Детальная информация
| Название | Цифровая трансформация промышленных бизнес-моделей: концептуальные подходы и сценарии // π-Economy. – 2025. – Т. 18, № 3. — С. 7-28 |
|---|---|
| Авторы | Краковская И. Н. |
| Выходные сведения | 2025 |
| Коллекция | Общая коллекция |
| Тематика | Экономика ; Бизнес. Предпринимательство ; бизнес-модели ; промышленные бизнес-модели ; цифровые трансформации бизнеса ; цифровизация ; цифровые бизнес-модели ; конкурентоспособность предприятий ; сценарии цифровой трансформации ; цифровая готовность предприятий ; business models ; industrial business models ; digital business transformation ; digitalization ; digital business models ; enterprise competitiveness ; scenarios of digital transformation ; digital readiness of enterprises |
| УДК | 338 |
| ББК | 65.290 |
| Тип документа | Статья, доклад |
| Тип файла | |
| Язык | Русский |
| DOI | 10.18721/JE.18301 |
| Права доступа | Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование) |
| Дополнительно | Новинка |
| Ключ записи | RU\SPSTU\edoc\77281 |
| Дата создания записи | 01.11.2025 |
Под влиянием углубляющейся цифровизации экономики и общества расширяется практика цифровой трансформации бизнес-моделей в промышленности, направленная на формирование у промышленных предприятий новых технологических, экономических, рыночных, конкурентных преимуществ. В управленческих исследованиях многократно подчеркивается решающая роль цифровых бизнес-моделей для повышения конкурентоспособности предприятий промышленности, но остаются недостаточно изученными концептуальные положения, внутриорганизационные процессы и факторы, обеспечивающие инновационное развитие промышленных бизнес-моделей в сложных и неопределенных условиях. Цель исследования состояла в разработке логической модели выбора сценария цифровой трансформации бизнес-модели на основе систематизации концептуальных подходов к цифровой трансформации бизнеса, принципов и критериев ее успешной реализации. В ходе исследования были получены следующие результаты. Выявлены методологические особенности цифровой трансформации бизнес-моделей в промышленности, отражающие отраслевую технологическую и социально-экономическую специфику промышленного бизнеса. Классифицированы концептуальные подходы к цифровой трансформации бизнес-модели по трем признакам (3П/3P): причина (Prompt), принцип (Principle) и путь (Path) трансформации. Раскрыты взаимосвязи концептуальных подходов в рамках каждого классификационного признака по параметрам сроков, планомерности, новизны, степени и скорости изменений, влияющие на выбор сценария трансформации. Предложена логическая модель выбора сценария цифровой трансформации бизнес-модели, позволяющая идентифицировать и обосновать сценарий цифровой трансформации на основе анализа факторов цифровой готовности промышленного предприятия и выбора определенного набора концептуальных подходов к цифровой трансформации с учетом критериев коммерческой целесообразности и экономической эффективности трансформации, жизнеспособности бизнес-модели и/или создаваемого ценностного предложения, а также принципов внутриорганизационной и внешней согласованности, баланса стратегической направленности, гибкости и адаптивности, принципов проектного менеджмента. Полученные научные результаты могут быть использованы при разработке стратегий и проектов цифровизации и цифровой трансформации промышленных предприятий. Дальнейшие исследования в данной области могут развиваться в направлении конкретизации критериев успешности цифровой трансформации промышленных бизнес-моделей (до уровня экономических показателей по каждому концептуальному подходу и сценарию), а также апробации предложенной логической модели выбора сценария для цифровой трансформации бизнес-модели в практической деятельности предприятий промышленности и других видов экономической деятельности.
Under the influence of the deepening digitalization of the economy and society, the practice of digital transformation of business models in industry is expanding, aimed at creating new technological, economic and market competitive advantages for industrial enterprises. Management studies have repeatedly emphasized the crucial role of digital business models in increasing the competitiveness of industrial enterprises, but the conceptual provisions, intra-organizational processes and factors that ensure the innovative development of industrial business models in difficult and uncertain conditions remain insufficiently studied. The purpose of the study was to develop a logical model for choosing a scenario for the business model digital transformation based on the systematization of conceptual approaches to digital business transformation, principles and criteria for its successful implementation. The following results were obtained in the course of the study. The methodological features of the digital transformation of business models in industry were identified, reflecting the industry’s technological and socio-economic specifics of industrial business. The conceptual approaches to the digital transformation of the business model were classified according to three criteria (3P): the Prompt, the Principle and the Path of transformation. The interrelationships of conceptual approaches within each classification feature according to the parameters of timing, regularity, novelty, degree and speed of changes influencing the choice of the transformation scenario were revealed. A logical model for choosing a digital transformation scenario of a business model was proposed, which made it possible to identify and justify a digital transformation scenario based on an analysis of the factors of digital readiness of an industrial enterprise and the choice of a specific set of conceptual approaches to digital transformation, taking into account the criteria of commercial feasibility and economic efficiency of transformation, the viability of the business model and/or the created value proposition, as well as the principles of intra-organizational and external coherence, balance of strategic orientation, flexibility and adaptability, principles of project management. The obtained scientific results can be used in the development of strategies and projects for digitalization and digital transformation of industrial enterprises. Further research in this area can be developed in the direction of specifying criteria for the success of the digital transformation of industrial business models (to the level of economic indicators for each conceptual approach and scenario), as well as testing the proposed logical model for choosing a scenario for the business model digital transformation in the practical activities of industrial enterprises and other economic activities.
Количество обращений: 0
За последние 30 дней: 0