Детальная информация

Название: Постигая смысл текста: заметки на полях книги "Художественый текст. Формулы смысла": (Художественный текст: формулы смысла: коллективная монография / Е. А. Гончарова, Е. Ю. Ильинова, В. И. Карасик [и др.]. Москва : Флинта, 2022. 296 с.) // Terra Linguistica. – 2022. – С. 80-86
Авторы: Андреева В. А.; Ситникова И. О.
Выходные сведения: 2022
Коллекция: Общая коллекция
Тематика: Языкознание; Лингвистика текста; рецензии; заметки; книги; коллективные монографии; художественные тексты; формулы смысла (языкознание); нарративы; reviews; notes; books; collective monographs; literary texts; formulas of meaning (linguistics); narratives
УДК: 81'42
ББК: 81.0
Тип документа: Статья, доклад
Тип файла: PDF
Язык: Русский
DOI: 10.18721/JHSS.13407
Права доступа: Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Ключ записи: RU\SPSTU\edoc\70623

Разрешенные действия: Прочитать Загрузить (213 Кб)

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Аннотация

Объектом внимания настоящей статьи стала коллективная монография "Художественный текст: формулы смысла" Е. А. Гончаровой, Е. Ю. Ильиновой, В. И. Карасика, И. В. Кононовой и др., вышедшая в 2022 году и посвященная поиску научно обоснованной формулы смысла художественного текста. Ключевой категорией художественного текста и, одновременно, связующей осью данной монографии является категория автора, который незримо присутствует в тексте и оказывает первоочередное влияние на формирование его смысла, а значит, и на выведение формулы смысла текста. Присутствие автора становится зримым в "креативных аттракторах", формирующих дискурсивную гетерогенность текста как его особое качество, при использовании им стратегий фокусирования, дефокусирования и расфокусирования, при авторской трансформации концептов в рамках текста и создании индивидуально-авторских концептуальных констант внутри него. Автор и его текст погружены в реальное и художественное время, но время также может выступать одним из концептов, имеющим метафорическую репрезентацию в художественном тексте, как показывают авторы монографии на примере анализа произведений немецко- и англоязычной литературы. Завершающим и одновременно обобщающим аккордом монографии становится обращение к символической ткани художественного текста, в которую автор закладывает динамику движения смысла и его восприятия от символа к символу. Художественный текст предполагает множество возможных прочтений, каждое из которых лишь умножает содержащуюся в нем информацию, потому подход к постижению смысла художественного текста должен быть многомерным. Авторам монографии удалось достичь такой многомерности, она в полной мере реализуется как в структуре, так и в содержании монографии.

This article focuses on the collective monograph "The Fiction Text: Formulas of Meaning" by Goncharova, Ilyinova, Karasik, Kononova and others, published in 2022 and devoted to the search of scientifically grounded formula of meaning of the fiction text. The key category of a fiction text and, at the same time, the connecting axis of this monograph is the category of the author, who is invisibly present in the text and has primary influence on the formation of its meaning and, therefore, on the derivation of the formula of the text meaning. The presence of the author becomes visible in the "creative attractors" which form the discursive heterogeneity of the text as its special quality, when the author uses the strategies of focusing and defocusing, transforms the concepts in the frame of the text and creates individual-author conceptual constants within it. The author and their text are immersed in real and fictional time, but time can also act as one of the concepts, having metaphorical representation in the fiction text, as the authors of the monograph show on the example of the analysis of German and English literature works. The final and at the same time summarizing chord of the monograph is an appeal to the symbolic fabric of a fiction text, in which the author shows the dynamics of meaning and its perception from symbol to symbol. A fiction text implies a multitude of possible readings, each of which only multiplies the information it contains, so the approach to comprehending the meaning of a fiction text should be multidimensional. The authors of the monograph managed to achieve such multidimensionality, it is fully realized both in the structure and in the contents of the monograph.

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все Прочитать Печать Загрузить
-> Интернет Все Прочитать Печать Загрузить

Статистика использования

stat Количество обращений: 78
За последние 30 дней: 10
Подробная статистика