Г.В. Панкина — зам. директора
ВНИИС, канд. техн. наук,
доцент,
А.Л. Теркель — вед . н аучный
сотрудник ВНИИС,
И. Б. Лебедева — зам.
директора Красноярского ЦСМ
Декларация о соответствии как форма подтверждения соответствия продукции и услуг установленным требованиям была введена Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» в августе 1998 г.
В отличие от процедуры обязательной сертификации, при которой соответствие продукции и услуг установленным требованиям подтверждает третья сторона — орган по сертификации, декларацию о соответствии принимает исключительно первая сторона (изготовитель, продавец продукции, исполнитель услуг), и такая декларация, зарегистрированная в органе по сертификации, имеет ту же юридическую силу, что и сертификат соответствия.
Применение декларации о соответствии в практике обязательной сертификации было обусловлено двумя объективными причинами:
внутренней и внешней.
Обязательная сертификация, впервые введенная в России в 1992 г. Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», стала разрастаться настолько, что применение единого и наиболее дорогостоящего механизма подтверждения соответствия третьей стороной стало явно неоправданно. Необходимо было «разгрузить» сертификацию от продукции, формально подпадающей под обязательную сертификацию, но не представляющей существенной опасности для потребителя.
Другой причиной введения декларации о соответствии явилась необходимость гармонизации механизма подтверждения соответствия с действующими в других странах правилами, основанными на международных документах. Еще в 1981 г. было принято Руководство ИСО/МЭК 22 «Общие требования к декларации поставщика о соответствии», содержащее рекомендации по процедуре принятия декларации о соответствии. В 1996 г. опубликована его новая редакция, на основе которой в 1998 г. принят аналогичный европейский стандарт EN 45014.
Декларация о соответствии широко используется в странах Европейского Союза при подтверждении соответствия продукции Европейским Директивам. Применяемый в ЕС при оценке соответствия модульный подход предусматривает обязательное принятие изготовителем декларации о соответствии независимо от того, использует ли изготовитель собственные доказательства или доказательства третьей стороны (уполномоченного органа). Таким образом, ответственность за качество и безопасность продукции возлагается исключительно на поставщика этой продукции. В соответствии с модулем, предусмотренным директивой для оценки соответствия данной продукции, изготовитель собирает все необходимые доказательства соответствия (сертификаты, результаты оценки системы качества, результаты испытаний) и принимает декларацию как обязательство обеспечения соответствия выпускаемой продукции требованиям конкретной директивы.
Следует отметить, что декларация о соответствии в той или иной степени уже использовалась в России. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1992 г. «О поэтапном введении в 1992 г. обязательной сертификации товаров (работ, услуг)» декларация о соответствии (заявление-декларация) была допущена в качестве временной замены сертификата соответствия для отдельных видов продукции на период поэтапного перехода к обязательной сертификации. Введение декларации о соответствии было вынужденной мерой в условиях нехватки аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий. По мере развития инфраструктуры системы сертификации охватывающей всю сферу обязательной сертификации продукции, декларация о соответствии утратила свое значение и единственным официальным документом, удостоверяющим соответствие, стал сертификат соответствия, выдаваемый органом по сертификации.
Однако идея использования доказательства соответствия продукции и услуг первой стороной вновь возродилась, но уже в схемах сертификации. Изменением № 1 «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации», утвержденным постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. № 15, было предусмотрено, что при проведении обязательной сертификации по схемам 9, 9а, 10, 10а на основании рассмотрения принятой изготовителем декларации о соответствии с необходимыми подтверждающими документами, орган по сертификации может принять решение о выдаче сертификата соответствия. В данном случае декларация о соответствии не является конечным документом, а служит лишь основанием для выдачи
сертификата соответствия (подтверждения соответствия третьей стороной).
Таким образом, применение декларации о соответствии органически вошло в практику обязательной сертификации и для следующего шага — придания декларации самостоятельности — не хватало только законодательной основы. Этим шагом стало принятие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» и в его исполнение принятие постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1999 г. № 766 «Об утверждении Перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации».
Утвержденный Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, является выборкой из перечня (номенклатуры) продукции, подлежащей обязательной сертификации. Он формировался по критерию минимального риска для, потребителей. В то же время изготовитель (продавец, исполнитель) по своему усмотрению или в силу невозможности выполнить установленные требования, предъявляемые к поставщику-декларанту, может подать заявку на сертификацию продукции (услуги), вошедшей в перечень продукции и услуг, соответствие которых может подтверждаться декларацией о соответствии.
В перечень пока включена только продукция, но не исключено, что в дальнейшем он может быть расширен также за счет услуг и работ. Указанным постановлением Госстандарту России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено провести в 2000 г. анализ практики применения декларации о соответствии и внести, при необходимости, предложения об
изменении и дополнении утвержденного перечня.
Тот, кто принимает декларацию о соответствии, должен подпадать под юрисдикцию Российской Федерации. Поэтому декларацию о соответствии вправе принимать российские изготовители (продавцы, исполнители) или зарегистрированные в качестве юридических лиц в Российской Федерации организации, представляющие интересы соответствующих иностранных изготовителей (продавцов, исполнителей). Такое ограничение оправдано тем, что ответственность за несоответствие в данном случае несет исключительно тот, кто принял декларацию. Этот порядок согласуется с законодательством и практикой зарубежных стран.
Изготовитель может принять декларацию о соответствии на серийно выпускаемую продукцию или на конкретную партию продукции, продавец (не являющийся изготовителем) — только на имеющуюся у него партию продукции конкретного объема.
Декларация о соответствии принимается изготовителем (продавцом, исполнителем) на основании имеющихся у него доказательств, подтверждающих соответствие, что отвечает положениям Руководства ИСО/МЭК 22 и европейского стандарта EN 45014.
В качестве документов, являющихся основанием для принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии, могут использоваться:
протоколы приемочных, прие-мо-сдаточных и других контрольных испытаний продукции, прове-денных изготовителем (продавцом, исполнителем) и/или сторонними компетентными испытательными лабораториями;
сертификаты соответствия или протоколы испытаний на сырье, материалы, комплектующие изделия;
документы, предусмотренные для данной продукции соответствующими федеральными законами и выданные уполномоченными на то органами и организациями (гигиенические заключения, ветеринарные свидетельства, сертификаты пожарной безопасности и др.);
сертификаты на систему качества или производства.
Условиями применения указанных документов являются:
для протоколов испытаний — наличие в протоколах испытаний значений характеристик продукции, подтверждающих соответствие требованиям, предусмотренным для обязательной сертификации;
для сертификатов или протоколов испытаний на сырье, материалы, комплектующие изделия - определение безопасности конечной продукции, подлежащей подтверждению;
для документов, предусмотренных для данной продукции соответствующими федеральными законами, — их выдача в установленном порядке;
для сертификатов на системы качества или производства - их выдача отечественными или зарубежными органами по сертификации систем качества.
Кроме того, могут быть использованы другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям. К таким документам могут относиться:
сертификаты на конкретную продукцию, вьданные в зарегистрированных в установленном порядке системах добровольной сертификации, зарубежные сертификаты при наличии в них подтверждения соответствия требованиям, эквивалентным требованиям отечественных нормативных документов;
сертификаты государств СНГ и других государств-участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации;
сертификаты на изделие при принятии декларации о соответствии на его составные (запасные) части;
декларация о соответствии, принятая изготовителем на конкретную продукцию, при принятии декларации о соответствии продавцом или декларация о соответствии, принятая оптовым продавцом, при принятии декларации о соответствии розничным продавцом.
Основанием для принятия декларации о соответствии может служить один или несколько из указанных документов, в зависимости от полноты доказательств соответствия в этом (этих) документе (ах).
Декларацию о соответствии заполняют по форме и правилам, приведенным в «Порядке принятия декларации о соответств ии и ее регистрации», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 766 (далее — Порядок).
В соответствии с Порядком декларация о соответствии может быть принята в отношении конкретной продукции или группы однородной продукции, на которую установлены единые требования, подлежащие подтверждению. В случае принятия декларации о соответствии на группу однородной продукции перечень наименований продукции с кодами ОК 005-93 или ТН ВЭД СНГ приводится непосредственно в декларации без оформления приложения. Поле документа для внесения этой информации может быть увеличено.
Декларация о соответствии принимается на срок, установленный изготовителем (продавцом) продукции (исполнителем услуг), исходя из ожидаемой продолжительности выпуска данной продукции (оказания конкретных услуг) или срока реализации партии продукции.
Принятая поставщиком декларация о соответствии, согласно закону, подлежит регистрации в органе по сертификации, аккредитованном в установленном порядке и имеющем лицензию на проведение сертификации данного вида продукции (услуги). Регистрация в условиях российского рынка необходима для обеспечения возможности отслеживания поставщика, принявшего декларацию. С этой же целью копия декларации о соответствии хранится в органе по сертификации, а регистрационный номер, помещенный на декларации, содержит код органа по сертификации.
К направляемой на регистрацию декларации о соответствии прилагается заявление, которое должно содержать сведения об изготовителе (продавце), принявшем декларацию, о декларируемой продукции, перечень документов, представляемых с заявлением, и обязательства об оплате работ по регистрации декларации о соответствии.
При регистрации декларации о соответствии осуществляется только проверка данного документа на соответствие ограниченному кругу требований, без соблюдения которых невозможно придать декларации о соответствии юридическую силу наравне с сертификатом соответствия. Поэтому орган по сертификации проводит минимальный входной контроль в части:
наличия данного вида продукции (услуги) в перечне продукции (услуг), соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии;
правомочности поставщика принять декларацию о соответствии;
полноты и правильности указания нормативных документов, предусмотренных для подтверждения соответствия данной продукции (услуги);
наличия всех предусмотренных для данной продукции (услуги) федеральными законами Российской Федерации документов, выданных органами и службами федерального органа исполнительной власти;
правильности оформления декларации согласно установленным требованиям. Проверка правомочности изготовителя, продавца (далее — декларант) принимать декларацию о соответствии, проводится по следующим критериям:
зарегистрирован ли декларант в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в Российской Федерации в установленном порядке. Орган по сертификации вправе потребовать у декларанта копию документа о регистрации;
представляет ли декларант интересы иностранного изготовителя (для импортируемой продукции) и имеет ли доверенность от изготовителя;
принимает ли продавец декларацию о соответствии только на конкретную партию продукции, а не на серийно выпускаемую продукцию (имеется ли у продавца договор, контракт, накладная и др. товаросопроводительные документы на данный товар).
Реестр зарегистрированных деклараций о соответствии ведется органом по сертификации отдельно от реестра вьданных сертификатов. В указанном реестре следует предусмотреть графу для внесения информации о прекращении действия декларации о соответствии.
Зарегистрированная декларация о соответствии является основанием для маркирования продукции (услуг) знаком соответствия. Лицензии на применение знака соответствия в данном случае не требуется.
В соответствии с Изменением № 1 ГОСТ Р 50460-92 «Знак соответствия при обязательной сертификации», введенным в действие с 30 ноября 1999 г., знак соответствия, применяемый на основании зарегистрированной декларации о соответствии в Системе сертификации ГОСТ Р, отличается от сертификационного знака отсутствием кода органа по сертификации. Такое отличие имеется и при маркировании знаком «СЕ» в Европейском Союзе при использовании изготовителем модуля «А» без участия третьей стороны.
Информация, сопровождающая товар, аналогична информации о проведении обязательной сертификации.
Контроль за продукцией , соответствие которой установленным требованиям подтверждается декларацией о соответствии, осуществляется территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в рамках государственного контроля и надзора за данной продукцией (услугой).
Порядок оплаты работ по регистрации декларации о соответствии принят Госстандартом России по согласованию с Минфином России. Сумма оплаты за услуги органа по сертификации по рассмотрению и регистрации декларации о соответствии равна двукратной минимальной заработной плате, принятой в Российской Федерации.
В настоящее время вопросы, связанные с применением декларации о соответствии, отражены также в постановлении Правительства Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам сертификации продукции и услуг» от 2 октября 1999г.№ 1104.
Применение декларации о соответствии, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1999 г. № 766, является первым этапом реализации Концепции совершенствования действующей в стране сертификации и перехода к механизму подтверждения соответствия, принятой Госстандартом России. В настоящее время в рамках разработки проекта Федерального закона «О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям» предусматривается расширение сферы применения декларации о соответствии, которая, в зависимости от степени потенциальной опасности продукции, будет приниматься не только на основании собственных доказательств изготовителя, но и в ряде случаев с обязательным участием органа по сертификации по аналогии с порядком, принятым в ЕС.