Details
Title | Эффект влияния пластической деформации на микроструктуру и механические свойства рельсовой стали // Инженерная физика. – 2024. – № 2. — С. 8-16 |
---|---|
Creators | Аксёнова К. В.; Ващук Е. С.; Ионина А. В. |
Imprint | 2024 |
Collection | Общая коллекция |
Subjects | Технология металлов; Металловедение в целом; рельсовые стали; механические свойства сталей; микроструктура сталей; пластическая деформация; механизмы упрочнения сталей; аддитивный предел текучести; rail steels; mechanical properties of steels; microstructure of steels; plastic deformation; steel hardening mechanisms; additive yield strength |
UDC | 669.017 |
LBC | 34.2 |
Document type | Article, report |
File type | Other |
Language | Russian |
DOI | 10.25791/infizik.2.2024.1383 |
Additionally | New arrival |
Record key | RU\SPSTU\edoc\73821 |
Record create date | 9/13/2024 |
Используя методы сканирующей и просвечивающей электронной микроскопии, был проведен анализ эволюции структуры и дефектной субструктуры рельсовой стали при одноосном сжатии до степени 50 %. Было обнаружено, что деформационноеупрочнение рельсовой стали происходит поэтапно. На начальной стадии (epsilon = 15 %) оно обусловлено фрагментацией перлитных зерен, сопровождающейся снижением плотности дислокаций. При дальнейшем увеличении деформации (epsilon > 15 %) фрагментация зерен усиливается, а плотность дислокаций достигает насыщения. Одновременно с этим происходит разрушение пластин цементита путем растворения и разрезания подвижными дислокациями. На основе данных о структурно-фазовых состояниях и дефектной субструктуре рельсовой стали, полученных методами современного физического материаловедения, был проведен количественный анализ механизмов упрочнения. Было показано, что на начальной стадии (epsilon = 15 %) основным упрочняющим фактором является наличие зерен пластинчатого перлита, а при больших степенях деформации (epsilon > 15 %) - упрочнение некогерентными частицами карбидной фазы. Также была проведена оценка общего предела текучести стали в первом приближении, основанном на принципе аддитивности, который предполагает независимое действие каждого из механизмов упрочнения. Было обнаружено хорошее качественное согласие экспериментально полученных и теоретически рассчитанных значений прочности стали.
Using the methods of scanning and transmission electron microscopy, the analysis of the evolution of the structure and defective substructure of rail steel under uniaxial compression to the degree of 50 % was carried out. It was found that the deformation hardening of rail steel occurs in stages. At the initial stage (epsilon = 15 %) It is caused by fragmentation of pearlite grains, accompanied by a decrease in dislocation density. With a further increase in deformation (epsilon > 15 %), grain fragmentation increases, and the dislocation density reaches saturation. At the same time, the cementite plates are destroyed by dissolution and cutting by mobile dislocations. On the basis of data on structural-phase states and defective substructure of rail steel obtained by methods of modern physical materials science, a quantitative analysis of the hardening mechanisms was carried out. It was shown that at the initial stage (epsilon = 15 %), the main hardening factor is the presence of lamellar perlite grains, and at high degrees of deformation (epsilon > 15 %), hardening by incoherent particles of the carbide phase. An assessment of the total yield strength of steel was also carried out in the first approximation, based on the principle of additivity, which assumes the independent action of each of the hardening mechanisms. A good qualitative agreement was found between the experimentally obtained and theoretically calculated values of steel strength.
Access count: 13
Last 30 days: 0