Цель работы - исследование специфики стратегического управления предприятий-(квази)монополистов и олигополистов в нефтегазовой отрасли. Рост конкуренции и усиление рисков диктуют необходимость выбора новых ориентиров развития. Субъекты управления нефтегазовым комплексом России стоят перед проблемой совершенствования концептуальных подходов, методов, инструментов, используемых при подготовке и принятии стратегических решений в новой нестабильной среде. Несмотря на то, что в отраслях топливно-энергетического комплекса уже сформированы управленческие структуры, отвечающие специфике деятельности в рыночных условиях, учитывая высокую инерционность и капиталоемкость российского нефтегазового комплекса, жизненно необходимо уже в данный момент и в дальнейшем на постоянной основе в целях достижения устойчивости и эффективности его развития в долгосрочной перспективе совершенствовать методы управления, и в первую очередь, стратегической направленности.