Details

Title: Проблемы российского рынка нефтегазового сервиса // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер. : Экономические науки: научное издание. – 2019. – Т. 12, № 1
Creators: Разманова С. В.; Андрухова О. В.
Organization: ООО "Газпром ВНИИГАЗ". Ухтинский филиал; Ухтинский государственный технический университет
Imprint: Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2019
Collection: Общая коллекция
Subjects: Экономика; Мезоэкономика; нефтегазовый сервис; рынок нефтегазового сервиса; нефтесервис; государственное регулирование; нефтесервисные компании; экспортно-сырьевая ориентация; рентабельность нефтегазового сектора; oil-gas service; oil-gas service market; oilgasservice; government regulation; oilfield services companies; export orientation; oil-gas sector profitability
UDC: 334
LBC: 65.012.2
Document type: Article, report
File type: Other
Language: Russian
DOI: 10.18721/JE.12109
Rights: Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Record key: RU\SPSTU\edoc\61520

Allowed Actions: Read Download (0.4 Mb)

Group: Anonymous

Network: Internet

Annotation

Российский рынок нефтесервисных компаний должен выполнять функцию трансформации нефтегазовой отрасли от ее экспортно-сырьевой ориентации к научно-технологической. После экономического кризиса существовали объективные предпосылки к процессу перехода нефтесервисных компаний на рельсы конкурентного рынка. Однако и до настоящего времени этот механизм пока не реализован. В последние годы объемы российского нефтесервисного рынка существенно возросли, но вместе с тем доля рынка, закрепленного за отечественными компаниями, сократилась. Подавляющую часть заказов на рынке "oilfield services" осуществляют зарубежные компании, которые выполняют, как правило, наиболее высокотехнологичные и высокооплачиваемые услуги. Российским нефтесервисным компаниям приходится конкурировать в сегменте низкотехнологичных и низкомаржинальных услуг, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на их финансовом положении, а также возможности инвестирования в новые технологии. Цель исследования – в выявлении основных проблем отечественного нефтесервисного рынка. Предметом исследования являются процессы трансформации российского сегмента "oilfield services" в контексте формирования независимого рынка нефтегазового сервиса. Основой исследования избран эмпирический анализ на основе отчетов консалтинговых компаний. Проанализированы основные тенденции на рынке нефтегазового сервиса в 2013–2018 гг. Представлены ключевые проблемы, сдерживающие развитие нефтесервисного рынка в России, в числе которых отмечаются: низкая рентабельность сектора, устоявшаяся практика отсрочки платежей за сервисные услуги со стороны ВИНК, износ основных производственных фондов, отсутствие государственного регулирования. Обоснованы причины снижения рыночной доли отечественных нефтесервисных компаний в пользу конкурирующих зарубежных нефтесервисных компаний. Аргументировано, что на текущий момент на рынке нефтегазового сервиса отсутствуют системный государственный подход к регулированию, стратегические ориентиры, а также инструменты контроля и мотивации. Показано, что стимулирование развития независимого нефтесервиса в России необходимо осуществлять с опорой на формирование технологических партнерств между корпоративными, научными и государственными структурами, направленных на поддержку инновационных проектов.

The Russian market of oilfield service companies must perform the function of redirecting the oil and gas industry from its focus on export of raw materials to orientation towards science and technologies. There were objective prerequisites for transition of oilfield service companies to a competitive market after the crisis. However, this mechanism has not yet been implemented. In recent years, the volume of the Russian oilfield service market has increased significantly, but the market share belonging to Russian companies has declined. Most of the orders in the oilfield service market are carried out by foreign companies, which perform the most high-tech and highly paid services. Russian oilfield service companies have to compete in the segment of low-tech and low-margin services. This has a negative impact on their financial situation, as well as on the possibility of investing in new technologies. The goal of the study is to identify the main problems of the domestic oilfield service market. The subject of the study are the transformation processes of the Russian segment of oilfield services in the context of forming an independent market for oil and gas services. Empirical analysis using the reports of consulting companies was chosen as the basis of the study. In this paper, we have analyzed the main trends in the market of oil and gas services in 2013–2018. The key problems that hinder the development of the oilfield service market in Russia are presented, such as the low profitability of the sector, the practice of deferring payments for services from VIOC, deterioration of basic production assets, and lack of government regulation. We have substantiated the reasons for the decline in the market share of domestic oilfield service companies in favor of competing foreign oilfield service companies. As a result, system state regulation is absent in the market of oil and gas services. The development of independent oilfield services in Russia should be stimulated by forming technological partnerships between corporate, scientific and state structures which support innovative projects.

Document access rights

Network User group Action
ILC SPbPU Local Network All Read Print Download
-> Internet All Read Print Download

Usage statistics

stat Access count: 276
Last 30 days: 9
Detailed usage statistics