Details

Title: Алюминиевые композиты, упрочненными различными формами углерода: научный доклад: направление подготовки 22.06.01 «Технологии материалов» ; направленность 22.06.01_01 «Металловедение и термическая обработка металлов и сплавов»
Creators: Юнусов Фируз Абдукадимович
Scientific adviser: Толочко Олег Викторович
Organization: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Институт машиностроения, материалов и транспорта
Imprint: Санкт-Петербург, 2022
Collection: Научные работы аспирантов/докторантов; Общая коллекция
Subjects: Композиционные материалы; Рентгеноструктурный анализ; механический размол; легирующий элемент; микроструктура; механические свойства; трибология; механизм трения; износ; mechanical milling; alloying element; microstructure; mechanical properties; tribology; friction mechanism; wear
UDC: 620-419.8; 539.26
Document type: Scientific report
File type: Other
Language: Russian
Level of education: Graduate student
Speciality code (FGOS): 22.06.01
Speciality group (FGOS): 220000 - Технологии материалов
Rights: Текст не доступен в соответствии с распоряжением СПбПУ от 11.04.2018 № 141
Record key: ru\spstu\vkr\17983

Annotation

Композиционные материалы на основе Al, армированные фуллереновой сажей, были успешно получены методом высокоэнергетического шарового измельчения с последующим горячим прессованием и экструзией. Материалы были проанализированы с помощью оптических и РЭМ-исследований, рентгеноструктурного анализа, XPS-анализа и микротвердости. Спрессованный композит Al-С приобрел сложную дисперсно-упрочненную структуру, состоящую из матрицы Al и углеродных наночастиц, внедренных в нее и когерентно связанных с матрицей через тонкий карбидный межфазный слой. Показано влияние легирования на структуру и свойства композиционных материалов. Добавление меди и никеля привело к формированию более плотной структуры и увеличению твердости, а добавление титана и цинка практически не сказалось на структуре и твердости композита. Трибологические свойства композиционных материалов алюминий-фуллереновой сажи с легирующим элементом исследуются и сравниваются с результатами композитов алюминий-фуллереновой сажи, полученных при аналогичных условиях. Морфология поверхностей износа была исследована с помощью сканирующей электронной микроскопии (СЭМ). Добавление меди и никеля привело к изменению механизма трения от окислительно-адгезионного с микрорезанием к окислительному с микрорезанием. Полученные композиты имеют отличные прочностные характеристики (660 МПа) и удовлетворительную пластичность (4,5%). Было показано, что разработанные композиты на основе Al могут успешно конкурировать с лучшими алюминиевыми сплавами, используемыми для производства электрических проводов.

Al-based composite materials reinforced with fullerene soot were successfully obtained by high-energy ball milling followed by hot pressing and extrusion. The materials were analyzed by optical and SEM studies, X-ray structural analysis, XPS analysis, and microhardness. The compressed Al-C composite acquired a complex dispersion-strengthened structure consisting of an Al matrix and carbon nanoparticles embedded in it and coherently bonded to the matrix through a thin carbide interfacial layer. The influence of alloying on the structure and properties of the composite materials is shown. The addition of copper and nickel led to the formation of a denser structure and increased hardness, while the addition of titanium and zinc had almost no effect on the structure and hardness of the composite. The tribological properties of aluminum-fullerene carbon black composites with the alloying element are investigated and compared with the results of aluminum-fullerene carbon black composites obtained under similar conditions. The morphology of the wear surfaces was examined using scanning electron microscopy (SEM). The addition of copper and nickel resulted in a change in the friction mechanism from oxidation-adhesion with micro-cutting to oxidation-adhesion with micro-cutting. The resulting composites have excellent strength characteristics (660 MPa) and satisfactory ductility (4.5%). It has been shown that the developed Al-based composites can successfully compete with the best aluminum alloys used for the production of electrical wires.