Детальная информация

Название: Рефлексия метода: на примере исследования образования человека // Общество. Коммуникация. Образование. – 2022. – С. 57-69
Авторы: Кожевникова М. Н.
Выходные сведения: 2022
Коллекция: Общая коллекция
Тематика: Образование. Педагогика; История образования; исследование образования; рефлексия методов образования; феноменологический подход; философско-антропологические исследования; научные концепты; сущностная образованность; исследовательские процессы; education research; reflection of educational methods; phenomenological approach; philosophical-anthropological research; scientific concepts; essential education; research processes
УДК: 37.015
ББК: 74.03
Тип документа: Статья, доклад
Тип файла: PDF
Язык: Русский
DOI: 10.18721/JHSS.13106
Права доступа: Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Ключ записи: RU\SPSTU\edoc\68994

Разрешенные действия: Прочитать Загрузить (266 Кб)

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Аннотация

В статье предпринят анализ метода, понимаемого автором как "феноменологический подход", требуемый для научного исследования, в частности, философско-антропологического исследования образования, что затрагивает проблему исследовательского метода, в целом, и имеет не только теоретическое, но и практическое значение, в особенности, для переосмысления "известного" (как в случае образования перед лицом дегуманизирующих цивилизационных трендов). Представленное исследование основывается на общефилософской методологии, прежде всего, феноменологическом и диалектическом подходах и исходит из материалов философско-антропологического исследования образования. Приведены результаты исследования, состоящие в том, что "феноменологический подход" проблематизируется и уточняется в соответствии со структурой исследовательского процесса: это предварительная фаза; собственно феноменологическая фаза; и постфеноменологическая фаза исследования. В рамках первой фазы выделяется проблема рефлексии тематизации феномена и на примере исследования образования в такой рефлексии обосновывается философско-антропологический характер исследования и тематизируется такой феномен, как "сущностная образованность". В рамках второй фазы вводится концепт "естественной феноменологии" и проясняется суть "феноменологического подхода", получившая свои формулировки еще у Гегеля и Гуссерля. На примере философско-антропологического исследования демонстрируется в этой фазе обнаружение слоев опыта человека, с их ключевыми феноменами (прафеномен "порядка", базовый феномен "субъектности" и пр.), что позволяет понять феномен образования как рост субъектности. В анализе постфеноменологической фазы поднята проблема невозможности феноменологического пуризма, в связи с чем в качестве ее решения предложено использование научной концептуальности как современной системы интерпретативных релевантностей для формирования требуемого языка и понятийного ряда.

The article analyzes the method, understood by the author as a "phenomenological approach", required for research, in particular, the philosophical and anthropological research of education. This is the problem of the research method in general, which has theoretical and also practical significance, to rethink the "known" (as in the case of education in the face of dehumanizing civilizational trends). The study is based on philosophical methodology, primarily phenomenological and dialectical approaches, and proceeds from the materials of the philosophical and anthropological research of education. The results presented are that the "phenomenological approach" is problematized and refined in accordance with the structure of the research process: this is a preliminary phase, proper phenomenological phase, and the post-phenomenological phase of the study. Within the framework of the first phase, the problem of reflection on the thematization of the phenomenon is singled out and, using the example of education, the philosophical and anthropological nature of the study is substantiated and such a phenomenon as "essential education" is thematized. Within the second phase, the concept of "natural phenomenology" is introduced and the essence of the "phenomenological approach" is clarified, which received its formulations from Hegel and Husserl. Using the example of philosophical and anthropological research, this phase demonstrates the discovery of layers of human experience, with their key phenomena (the primordial phenomenon of "order", the basic phenomenon of "agency", etc.), which makes it possible to understand the phenomenon of education as the growth of agency. In the analysis of the post-phenomenological phase, the problem of the impossibility of phenomenological purism was raised, and therefore, as its solution, the use of scientific conceptuality as a modern system of interpretive relevancies for the formation of the required language and conceptual series was proposed.

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все Прочитать Печать Загрузить
-> Интернет Все Прочитать Печать Загрузить

Статистика использования

stat Количество обращений: 114
За последние 30 дней: 11
Подробная статистика