Детальная информация
| Название | Интерфейс рекомендующей системы в сфере медицинских услуг: выпускная квалификационная работа магистра: направление 54.04.01 «Дизайн» ; образовательная программа 54.04.01_06 «Дизайн в цифровом маркетинге» |
|---|---|
| Авторы | Мясоедова Юлия Алексеевна |
| Научный руководитель | Щур Семен Юрьевич |
| Другие авторы | Яненко М. Б. |
| Организация | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Инженерно-строительный институт |
| Выходные сведения | Санкт-Петербург, 2025 |
| Коллекция | Выпускные квалификационные работы ; Общая коллекция |
| Тематика | дизайн интерфейсов ; анализ данных ; прототипирование ; ux-исследования ; искусственный интеллект ; рекомендующие системы ; interface design ; data analysis ; prototyping ; ux research ; artificial intelligence ; recommender systems |
| Тип документа | Выпускная квалификационная работа магистра |
| Тип файла | |
| Язык | Русский |
| Уровень высшего образования | Магистратура |
| Код специальности ФГОС | 54.04.01 |
| Группа специальностей ФГОС | 540000 - Изобразительное и прикладные виды искусств |
| DOI | 10.18720/SPBPU/3/2025/vr/vr25-3738 |
| Права доступа | Доступ по паролю из сети Интернет (чтение, печать, копирование) |
| Дополнительно | Новинка |
| Ключ записи | ru\spstu\vkr\38588 |
| Дата создания записи | 23.09.2025 |
Разрешенные действия
–
Действие 'Прочитать' будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети
Действие 'Загрузить' будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети
| Группа | Анонимные пользователи |
|---|---|
| Сеть | Интернет |
Данная работа посвящена исследованию внедрения рекомендующих систем в медицинское приложение. Задачи, которые решались в ходе исследования: 1. Анализ основных понятий и области применения ИИ в сфере медицины. 2. Выявление современных тенденций цифровизации медицины. 3. Исследование существующих решений в сфере рекомендательных сервисов и выявление их слабых и сильных сторон. 4. Проведение маркетингового анализа. 5. Разработка интерфейса мобильного приложения сервиса, включая интерактивный прототип. В рамках исследования проведено исследование основных понятий в сфере искусственного интеллекта, проанализированы тенденции в цифровизации медицины, изучены существующие решения в сфере рекомендательных сервисов. Был проведен маркетинговый анализ. Особое внимание уделено разработке дизайна интерфейса рекомендующего сервиса в сфере медицинских услуг. На основе проведенных исследований был разработан интерфейс мобильного приложения, определены графические элементы, цвета, шрифты, все элементы заведены в компоненты и стили. Также, по итогам работы был разработан кликабельный прототип. Для достижения данных результатов в работе были использованы следующие информационные технологии: Figma, Adobe Photoshop.
This thesis is dedicated to the study of implementing recommender systems in a medical application. The following objectives were addressed during the research: 1. To study the key concepts and application areas of artificial intelligence in the field of medicine; 2. To analyze current trends in the digitalization of healthcare; 3. To examine existing recommender system solutions and identify their strengths and weaknesses; 4. To conduct a marketing analysis; 5. To develop a mobile application for the service, including an interactive prototype. The research includes an overview of fundamental concepts in artificial intelligence, an analysis of digital transformation trends in healthcare, and a review of existing recommender systems. A marketing analysis was conducted as well. Particular attention was paid to the design of the user interface for the medical recommender service. Based on the findings, a mobile application interface was developed. Graphic elements, colors, and fonts were selected and structured into design components. As a result of the project, a clickable prototype was created for further usability testing.
| Место доступа | Группа пользователей | Действие |
|---|---|---|
| Локальная сеть ИБК СПбПУ | Все |
|
| Интернет | Авторизованные пользователи СПбПУ |
|
| Интернет | Анонимные пользователи |
|
- РЕФЕРАТ
- ABSTRACT
- СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- 1 искусственный интеллект и основы разработки цифровых сервисов в медицине
- 1.1 Искусственный интеллект: основные понятия и применение
- 3. Обучение без учителя (Unsupervised Learning) – метод машинного обучения, при котором алгоритм анализирует неразмеченные данные, выявляя скрытые структуры и закономерности без заранее заданных правильных ответов. Применяется в задачах кластеризации ...
- 4. Обучение с подкреплением (Reinforcement Learning, RL) – метод машинного обучения, в котором агент изучает оптимальные стратегии, взаимодействуя с окружающей средой и получая обратную связь в виде вознаграждения за успешные действия. Применяется в р...
- 5. Глубокое обучения (Deep Learning, DL) – область машинного обучения, основанная на использовании многослойных нейронных сетей для обработки данных. Этот подход помогает выявлять сложные зависимости и эффективно анализировать большие объемы информаци...
- 6. Нейронные сети (Neural Networks) – математические модели, вдохновленные работой биологических нейронов мозга, которые применяются для анализа данных и принятия решений. Состоят из искусственных нейронов, соединенных в слои (входной, скрытые, выходн...
- 7. Большие данные (Big Data) – это массивы данных огромного объема, скорости поступления и разнообразия, обработка и анализ которых требуют специализированных технологий и алгоритмов.
- Искусственный интеллект широко применяется в различных сферах деятельности, повышая точно и автоматизацию работы. Благодаря развитию методов машинного обучения, обработки естественного языка и компьютерного зрения, технологии искусственного интеллекта...
- 1. Медицина и здравоохранение – системы искусственного интеллекта активно используются в медицине для диагностики заболеваний, персонализированного лечения и автоматизации административных процессов. Рассмотрим конкретные области применения искусствен...
- 1.1. Диагностика и анализ медицинских изображений – алгоритмы глубокого обучения могут применяться для обнаружения проблем на снимках МРТ, КТ и рентгеновских снимках с высокой точностью. Например, искусственный интеллект способен выявлять ранние призн...
- 1.2. Персонализированное лечение – на основе данных пациента искусственный интеллект помогает специалистам прогнозировать реакцию на терапию и предлагать оптимальные методы лечения.
- 1.3. Виртуальные ассистенты и чат-боты – помогают пациентам записываться на прием, напоминать о приеме лекарств. Разгружают работу врачей и администрации клиники.
- 1.4. Анализ медицинских данных – искусственный интеллект может обрабатывать большие объемы данных о пациентах и помогать в исследованиях и разработке новых лекарств.
- 2. Финансовая сфера – в настоящий момент, искусственный интеллект используется в банковском деле, страховании, а также в биржевой торговле для прогнозирования и оценки рисков:
- 2.1. Автоматическая торговля – системы искусственного интеллекта анализируют рынок и совершают сделки, обходя человеческий фактор.
- 2.2. Кредитный скоринг – искусственный интеллект способен анализировать кредитную историю заемщика и на основе этих данных прогнозировать его платежеспособность.
- 3. Сфера безопасности – интеллектуальные системы, как правило, следят за порядком и безопасностью на улицах, а также на массовых мероприятиях. Искусственный интеллект собирает данные с камер наблюдения, прогнозирует возникновение опасных ситуаций и на...
- Таким образом, искусственный интеллект – компьютерных наук, которая создаёт алгоритмы для выполнения интеллектуальных задач. Основные технологии ИИ включают в себя: машинное обучение, нейронные сети, а также обработку больших данных. В современном мир...
- 1.2 Преимущества и недостатки использования ИИ в медицине
- В связи с тем, что искусственный интеллект стал неотъемлемой частью современной жизни, все большее количество сфер задействует его для развития и автоматизации. Медицина не является исключением. Благодаря своей способности анализировать большие объёмы...
- Преимущества использования систем искусственного интеллекта в сфере медицины:
- 1. Искусственный интеллект может повышать точность диагностики – современные системы искусственного интеллекта способны анализировать медицинские снимки с высокой точностью. Они способны обнаруживать малозаметные изменения. С помощью методов глубокого...
- 2. Автоматизация рутинных процессов – искусственный интеллект может помочь в автоматизации рутинной работы администраторов клиники, а также врачей. Автоматизация может коснуться таких рутинных процессов как: запись на приём, обработка и заполнение мед...
- 3. Персонализированное лечение – искусственный интеллект способен анализировать персональные данные пациента, включая генетическую информацию, историю болезней и реакцию на ранее назначенное лечение. Это позволяет врачам выбирать наиболее подходящие м...
- Несмотря на указанные преимущества применения искусственного интеллекта в сфере медицины существуют и недостатки [12, 22]:
- 1. Ошибки алгоритмов – несмотря на то, что искусственный интеллект описывается как высокоточный, он может выдавать не всегда корректные результаты из-за недостатка данных, например, или ошибок в обучении модели, что может привести к неправильно постав...
- 2. Зависимость от качества данных – эффективность работы искусственного интеллекта напрямую зависит от того насколько качественные и объёмные данные были предоставлены. Неполные или же устаревшие данные могут привести к ошибкам. К примеру, если обучаю...
- 3. Этические и правовые вопросы – использование систем искусственного интеллекта в сфере медицины касается вопросов конфиденциальности пациентов, а также ответственности за ошибки и последствия, которые они могут за собой повлечь. Встает логичный вопр...
- 4. Достаточно высокая стоимость внедрения – весь цикл – разработка, внедрение и поддержка систем искусственного интеллекта требуют значительных финансовых вложений.
- Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование искусственного интеллекта в медицине позволяет быстрее диагностировать те или иные заболевания, персонализировать лечение, а также ускорять взаимодействие потенциального пациента, врачей и ад...
- 1.3 Цифровизация здравоохранения: современные тренды
- Как уже известно, цифровизация охватывает всё большее количество сфер жизни, здравоохранение не является исключением. Внедрение технологий позволяет повысить доступность медицинских услуг, оптимизировать управление учреждениями, записям, а также улучш...
- Рассмотрим основные направления цифровизации здравоохранения:
- 1. Телемедицина и удаленный мониторинг пациентов – телемедицина позволяет пациентам получать консультации удаленно, что особенно важно и удобно для людей с ограниченными возможностями и жителей отдаленных регионов. Развитие телемедицины включает:
- 1.1. Видеоконсультации со специалистами – пациент имеет возможность получить консультацию без очного посещения клинки.
- 1.2. Дистанционный мониторинг хронических заболеваний – пациенты с хроническими заболеваниями могут передавать данные о своем состоянии в режиме реального времени, а врачи смогут оказывать своевременную помощь.
- 2. Электронные медицинские карты и управление данными – цифровая версия обычной медицинской карты, которая содержит историю болезни пациента, результаты анализов и т. д. Преимущества использования электронных медицинских карт:
- 2.1. Возможность хранить данные централизованно – информация о пациенте доступна врачами в любое время и в любом месте.
- 2.2. Упрощение взаимодействия между медицинскими учреждениями – пациент может наблюдаться в разных клиниках, в таком случае, передача данных пациента из одной клиники в другую будет производиться гораздо проще и без потери информации.
- 3. Большие данные (Big Data) – охватывает обработку массивных данных, медицинской информации, включая данные пациентов, результаты исследований, приёмов, статистику заболеваний и т. д. Основные направления применения Big Data:
- 3.1. Анализ эпидемиологических данных – способность прогнозировать распространение инфекционных заболеваний на основе данных о мобильности населения и социальных факторов – примером служит COVID-19.
- 3.2. Прогнозирование нагрузки на медицинские учреждения – анализ данных и предсказание роста числа госпитализаций и заболеваний.
- 4. Мобильные технологии и устройства – развитие, гаджетов, которыми ежедневно пользуется большое количество человек и приложений для мониторинга здоровья позволяет не только следить за своими показателями в реальном времени, но и передавать данные сво...
- 4.1. Фитнес-трекеры и смарт-часы – позволяют измерять пульс, уровень кислорода в крови, уровень физической активности.
- 4.2. Глюкометры с подключение к Bluetooth – дают возможность людям с диабетом отслеживать уровень сахара в крови и передавать данные врачу.
- 4.3. Кардиомониторы и датчики сна – анализируют работу сердца и предупреждают о возможных рисках и помогают выявлять нарушения сна, а также контролировать уровень стресса в организме.
- Что касается основных трендов цифровизации здравоохранения в России, то здесь можно рассмотреть создание единого цифрового контура в здравоохранении. 2024 год стал последним годом реализации федерального проекта по созданию единого цифрового контура в...
- Доступ к медицинским данным позволит создавать цифровые сервисы. В настоящий момент самым популярным сервисом является сервис удаленной записи на приём к врачу через портал ГосУслуг. К сентябрю 2023 году на портале было зафиксировано 164 млн обращений...
- 1.4 Основные принципы проектирования пользовательских интерфейсов медицинских сервисов
- Когда люди касаются темы медицины, исследуют опыт людей, всегда речь идёт об очень личных, возможно даже болезненных вопросах [24]. Речь идет о взаимоотношениях с собой и своим телом, о различных установках о том или ином заболевании и т. д. В связи с...
- 1. Люди не любят говорить о болезнях – вопросы, которые задаются пользователю на этапе исследований, не должны навязывать негативные ощущения, а должны быть нейтральными, поддерживающими и учитывающими опыт разных людей. В таком случае выяснение важны...
- 2. Сложность в построении гипотез – очень часто, при проектировании того или иного продукта, дизайнеры опираются на свой собственный опыт, опыт знакомых, родственников и т. д. Это позволяет сформулировать гипотезы и погрузиться в особенности проекта. ...
- Итак, разработка современных медицинских сервисов требует создание удобных, интуитивно понятных и доступных интерфейсов, так как они оказывают значительное влияние на качество взаимодействия потенциального пациента – пользователя и клиники. В данном р...
- 1. Usability (принцип удобства и простоты) – как правило, интерфейсы медицинских сервисов должны быть понятными, простыми и не должны требовать долго вовлечения в них. Это особенно важно при понимании того, что приложением пользуются люди с разным тех...
- 1.1. Минималистичный и понятный дизайн с чёткой иерархией.
- 1.2. Простой и понятный текст – необходимо избегать сложных медицинских терминов, которые пациент не сможет расшифровать самостоятельно.
- 1.3. Простой и коротки путь – необходимо минимизировать количество шагов для выполнения основных функций или сделать их наиболее простыми.
- 2. Accessibility (принцип доступности) – разработка медицинских приложений практически всегда должна учитывать потребности разных людей, в том числе людей с ограниченными возможностями, с низким техническим уровнем и пожилых людей:
- 2.1. Использование понятных, хорошочитаемых шрифтов.
- 2.2. Возможно, голосовые подсказки и поддержка диктовки.
- 2.3. Разработки дополнительной версии для людей с ограниченными возможностями.
- 3. Принцип безопасности и конфиденциальности – в сфере медицины происходит постоянная обработка персональных данных пациентов, поэтому важны строгие меры безопасности.
- 4. Принцип персонализации [9] – современные медицинские приложения должны адаптироваться под потребности пользователей и быть удобными для каждого конкретного пользователя, вот что здесь можно учесть:
- 4.1. Разработка индивидуальных рекомендаций на основе истории болезни, которую пользователь загружает в приложение под своим аккаунтом.
- 4.2. Настраиваемый интерфейс – возможность изменить размер шрифта, светлую/тёмную тему.
- 4.3. Напоминания о необходимости принять лекарства, а также о будущих визитах к врачу.
- 1.5 Анализ медицинских приложений с использованием ИИ
- 1.1 Искусственный интеллект: основные понятия и применение
- 2 маркетинговый анализ РЕКОМЕНДУЮЩЕГО СЕРВИСА
- 2.1 Анализ целевой аудитории
- 2.2 Анализ восприятия потребительской ценности
- 2.3 Анализ конкурентов
- 3 проектирование концепции сервиса и его дизайн -
- 3.1 Формирование концепции сервиса – основной функционал
- На данный момент мир медицины можно характеризовать высокой загруженностью медицинских учреждений, а также сложностью записи к узким специалистам и не только. Более того современный мир живет в очень быстром темпе, особенно это касается крупных городо...
- Таким образом, разрабатываемый сервис призван решить описанные выше проблемы, предоставляя пользователям систему подбора клиник и врачей на основе введённых ими симптомов.
- Итак, в рамках работы разрабатывается интерфейс сервиса (прил. 2), который представляет собой мобильное приложение, включающее в себя работу искусственного интеллекта. Концепция сервиса заключается в том, что на основе введенных симптомов, пользовател...
- Основные цели приложения:
- 1. Упрощение процесса поиска клиник и специалистов для пользователей.
- 2. Оптимизация времени, которое тратит пользователь на поиск нужной клиники и нужного специалиста, а также на их анализ – поиск информации, отзывов.
- 3. Снижение нагрузки на регистратуры клиник за счёт онлайн-записи пациента к врачу.
- 4. Снижение тревожности у пользователей – многие описания симптомов в интернете не являются правдивыми, а лишь выдают страшные диагнозы для пользователя – приложение поможет миновать эту стадию и сразу записаться к нужному специалисту на основе введён...
- Задачи приложения:
- 1. Сбор и анализ симптомов, которые вводит пользователь.
- 2. Сопоставление симптомов с возможными медицинскими специализациями, диагнозами, но ни в коем случае не их окончательная постановка.
- 3. Формирование списка специалистов и клиник, которые рекомендуются пользователю на основе его симптомов.
- 4. Предоставление пользователю дополнительной информации, например отзывы, рейтинги, стоимость приема, знакомство с врачами, система лояльности и прочее.
- 5. Интеграция с системами онлайн записи – пользователь всегда сможет записаться в нужную клинику и к нужному специалисту внутри приложения.
- Необходимо также подробно рассмотреть основной функционал мобильного приложения:
- 1. Ввод симптомов / данных пользователя – один из основных путей и функций данного приложения:
- 1.1. Интерактивный опросник, пользователю задаются вопросы о его образе жизни.
- 1.2. Пользователь описывает жалобы, прописывая, что именно его беспокоит и выбирает из списка нужный симптом.
- 1.3. Есть возможно указать насколько интенсивна боль, какая у неё длительность и где она локализуется. Также, есть возможность указать дополнительные условия симптома для более точного анализа.
- 2. Анализ данных и рекомендации:
- 2.1. Система проводит анализ введённых симптомов, используя базу данных заболеваний и различных симптомов.
- 2.2. На основе данных система подбирает соответствующие медицинские учреждения, а также подходящие направления специалистов.
- 2.3. Система учитывает, при этом, местоположение пользователя, рейтинг врачей и прочее.
- 2.4. При предоставлении вариантов предпочтение отдается ближайшим и наиболее подходящим учреждениям и специалистам.
- 3. Возможность записаться на приём к специалисту онлайн – приложение даёт возможность пользователю выбрать услугу, клинику, дату и время, а также конкретного специалиста для записи. Удобный календарь, поля выбора, интеграция с картами – все это позвол...
- 4. Дополнительные функции приложения включают в себя такие возможности как:
- 4.1. Личный кабинет пациента – внутри приложения пользователь имеет личный кабинет, в котором представлена вся основная информация о нем (ФИО, возраст, почта и прочее), более того, в личном кабинете есть доступ к медицинской карте пациента, где могут ...
- 4.2. Система напоминаний – приложение предусматривает отправку уведомлений пользователю о предстоящем приёме – данная функция опциональна, уведомления можно включить или выключить в настройках приложения.
- 4.3. Поддержка экстренных случаев – при выявлении симптомов, которые требуют неотложной помощи, система предлагает быстро вызвать скорую помощь.
- 4.4. На основе проведенного опроса (см. главу 2) можно сделать вывод о том, что некоторым пользователем важно иметь возможность задать вопрос врачу перед приёмом, в связи с этим в приложении предусмотрен чат для связи с врачом после записи.
- 5. Оценка и обратная связь – после приёма пользователь может оставить отзыв о враче и о клинике, также, предусмотрена оценка качества обслуживания по 5-балльной шкале по определённым критериям. Отзывы и оценки используются не только для дальнейшего ул...
- 6. Монетизация сервиса – в дальнейшем возможна платная подписка на расширенные функции – опрос, проведенный во второй главе, показал, что пользователи готовы платить за подписку, если цена будет разумной, а функционал, входящий в подписку действительн...
- Для более точного формирования мобильного приложения рекомендующего сервиса был разработан User flow – визуальная схема, которая позволяет описать как именно пользователь взаимодействует с продуктом для достижения своей цели. User flow, своего рода, к...
- 1. Определить логику взаимодействия пользователя и приложения – позволяет выявить слабые места и точки, в которых пользователь может испытывать трудности, запутаться или вообще закончить использование.
- 2. Планирование интерфейса – user flow позволяет определить какие функции и экраны необходимо реализовать.
- 3. Анализ пользовательского опыта – разрабатывая и анализируя путь пользователя можно сокращать количество шагов, которые человек совершает для достижения своей цели.
- User flow, разработанный в рамках проектирования приложения включает в себя все основные шаги, предпринимаемые пользователем во время взаимодействия с рекомендующим сервисом: открытие, когда человек впервые открывает приложение и на экране отображаетс...
- Рис. 3.1. User flow – анализ симптомов и запись на приём
- Необходимо также рассмотреть перспективы развития данного сервиса: так, например, можно говорить о подключении к государственным медицинским системам, что даст возможность использовать данные о ДМС и ОМС – пользователь сможет видеть доступные медицинс...
- Подключение голосового помощника для быстрой диагностики – упростит взаимодействия пользователя с сервисом, помощь для людей с ограниченными возможностями. Возможность интеграции с умными колонками дома (Алиса, Алекса и прочее).
- 3.2 Проектирование пользовательских сценариев – построение CJM
- Необходимо начать с того, что разработка интерфейса невозможна без глубокого понимания путей взаимодействия пользователя и системы. Для того, что лучше это понять можно использовать методику построения CJM – Customer Journey Map – карта пути пользоват...
- 1. Позволяет узнать какие стадии проходит пользователь на пути к покупке – от входа в мобильное приложение до записи на приём к специалисту.
- 2. Помогает определить сложности взаимодействия и понять, как можно их избежать или преодолеть – если пользователь не может выбрать нужную клинику, например, он скорее всего закроет приложение и не будет им пользоваться.
- 3. Позволяет найти слабые места в продукте и устранить их.
- 4. Прослеживает точки взаимодействия потребителя с компанией – важно обозначить, где и как пользователь соприкасается с продуктом, данная информация позволит определить стратегию коммуникации с ним.
- 5. Способствует разработке стратегии коммуникации – на основании спроектированного CJM можно выстроить план коммуникации для каждого этапа пути пользователя, подробно описать каналы, с помощью которых пользователь взаимодействует с продуктом для его а...
- 1. Исследование целевой аудитории – необходимо собрать данные о пользователях – демографические данные, мотивацию пользователей, а также их барьеры.
- 2. Определение стандартных сценариев использования – в случае проектирования интерфейса рекомендующей системы это следующий сценарий: ощущение недомогания – желание быстро получить совет – выбор симптомов – получение списка подходящих специалистов и у...
- 3. Выделение основных этапов пути пользователя – в процессе взаимодействия с продуктом пользователь проходит различные этапы – как правило, их 6, рассмотрим каждый из них:
- 3.1. Осознание потребности – на данном этапе высокое влияние оказывают множество факторов – от культурных традиции пользователя до эмоций и настроения в момент принятия решения.
- 3.2. Поиск информации – после того, как пользователь осознает свою потребность – начинается поиск информации о продукте: знакомые, отзывы в интернете, реклама и прочее.
- 3.3. Поиск альтернатив – чаще всего пользователь сравнивает несколько вариантов по определённым критериям: стоимость, качество, дизайн и другим параметрам. На данном этапе важно показать преимущества продукта перед остальными.
- 3.4. Приобретение – на данном этапе клиент приобретает продукт в магазине, на сайте, в приложении. Важно сделать процесс покупки простым и приятным, чтобы пользователю захотелось вернуться.
- 3.5. Потребление – пользователь уже приобрел продукт и начал им пользоваться, он обращает внимание на качество продукта, на удобство его использования и в момент осознания всех свойств продукт принимает решение о повторной покупке.
- 3.6. Освобождение – очень важный этап, который нельзя пропускать. После того, как пользователь использовал продукт его взаимодействие с ним не заканчивается. Необходимо определить возможности для дальнейшего улучшения продукта.
- 4. Определение точек контакта – как именно пользователь узнаёт о продукте и взаимодействует с ним, какие каналы используются.
- 5. Анализ эмоций и опыта пользователя на каждом из этапов, например: на этапе осознания проблемы пользователь может чувствовать тревогу и беспокойство из-за незнания, при использовании сервиса – ожидание простоты, скорости и точности рекомендаций, а п...
- 6. Формирование барьеров и болевых точек.
- Подводя итог, стоит отметить, что карта создается в табличном или графическом виде, где отображает все этапы пути пользователя, его цели, барьеры и возможности для дальнейшего улучшения.
- Таким образом, на основе всех данных была построена карта пути пользователи (Customer Journey Map) (см. рис. 3.2), где были учтены все основные моменты взаимодействия пользователя с рекомендующим сервисом.
- Были рассмотрены следующие этапы:
- 1. Осознание потребности пользователем.
- 2. Поиск решения проблемы.
- 3. Ввод данных в сервис.
- 4. Получение рекомендаций на основе введённых данных.
- 5. Запись на приём к специалисту.
- 6. Ожидание визита в клинику.
- 7. Посещение специалиста.
- 8. Взаимодействия пользователя с сервисом после посещения клиники.
- Рис. 3.2. CJM – Карта пути пользователя
- Таким образом, можно сделать вывод о том, что анализ пути пользователя показал, что целевая аудитория сервиса ждёт простоты, доверия и скорости взаимодействия от цифрового сервиса, которым она пользуется. Одними из наиболее стрессовых точек можно счит...
- 3.3 Разработка интерфейса сервиса
- На основе анализа целевой аудитории, сегментирования, анализа потребительской ценности, построения CJM был спроектирован интерфейс цифрового сервиса рекомендаций цифровых услуг на основе данных пользователя. Одной из основных целей этапа проектировани...
- Процесс проектирования включает в себя несколько этапов:
- 1. Разработка пути пользователя – User flow.
- 2. Формирование пользовательских сценариев на основе анализа ЦА и построения CJM.
- 3. Создание wireframes.
- 4. Разработка интерфейса с учетом потребностей ЦА и принципов UX/UI.
- 5. Сборка кликабельного прототипа в Figma с целью анализа логики взаимодействия.
- Wireframes выполняют одну из важных ролей на этапе проектирования интерфейса цифрового сервиса. Это, можно сказать, полноценный инструмент выстраивания логики взаимодействия пользователя и продукта.
- Создание wireframes – схематичное изображение разрабатываемого интерфейса. Wireframes – это черно-белая схема, которая фокусируется на структуре и функциональности будущего продукта, а не на его визуальной составляющей, черно-белые прототипы показываю...
- 1. Структуризация информации – в первую очередь черно-белые прототипы позволяют схематично определить, где и каким образом будут располагаться элементы интерфейса – все блоки, кнопки, заголовки и прочее. Более того, заранее выстраивается иерархия инфо...
- 2. Отделение структуры интерфейса от его визуальной составляющей – на это проектирование wireframes, задача сделать интерфейс не красивым, а понятным. Благодаря тому, что используется черно-белая палитра, ничто не отвлекает от структуры и логики прило...
- 3. Упрощение коммуникации между участниками проекта – разработка wireframes создаёт универсальный язык между всеми участниками проекта, с их помощью, на этапе проектирования, люди, не относящиеся к дизайну, проще воспринимают структуру приложения и мо...
- 4. Упрощение проведения UX-исследований и тестирования – без визуальных деталей можно протестировать логику передвижения пользователя по приложению, оценить, насколько структура понятная и определить слабые места в интерфейсе, если таковые есть.
- 5. Позволяет дизайнеру быстрее перейти к визуальному оставляющей проекта – создание wireframes – это переходный этап между исследованием и визуальным дизайном – наибольшее внимание уделяется уже не структуре приложения, а его визуализации.
- Стоит также отметить, что существует три уровня wireframes [28]:
- 1. Низка детализация (low-fidelity) – черно-белые наброски, без текста, с простыми геометрическими фигурами. Такое вид используется на самых ранних этапах, когда нужно примерно зарисовать структуру интерфейса.
- 2. Средняя детализация (mid- fidelity) – в данном типе уже более четко прослеживаются заголовки, текст, структура блоков, размеры – согласовывается логика размещения элементов внутри интерфейса.
- 3. Высокая детализация (high- fidelity) – почти как готовый макет, но в черно-былых тонах. Определена вся структура, соблюдается размер шрифтов отступы, сетка – используется особен6но если нужно протестировать прототип до начала дизайна, протестироват...
- Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработка wireframes – это важная часть проектирования цифрового сервиса. Без из создания будет сложно спланировать путь пользователя, особенно в таких сложных системах, как медицинское приложение. Создан...
- В рамках работа над интерфейсом рекомендующегося сервиса были разработаны wireframes высокой детализации, а также с помощью стрелок показана структура пользовательского пути и логики существующих экранов (см. рис. 3.3).
- Рис. 3.3. Wireframes
- Для проектируемого сервиса рекомендаций было выбрано название и разработана иконка приложения, которая отображается у пользователей до открытия приложения. Название рекомендующего сервиса – Medwise. Название должно отражать суть приложения, выделять е...
- 1. Med – сокращение от английского medicine (медицина) – это сразу дает пользователю понять, что это медицинское приложение.
- 2. Wise – в переводе с английского означает умный, мудрый, разумный. Данный элемент в названии интерфейса подчёркивает использование умные технологии, а рекомендации данного сервиса основаны на логике, на данных и тщательном анализе.
- Название «Medwise» ассоциируется с доверием и профессионализмом, вызывает ощущение надёжности и экспертного подхода, что очень важно при разработке медицинского продукта. Более того, данное название лаконично и легко запоминается, что тоже очень важно...
- Иконка приложения – это важный элемент визуальной айдентики цифрового продукта. Она будет отображаться на главном экране мобильного телефона, а также в App Store и Google play. Она должна быть простой и визуально узнаваемой. Прежде чем приступать к ра...
- 1. Размеры и формат – иконка должна хорошо смотреться на мобильном экране, поэтому целесообразно выбрать размер 16x16px. Необходимо также учитывать особенности платформ, для которых разрабатывается данная иконка. Apple требует более скругленные углы, ...
- 2. Формулировка визуальной концепции иконки – на основе названия были выделены ключевые ассоциации MW – инициалы названия, как визуальный язык, минимализм и чистота – иконка должна быть читаемой даже в самом маленьком размере.
- 3. Выбор стиля – иконка спроектирована в минималистичном виде, без 3D элементов, без теней. Были использованы геометрические формы, чёткость линий, зеленый фон и белые элементы на нём. Иконка должна отражать визуальный стиль приложения, которое разраб...
- Рис. 3.4. Разработка иконки и её смысл
- Где, перевёрнутая буква «W», которая образует букву «M» в начертании Montserrat ExtraBold, ассоциация с медициной (medicine). А уже обычная буква «W» в том же начертании представляется вместе с мудростью и интеллектуальностью. Знак креста – символ вс...
- Рис. 3.5. Иконка мобильного приложения
- При разработке сервиса интерфейса медицинского сервиса рекомендаций особое внимание, также, уделялось визуальной составляющей сервиса, которое обеспечивает доверие, комфорт, а также простоту восприятия информации. Цветовая палитра приложения была выбр...
- Рис. 3.6. Основные цвета
- Рис. 3.7. Дополнительные цвета
- Что касается текста, то был выбран шрифт Montserrat в разных начертаниях: Regular, Medium, SemiBold – позволяют создать иерархию внутри текста (см. рис. 3.8). Данный шрифт является одним из самых популярных современных гротесков. Выбора шрифта Montser...
- 1. Читаемость и универсальность – Montserrat представляет собой чёткие, геометрические формы и хороший межбуквенный интервал, что позволяет пользователям легко читать текст на любых устройствах. Это особенно важно при создание мобильного интерфейса, в...
- 2. Общая визуальная совместимость – шрифт хорошо сочетается с натуральными выбранными цветами. Формы шрифта подчеркивают и дополняют простоту и чистоту выбранного стиля, отсутствие острых углов.
- 3. Поддержка кириллицы и латиницы – выбранный шрифт полностью поддерживает кириллицу, что делает его привлекательным для выбора на российскую аудиторию. При этом использование шрифта Montserrat не создает визуального конфликта и с латинскими символами...
- 4. Доступность – Montserrat соответствует рекомендациям по доступности в рамках в рамках WCAG (Web Content Accessibility Guidelines) [27] – международного стандарта, который был разработан с целью обеспечения доступности цифрового контента для пользов...
- Рис. 3.8. Используемый в проекте шрифт
- В рамках работы над мобильным приложением применялись определённые принципы UX-дизайна, направленные на повышение удобства и доверия со стороны пользователя. Особое внимание уделялось снижению нагрузки на пользователя. Принципы UX-дизайна [27]:
- 1. Минимизация когнитивной нагрузки – такая нагрузка, как правило, возникает, когда пользователю необходимо обрабатывать большое количество информации или принимать сложные решения. Чтобы этого избежать в интерфейсе была использована простая иерархия ...
- 2. Принцип «одна задача – один экран» – такой принцип был заложен в архитектуру пользовательского пути. Данный принцип особенно важен для людей с низкой цифровой грамотностью. Внедрение данного принципа в разработку интерфейса позволило избежать перег...
- 3. Принцип подсказок и объяснений – сервис объясняет почему, например, был выбран конкретный врач, что можно сделать дальше и на каком этапе сейчас находится пользователь. Данный принцип позволяет укрепить доверие пользователя к сервису.
- 4. Принцип повторяемости паттернов – интерфейс мобильного приложения построен по повторяющимся паттернам, чтобы пользователь быстро ориентировался внутри интерфейса, узнавал знакомые блоки и ориентировался легко, совершая интуитивные действия.
- 5. Принцип accessibility-first – должны быть учтены следующие аспекты: размер шрифта – от 16 пикселей и выше с возможностью масштабирования; высокий контраст между фоном и текстом, отсутствие скрытых элементов – все важные элементы видны сразу.
- В рамках работы над мобильным приложением был определен его функционал, а также построена карта пути пользователя - CJM, что помогло глубже понять боли и потребности. Так, в результате, был спроектирован интерфейс рекомендующего сервиса в рамках проек...
- Таким образом, интерфейс спроектирован как в соответствие с функциональными задачами, так и с эмоциональными ожиданиями целевой аудитории. Его, также, можно назвать гибким для дальнейшего масштабирования и интеграций новых систем.
- 3.1 Формирование концепции сервиса – основной функционал
- заключение
- В рамках работы над ВКР были достигнуты поставленные цели и решены основные задачи исследования.
- В процессе исследования удалось изучить основную роль искусственного интеллекта в сфере медицины, более того был проведён подробный анализ существующих цифровых решений и интерфейсов, которые применяются в медицинской сфере. В рамках первой главы ВКР...
- Во второй главе был проведен маркетинговый анализ, в рамках которого, путём опроса и анализа ответов потенциальных пользователей, была определена целевая аудитория, а также её сегментация. Основные характеристики ЦА: Возраст – от 18 до 60 лет, географ...
- На основе полученных данных, в третьей главе ВКР была разработана концепция рекомендующего сервиса, которая включает в себя User flow, CJM, пользовательские сценарии, набор основных и дополнительных функций мобильного приложения. При проектировании ин...
- В ходе написания магистерской диссертации мне удалось применить полученные теоретические знания по цифровому дизайну, UX-исследованиям и маркетингу на практике — при создании прототипа и анализе пользовательского опыта. Полученные результаты могут быт...
- Список использованных источников
- приложение 1. persona map
- приложение 2. Интерфейс сервиса
Количество обращений: 0
За последние 30 дней: 0