взаимодействия потенциального пациента – пользователя и клиники. В данном р...
      • 1. Usability (принцип удобства и простоты) – как правило, интерфейсы медицинских сервисов должны быть понятными, простыми и не должны требовать долго вовлечения в них. Это особенно важно при понимании того, что приложением пользуются люди с разным тех...
      • 1.1. Минималистичный и понятный дизайн с чёткой иерархией.
      • 1.2. Простой и понятный текст – необходимо избегать сложных медицинских терминов, которые пациент не сможет расшифровать самостоятельно.
      • 1.3. Простой и коротки путь – необходимо минимизировать количество шагов для выполнения основных функций или сделать их наиболее простыми.
      • 2. Accessibility (принцип доступности) – разработка медицинских приложений практически всегда должна учитывать потребности разных людей, в том числе людей с ограниченными возможностями, с низким техническим уровнем и пожилых людей:
      • 2.1. Использование понятных, хорошочитаемых шрифтов.
      • 2.2. Возможно, голосовые подсказки и поддержка диктовки.
      • 2.3. Разработки дополнительной версии для людей с ограниченными возможностями.
      • 3. Принцип безопасности и конфиденциальности – в сфере медицины происходит постоянная обработка персональных данных пациентов, поэтому важны строгие меры безопасности.
      • 4. Принцип персонализации [9] – современные медицинские приложения должны адаптироваться под потребности пользователей и быть удобными для каждого конкретного пользователя, вот что здесь можно учесть:
      • 4.1. Разработка индивидуальных рекомендаций на основе истории болезни, которую пользователь загружает в приложение под своим аккаунтом.
      • 4.2. Настраиваемый интерфейс – возможность изменить размер шрифта, светлую/тёмную тему.
      • 4.3. Напоминания о необходимости принять лекарства, а также о будущих визитах к врачу.
    • 1.5 Анализ медицинских приложений с использованием ИИ
  • 2 маркетинговый анализ РЕКОМЕНДУЮЩЕГО СЕРВИСА
    • 2.1 Анализ целевой аудитории
    • 2.2 Анализ восприятия потребительской ценности
    • 2.3 Анализ конкурентов
  • 3 проектирование концепции сервиса и его дизайн -
    • 3.1 Формирование концепции сервиса – основной функционал
      • На данный момент мир медицины можно характеризовать высокой загруженностью медицинских учреждений, а также сложностью записи к узким специалистам и не только. Более того современный мир живет в очень быстром темпе, особенно это касается крупных городо...
      • Таким образом, разрабатываемый сервис призван решить описанные выше проблемы, предоставляя пользователям систему подбора клиник и врачей на основе введённых ими симптомов.
      • Итак, в рамках работы разрабатывается интерфейс сервиса (прил. 2), который представляет собой мобильное приложение, включающее в себя работу искусственного интеллекта. Концепция сервиса заключается в том, что на основе введенных симптомов, пользовател...
      • Основные цели приложения:
      • 1. Упрощение процесса поиска клиник и специалистов для пользователей.
      • 2. Оптимизация времени, которое тратит пользователь на поиск нужной клиники и нужного специалиста, а также на их анализ – поиск информации, отзывов.
      • 3. Снижение нагрузки на регистратуры клиник за счёт онлайн-записи пациента к врачу.
      • 4. Снижение тревожности у пользователей – многие описания симптомов в интернете не являются правдивыми, а лишь выдают страшные диагнозы для пользователя – приложение поможет миновать эту стадию и сразу записаться к нужному специалисту на основе введён...
      • Задачи приложения:
      • 1. Сбор и анализ симптомов, которые вводит пользователь.
      • 2. Сопоставление симптомов с возможными медицинскими специализациями, диагнозами, но ни в коем случае не их окончательная постановка.
      • 3. Формирование списка специалистов и клиник, которые рекомендуются пользователю на основе его симптомов.
      • 4. Предоставление пользователю дополнительной информации, например отзывы, рейтинги, стоимость приема, знакомство с врачами, система лояльности и прочее.
      • 5. Интеграция с системами онлайн записи – пользователь всегда сможет записаться в нужную клинику и к нужному специалисту внутри приложения.
      • Необходимо также подробно рассмотреть основной функционал мобильного приложения:
      • 1. Ввод симптомов / данных пользователя – один из основных путей и функций данного приложения:
      • 1.1. Интерактивный опросник, пользователю задаются вопросы о его образе жизни.
      • 1.2. Пользователь описывает жалобы, прописывая, что именно его беспокоит и выбирает из списка нужный симптом.
      • 1.3. Есть возможно указать насколько интенсивна боль, какая у неё длительность и где она локализуется. Также, есть возможность указать дополнительные условия симптома для более точного анализа.
        • 2. Анализ данных и рекомендации:
        • 2.1. Система проводит анализ введённых симптомов, используя базу данных заболеваний и различных симптомов.
        • 2.2. На основе данных система подбирает соответствующие медицинские учреждения, а также подходящие направления специалистов.
        • 2.3. Система учитывает, при этом, местоположение пользователя, рейтинг врачей и прочее.
        • 2.4. При предоставлении вариантов предпочтение отдается ближайшим и наиболее подходящим учреждениям и специалистам.
        • 3. Возможность записаться на приём к специалисту онлайн – приложение даёт возможность пользователю выбрать услугу, клинику, дату и время, а также конкретного специалиста для записи. Удобный календарь, поля выбора, интеграция с картами – все это позвол...
        • 4. Дополнительные функции приложения включают в себя такие возможности как:
        • 4.1. Личный кабинет пациента – внутри приложения пользователь имеет личный кабинет, в котором представлена вся основная информация о нем (ФИО, возраст, почта и прочее), более того, в личном кабинете есть доступ к медицинской карте пациента, где могут ...
        • 4.2. Система напоминаний – приложение предусматривает отправку уведомлений пользователю о предстоящем приёме – данная функция опциональна, уведомления можно включить или выключить в настройках приложения.
        • 4.3. Поддержка экстренных случаев – при выявлении симптомов, которые требуют неотложной помощи, система предлагает быстро вызвать скорую помощь.
        • 4.4. На основе проведенного опроса (см. главу 2) можно сделать вывод о том, что некоторым пользователем важно иметь возможность задать вопрос врачу перед приёмом, в связи с этим в приложении предусмотрен чат для связи с врачом после записи.
        • 5. Оценка и обратная связь – после приёма пользователь может оставить отзыв о враче и о клинике, также, предусмотрена оценка качества обслуживания по 5-балльной шкале по определённым критериям. Отзывы и оценки используются не только для дальнейшего ул...
        • 6. Монетизация сервиса – в дальнейшем возможна платная подписка на расширенные функции – опрос, проведенный во второй главе, показал, что пользователи готовы платить за подписку, если цена будет разумной, а функционал, входящий в подписку действительн...
        • Для более точного формирования мобильного приложения рекомендующего сервиса был разработан User flow – визуальная схема, которая позволяет описать как именно пользователь взаимодействует с продуктом для достижения своей цели. User flow, своего рода, к...
        • 1. Определить логику взаимодействия пользователя и приложения – позволяет выявить слабые места и точки, в которых пользователь может испытывать трудности, запутаться или вообще закончить использование.
        • 2. Планирование интерфейса – user flow позволяет определить какие функции и экраны необходимо реализовать.
        • 3. Анализ пользовательского опыта – разрабатывая и анализируя путь пользователя можно сокращать количество шагов, которые человек совершает для достижения своей цели.
        • User flow, разработанный в рамках проектирования приложения включает в себя все основные шаги, предпринимаемые пользователем во время взаимодействия с рекомендующим сервисом: открытие, когда человек впервые открывает приложение и на экране отображаетс...
        • Рис. 3.1. User flow – анализ симптомов и запись на приём
        • Необходимо также рассмотреть перспективы развития данного сервиса: так, например, можно говорить о подключении к государственным медицинским системам, что даст возможность использовать данные о ДМС и ОМС – пользователь сможет видеть доступные медицинс...
        • Подключение голосового помощника для быстрой диагностики – упростит взаимодействия пользователя с сервисом, помощь для людей с ограниченными возможностями. Возможность интеграции с умными колонками дома (Алиса, Алекса и прочее).
    • 3.2 Проектирование пользовательских сценариев – построение CJM
      • Необходимо начать с того, что разработка интерфейса невозможна без глубокого понимания путей взаимодействия пользователя и системы. Для того, что лучше это понять можно использовать методику построения CJM – Customer Journey Map – карта пути пользоват...
      • 1. Позволяет узнать какие стадии проходит пользователь на пути к покупке – от входа в мобильное приложение до записи на приём к специалисту.
      • 2. Помогает определить сложности взаимодействия и понять, как можно их избежать или преодолеть – если пользователь не может выбрать нужную клинику, например, он скорее всего закроет приложение и не будет им пользоваться.
      • 3. Позволяет найти слабые места в продукте и устранить их.
      • 4. Прослеживает точки взаимодействия потребителя с компанией – важно обозначить, где и как пользователь соприкасается с продуктом, данная информация позволит определить стратегию коммуникации с ним.
      • 5. Способствует разработке стратегии коммуникации – на основании спроектированного CJM можно выстроить план коммуникации для каждого этапа пути пользователя, подробно описать каналы, с помощью которых пользователь взаимодействует с продуктом для его а...
      • 1. Исследование целевой аудитории – необходимо собрать данные о пользователях – демографические данные, мотивацию пользователей, а также их барьеры.
      • 2. Определение стандартных сценариев использования – в случае проектирования интерфейса рекомендующей системы это следующий сценарий: ощущение недомогания – желание быстро получить совет – выбор симптомов – получение списка подходящих специалистов и у...
      • 3. Выделение основных этапов пути пользователя – в процессе взаимодействия с продуктом пользователь проходит различные этапы – как правило, их 6, рассмотрим каждый из них:
      • 3.1. Осознание потребности – на данном этапе высокое влияние оказывают множество факторов – от культурных традиции пользователя до эмоций и настроения в момент принятия решения.
      • 3.2. Поиск информации – после того, как пользователь осознает свою потребность – начинается поиск информации о продукте: знакомые, отзывы в интернете, реклама и прочее.
      • 3.3. Поиск альтернатив – чаще всего пользователь сравнивает несколько вариантов по определённым критериям: стоимость, качество, дизайн и другим параметрам. На данном этапе важно показать преимущества продукта перед остальными.
      • 3.4. Приобретение – на данном этапе клиент приобретает продукт в магазине, на сайте, в приложении. Важно сделать процесс покупки простым и приятным, чтобы пользователю захотелось вернуться.
      • 3.5. Потребление – пользователь уже приобрел продукт и начал им пользоваться, он обращает внимание на качество продукта, на удобство его использования и в момент осознания всех свойств продукт принимает решение о повторной покупке.
      • 3.6. Освобождение – очень важный этап, который нельзя пропускать. После того, как пользователь использовал продукт его взаимодействие с ним не заканчивается. Необходимо определить возможности для дальнейшего улучшения продукта.
      • 4. Определение точек контакта – как именно пользователь узнаёт о продукте и взаимодействует с ним, какие каналы используются.
      • 5. Анализ эмоций и опыта пользователя на каждом из этапов, например: на этапе осознания проблемы пользователь может чувствовать тревогу и беспокойство из-за незнания, при использовании сервиса – ожидание простоты, скорости и точности рекомендаций, а п...
      • 6. Формирование барьеров и болевых точек.
      • Подводя итог, стоит отметить, что карта создается в табличном или графическом виде, где отображает все этапы пути пользователя, его цели, барьеры и возможности для дальнейшего улучшения.
      • Таким образом, на основе всех данных была построена карта пути пользователи (Customer Journey Map) (см. рис. 3.2), где были учтены все основные моменты взаимодействия пользователя с рекомендующим сервисом.
      • Были рассмотрены следующие этапы:
      • 1. Осознание потребности пользователем.
      • 2. Поиск решения проблемы.
      • 3. Ввод данных в сервис.
      • 4. Получение рекомендаций на основе введённых данных.
      • 5. Запись на приём к специалисту.
      • 6. Ожидание визита в клинику.
      • 7. Посещение специалиста.
      • 8. Взаимодействия пользователя с сервисом после посещения клиники.
      • Рис. 3.2. CJM – Карта пути пользователя
      • Таким образом, можно сделать вывод о том, что анализ пути пользователя показал, что целевая аудитория сервиса ждёт простоты, доверия и скорости взаимодействия от цифрового сервиса, которым она пользуется. Одними из наиболее стрессовых точек можно счит...
    • 3.3 Разработка интерфейса сервиса
      • На основе анализа целевой аудитории, сегментирования, анализа потребительской ценности, построения CJM был спроектирован интерфейс цифрового сервиса рекомендаций цифровых услуг на основе данных пользователя. Одной из основных целей этапа проектировани...
      • Процесс проектирования включает в себя несколько этапов:
      • 1. Разработка пути пользователя – User flow.
      • 2. Формирование пользовательских сценариев на основе анализа ЦА и построения CJM.
      • 3. Создание wireframes.
      • 4. Разработка интерфейса с учетом потребностей ЦА и принципов UX/UI.
      • 5. Сборка кликабельного прототипа в Figma с целью анализа логики взаимодействия.
      • Wireframes выполняют одну из важных ролей на этапе проектирования интерфейса цифрового сервиса. Это, можно сказать, полноценный инструмент выстраивания логики взаимодействия пользователя и продукта.
      • Создание wireframes – схематичное изображение разрабатываемого интерфейса. Wireframes – это черно-белая схема, которая фокусируется на структуре и функциональности будущего продукта, а не на его визуальной составляющей, черно-белые прототипы показываю...
      • 1. Структуризация информации – в первую очередь черно-белые прототипы позволяют схематично определить, где и каким образом будут располагаться элементы интерфейса – все блоки, кнопки, заголовки и прочее. Более того, заранее выстраивается иерархия инфо...
      • 2. Отделение структуры интерфейса от его визуальной составляющей – на это проектирование wireframes, задача сделать интерфейс не красивым, а понятным. Благодаря тому, что используется черно-белая палитра, ничто не отвлекает от структуры и логики прило...
      • 3. Упрощение коммуникации между участниками проекта – разработка wireframes создаёт универсальный язык между всеми участниками проекта, с их помощью, на этапе проектирования, люди, не относящиеся к дизайну, проще воспринимают структуру приложения и мо...
      • 4. Упрощение проведения UX-исследований и тестирования – без визуальных деталей можно протестировать логику передвижения пользователя по приложению, оценить, насколько структура понятная и определить слабые места в интерфейсе, если таковые есть.
      • 5. Позволяет дизайнеру быстрее перейти к визуальному оставляющей проекта – создание wireframes – это переходный этап между исследованием и визуальным дизайном – наибольшее внимание уделяется уже не структуре приложения, а его визуализации.
      • Стоит также отметить, что существует три уровня wireframes [28]:
      • 1. Низка детализация (low-fidelity) – черно-белые наброски, без текста, с простыми геометрическими фигурами. Такое вид используется на самых ранних этапах, когда нужно примерно зарисовать структуру интерфейса.
      • 2. Средняя детализация (mid- fidelity) – в данном типе уже более четко прослеживаются заголовки, текст, структура блоков, размеры – согласовывается логика размещения элементов внутри интерфейса.
      • 3. Высокая детализация (high- fidelity) – почти как готовый макет, но в черно-былых тонах. Определена вся структура, соблюдается размер шрифтов отступы, сетка – используется особен6но если нужно протестировать прототип до начала дизайна, протестироват...
      • Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработка wireframes – это важная часть проектирования цифрового сервиса. Без из создания будет сложно спланировать путь пользователя, особенно в таких сложных системах, как медицинское приложение. Создан...
      • В рамках работа над интерфейсом рекомендующегося сервиса были разработаны wireframes высокой детализации, а также с помощью стрелок показана структура пользовательского пути и логики существующих экранов (см. рис. 3.3).
      • Рис. 3.3. Wireframes
      • Для проектируемого сервиса рекомендаций было выбрано название и разработана иконка приложения, которая отображается у пользователей до открытия приложения. Название рекомендующего сервиса – Medwise. Название должно отражать суть приложения, выделять е...
      • 1. Med – сокращение от английского medicine (медицина) – это сразу дает пользователю понять, что это медицинское приложение.
      • 2. Wise – в переводе с английского означает умный, мудрый, разумный. Данный элемент в названии интерфейса подчёркивает использование умные технологии, а рекомендации данного сервиса основаны на логике, на данных и тщательном анализе.
      • Название «Medwise» ассоциируется с доверием и профессионализмом, вызывает ощущение надёжности и экспертного подхода, что очень важно при разработке медицинского продукта. Более того, данное название лаконично и легко запоминается, что тоже очень важно...
      • Иконка приложения – это важный элемент визуальной айдентики цифрового продукта. Она будет отображаться на главном экране мобильного телефона, а также в App Store и Google play. Она должна быть простой и визуально узнаваемой. Прежде чем приступать к ра...
      • 1. Размеры и формат – иконка должна хорошо смотреться на мобильном экране, поэтому целесообразно выбрать размер 16x16px. Необходимо также учитывать особенности платформ, для которых разрабатывается данная иконка. Apple требует более скругленные углы, ...
      • 2. Формулировка визуальной концепции иконки – на основе названия были выделены ключевые ассоциации MW – инициалы названия, как визуальный язык, минимализм и чистота – иконка должна быть читаемой даже в самом маленьком размере.
      • 3. Выбор стиля – иконка спроектирована в минималистичном виде, без 3D элементов, без теней. Были использованы геометрические формы, чёткость линий, зеленый фон и белые элементы на нём. Иконка должна отражать визуальный стиль приложения, которое разраб...
      • Рис. 3.4. Разработка иконки и её смысл
      • Где, перевёрнутая буква «W», которая образует букву «M» в начертании Montserrat ExtraBold, ассоциация с медициной (medicine). А уже обычная буква «W» в том же начертании представляется вместе с мудростью и интеллектуальностью. Знак креста – символ вс...
      • Рис. 3.5. Иконка мобильного приложения
      • При разработке сервиса интерфейса медицинского сервиса рекомендаций особое внимание, также, уделялось визуальной составляющей сервиса, которое обеспечивает доверие, комфорт, а также простоту восприятия информации. Цветовая палитра приложения была выбр...
      • Рис. 3.6. Основные цвета
      • Рис. 3.7. Дополнительные цвета
      • Что касается текста, то был выбран шрифт Montserrat в разных начертаниях: Regular, Medium, SemiBold – позволяют создать иерархию внутри текста (см. рис. 3.8). Данный шрифт является одним из самых популярных современных гротесков. Выбора шрифта Montser...
      • 1. Читаемость и универсальность – Montserrat представляет собой чёткие, геометрические формы и хороший межбуквенный интервал, что позволяет пользователям легко читать текст на любых устройствах. Это особенно важно при создание мобильного интерфейса, в...
      • 2. Общая визуальная совместимость – шрифт хорошо сочетается с натуральными выбранными цветами. Формы шрифта подчеркивают и дополняют простоту и чистоту выбранного стиля, отсутствие острых углов.
      • 3. Поддержка кириллицы и латиницы – выбранный шрифт полностью поддерживает кириллицу, что делает его привлекательным для выбора на российскую аудиторию. При этом использование шрифта Montserrat не создает визуального конфликта и с латинскими символами...
      • 4. Доступность – Montserrat соответствует рекомендациям по доступности в рамках в рамках WCAG (Web Content Accessibility Guidelines) [27] – международного стандарта, который был разработан с целью обеспечения доступности цифрового контента для пользов...
      • Рис. 3.8. Используемый в проекте шрифт
      • В рамках работы над мобильным приложением применялись определённые принципы UX-дизайна, направленные на повышение удобства и доверия со стороны пользователя. Особое внимание уделялось снижению нагрузки на пользователя. Принципы UX-дизайна [27]:
      • 1. Минимизация когнитивной нагрузки – такая нагрузка, как правило, возникает, когда пользователю необходимо обрабатывать большое количество информации или принимать сложные решения. Чтобы этого избежать в интерфейсе была использована простая иерархия ...
      • 2. Принцип «одна задача – один экран» – такой принцип был заложен в архитектуру пользовательского пути. Данный принцип особенно важен для людей с низкой цифровой грамотностью. Внедрение данного принципа в разработку интерфейса позволило избежать перег...
      • 3. Принцип подсказок и объяснений – сервис объясняет почему, например, был выбран конкретный врач, что можно сделать дальше и на каком этапе сейчас находится пользователь. Данный принцип позволяет укрепить доверие пользователя к сервису.
      • 4. Принцип повторяемости паттернов – интерфейс мобильного приложения построен по повторяющимся паттернам, чтобы пользователь быстро ориентировался внутри интерфейса, узнавал знакомые блоки и ориентировался легко, совершая интуитивные действия.
      • 5. Принцип accessibility-first – должны быть учтены следующие аспекты: размер шрифта – от 16 пикселей и выше с возможностью масштабирования; высокий контраст между фоном и текстом, отсутствие скрытых элементов – все важные элементы видны сразу.
      • В рамках работы над мобильным приложением был определен его функционал, а также построена карта пути пользователя - CJM, что помогло глубже понять боли и потребности. Так, в результате, был спроектирован интерфейс рекомендующего сервиса в рамках проек...
      • Таким образом, интерфейс спроектирован как в соответствие с функциональными задачами, так и с эмоциональными ожиданиями целевой аудитории. Его, также, можно назвать гибким для дальнейшего масштабирования и интеграций новых систем.
  • заключение
    • В рамках работы над ВКР были достигнуты поставленные цели и решены основные задачи исследования.
    • В процессе исследования удалось изучить основную роль искусственного интеллекта в сфере медицины, более того был проведён подробный анализ существующих цифровых решений и интерфейсов, которые применяются в медицинской сфере. В рамках первой главы ВКР...
    • Во второй главе был проведен маркетинговый анализ, в рамках которого, путём опроса и анализа ответов потенциальных пользователей, была определена целевая аудитория, а также её сегментация. Основные характеристики ЦА: Возраст – от 18 до 60 лет, географ...
    • На основе полученных данных, в третьей главе ВКР была разработана концепция рекомендующего сервиса, которая включает в себя User flow, CJM, пользовательские сценарии, набор основных и дополнительных функций мобильного приложения. При проектировании ин...
    • В ходе написания магистерской диссертации мне удалось применить полученные теоретические знания по цифровому дизайну, UX-исследованиям и маркетингу на практике — при создании прототипа и анализе пользовательского опыта. Полученные результаты могут быт...
  • Список использованных источников
  • приложение 1. persona map
  • приложение 2. Интерфейс сервиса

Количество обращений: 0 
За последние 30 дней: 0

Подробная статистика