Детальная информация
Название | Анализ понятия и сущности интеллектуального капитала в экономике // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер. : Экономические науки: научное издание. – 2019. – Т. 12, № 3 |
---|---|
Авторы | Алексеева Н. С. |
Организация | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
Выходные сведения | 2019 |
Коллекция | Общая коллекция |
Тематика | Экономика; Общие основы экономики; интеллектуальный капитал; человеческий капитал; интеллектуальная собственность; нематериальные активы; компетенции; прибавочная стоимость; инновационный потенциал; intellectual capital; human capital; intellectual property; intangible assets; competencies; surplus value; innovation potential |
УДК | 330 |
ББК | 65.011 |
Тип документа | Статья, доклад |
Тип файла | |
Язык | Русский |
DOI | 10.18721/JE.12306 |
Права доступа | Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование) |
Ключ записи | RU\SPSTU\edoc\61903 |
Дата создания записи | 16.12.2019 |
Разрешенные действия
elib.spbstu.ru/dl/2/j19-451.pdf | Прочитать Загрузить (350 Кб) |
|
---|---|---|
dx.doi.org/10.18721/JE.12306 | Посмотреть |
|
Группа | Анонимные пользователи |
---|---|
Сеть | Интернет |
Исследуется развитие научной мысли в отношении интеллектуального капитала с точки зрения определения его понятия. Для анализа используются российские и иностранные исследования. Выявлено, что наибольший интерес к исследованию российскими учеными понятия "интеллектуальный капитал" пришелся на период 2000–2004 гг. В период своего зарождения это понятие в большей мере связывалось со знаниями, навыками, опытом и способностями персонала организации, однако в середине 90-х гг. 20 в. в англоязычных источниках и примерно на десять лет позднее в российских произошло отделение человека как носителя знаний, опыта и навыков от непосредственно интеллектуального капитала и расширение этого понятия включением в его состав имиджа, деловой репутации, связей с поставщиками и клиентами, а также патентов, технологий и товарных знаков. Выявлено, что упоминание о структуре интеллектуального капитала появляется в 1996–1997 гг., в том числе о так называемом человеческом капитале, основанном на рассматриваемых ранее знаниях, опыте, компетенциях и навыках. В последующем развитие понятия связано с разделением его на другие виды капитала – структурный, человеческий, потребительский, подлежащие самостоятельному изучению. Несмотря на то, что виды капитала, из которых состоит понятие, прочно вошли в область его исследования, многие ученые пытаются уйти от их использования при формулировке понятия "интеллектуальный капитал". Показано, что интеллектуальный капитал рассматривается с разных позиций: с точки зрения входящего в него имущества, системы отношений, входящих в него капиталов, людей, способностей людей и результатов этих способностей, с бухгалтерской и правовой точек зрения. Около четверти исследуемых определений указывает на то, что интеллектуальный капитал способен принести богатство, преимущества, прибавочную стоимость, повысить стоимость, доход, прибыль, увеличить инновационный потенциал и экономическую эффективность.
The article examines the development of the concept of intellectual capital. We have revealed that the greatest interest in study of the concept of intellectual capital by Russian scientists occurred in 2000–2004. During the early stages, the concept was largely associated with knowledge, skills, experience and abilities of the staff of the organization. However, from mid-1990s, English sources started to separate a person as the bearer of knowledge, experience and skills from the actual intellectual capital. The concept was expanded to include image, business reputation, relationships with suppliers and customers, as well as patents, technologies and trademarks. This change occurred about ten years later in Russian scientific literature. We have found that an understanding of the structure of intellectual capital has evolved in 1996–1997. This structure contains the so-called human capital, which is based on knowledge, experience, competencies and skills. Subsequent development of the concept is associated with dividing it into other types of capital, which are subject to independent study. These types of capital are called structural capital, human capital, consumer capital. They are studied as separate concepts. However, many authors try to abandon these terms in formulating the concept of intellectual capital. This study showed that intellectual capital is studied as a property, a system of relations, capital, people, abilities of people and the results of these abilities, from accounting and legal points of view. A quarter of the studied definitions indicate that intellectual capital can bring wealth, advantages, added value, increase value, income, profit, increase innovation potential and economic efficiency.
Количество обращений: 374
За последние 30 дней: 7