Details

Title: Новость как дискурсивный жанр: не отсутствующая структура // Terra Linguistica. – 2022. – С. 7-14
Creators: Иванова С. В.
Imprint: 2022
Collection: Общая коллекция
Subjects: Языкознание; Лингвистика текста; дискурсивные жанры; новость (лингвистика); новостной дискурс; медиажанры; медиадискурсы; дискурсивные практики; текстотипы; discursive genres; news (linguistics); news discourse; media genres; media courses; discursive practices; textotypes
UDC: 81'42
LBC: 81.0
Document type: Article, report
File type: PDF
Language: Russian
DOI: 10.18721/JHSS.13301
Rights: Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Record key: RU\SPSTU\edoc\70605

Allowed Actions: Read Download (251 Kb)

Group: Anonymous

Network: Internet

Annotation

Статья обращается к текстотипу "новость", жанровый статус которой, если не противоречив, то довольно сложен для определения, чем обусловлены различия в подходах к его рассмотрению. Как известно, новость не составляет единого жанра с точки зрения журналистики в силу целого комплекса факторов, включающих неоднозначность природы новости как медиатекста в дополнение к расхождениям в исследовательских установках ученых. Наряду с этим профанное сознание выделяет дистинктивные признаки данного медиапродукта, что делает неизбежным постановку вопроса о возможности решения проблемы статуса новости как единого текстотипа. Цель данной статьи обосновать статус медиапродукта "новость" как дискурсивного жанра. Гипотезой исследования служит понимание целесообразности использования жанроведческого и дискурсивного подходов в их совокупности. Рассмотрение новости как дискурсивного жанра, то есть жанра (содержательное наполнение медиапродукта), образующего дискурс (единство языковой формы, события и действия) и существующего в различных дискурсивных форматах (структура медиапродукта), представляется продуктивным для анализа подобного рода медиатекстов. Эвристический потенциал термина "дискурсивный жанр" позволяет полностью описать специфику данного типа медиапродукта, учитывая особенности содержательной стороны текста, выражающейся на уровне передачи фактуальной (что, когда, где и с кем произошло) и концептуальной (каков социальный посыл данного события) информации, и его структурных характеристик, соотносящихся с различными форматами передачи информации. Основу исследования составили дискурсивный подход, позволяющий приоритизировать социальную когницию участников новостной коммуникации и задействованные в нем дискурсивные практики, теория жанров в бахтинском понимании, концепция текстовых категорий И. Р. Гальперина (типы информации текста). Материалом исследования послужила авторская выборка новостных текстов средств массовой коммуникации Великобритании и США в период с 2019 по 2022 в "бумажном" и электронном виде. В исследовании были задействованы методы наблюдения, интерпретативный анализ текстов, метод ключевых слов при анализе видов информации по И. Р. Гальперину.

The article refers to the news text type, the genre status of which, if not contradictory, is quite difficult to determine, which explains certain differences in approaches to its study. News does not constitute a single genre from the point of view of journalism due to a whole complex of factors, including the ambiguity of the nature of news as a media text in addition to differences in the research methods. Nevertheless, a layperson identifies the distinctive features of this media product, which raises the question of the status of news as a single text type. The purpose of this article is to substantiate the status of the media product "news" as a genre of discourse. The hypothesis of the research is the understanding of the expediency of using the combination of genre and discursive approaches. Considering news as a genre of discourse, i. e., a genre (the content of a media product) that forms a discourse (the unity of the linguistic form, events and actions) and exists in various discursive formats (the structure of a media product), seems productive for the analysis of media texts under study. The heuristic potential of the term "genre of discourse" makes it possible to describe the specificity of this media product. Thus, the features of the content side of the text are taken into account, expressed at the level of rendering factual (what, when, where and to who something happened) and conceptual (what is the social message of this event) information, and its structural characteristics, expressed in various formats of information transfer. The research is based on a discourse analysis approach that prioritizes participants’ social cognition in news communication and the discursive practices involved in it, the theory of genres in the Bakhtin understanding, the types of information of the text according to I. R. Galperin. The material of the study was the author’s selection of news texts from the mass media in the UK and the USA in the period from 2019 to 2022 in both "paper" and electronic forms. The study involved methods of observation, interpretive analysis of texts, the method of keywords in the analysis of types of information according to I. R. Galperin.

Document access rights

Network User group Action
ILC SPbPU Local Network All Read Print Download
-> Internet All Read Print Download

Usage statistics

stat Access count: 123
Last 30 days: 15
Detailed usage statistics