Details

Title: Корпусный анализ паузации в речи школьных учителей: первые результаты // Terra Linguistica. – 2023. – С. 25-38
Creators: Виноградова Ю. С.; Риехакайнен Е. И.; Прокаева В. О.
Imprint: 2023
Collection: Общая коллекция
Subjects: Языкознание; Прикладное языкознание; Стилистика; речь школьных учителей; паузация в речи; речевые паузы; педагогический дискурс; фонетика; спонтанная речь; подготовленная речь; speech of school teachers; speech pause; pause speech; pedagogical discourse; phonetics; spontaneous speech; prepared speech
UDC: 81'33; 81'38
LBC: 81.1; 81.07
Document type: Article, report
File type: PDF
Language: Russian
DOI: 10.18721/JHSS.14402
Rights: Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Additionally: New arrival
Record key: RU\SPSTU\edoc\72648

Allowed Actions: Read Download (292 Kb)

Group: Anonymous

Network: Internet

Annotation

Статья посвящена описанию первого этапа аннотирования корпуса школьных учителей. Разработана многоуровневая классификация пауз, которая позволит определять как индивидуальные особенности речи учителей, так и признаки, характеризующие устную речь успешного преподавателя в целом. Мы предположили, что у учителей могут быть выявлены различия в физическом выражении пауз и их функциях, но в целом речь учителей окажется ближе к подготовленной речи, чем к спонтанной. Материалом стали фрагменты монологической речи учителей, реализующих результативные педагогические практики. Всего было проанализировано четыре урока истории в 6-8 классах, проведенных двумя учителями. Аннотирование проводилось в программе PRAAT, каждая пауза была охарактеризована по следующим признакам: 1) физическая природа паузы, 2) физическое выражение паузы 3) позиция по отношению к грамматико-смысловой структуре высказывания, 4) функция. Согласно полученным результатам, речь учителя нельзя однозначно отнести ни к спонтанной, ни к подготовленной речи, поскольку она характеризуется особенностями обоих этих типов речи. Общие характеристики речи учителей включали преобладание незаполненных по физической природе, синтаксических по позиции и хезитационных по функции пауз, а индивидуальные - длительность пауз в общем, количество и характер заполненных пауз, а также распределение пауз по функциям. Некоторые паузы (хезитационные и ритмические, дыхательные) оказались тесно взаимосвязаны с синтаксической позицией, тогда как другие (эмфатические и ситуативные) явно различались по параметру местоположения в высказывании. Проведенный предварительный анализ позволил оценить возможность использования разработанной классификации пауз для анализа речи учителей и выделить те параметры паузации, которые могут оказаться значимыми с точки зрения обеспечения успешной коммуникации в рамках образовательного дискурса.

The paper describes the results of annotating a school teachers' speech corpus. We have developed a multilevel classification for pauses, enabling us to distinguish both unique characteristics within teachers' speech and those that might be common for the effective teachers’ speech in general. We also explored the degree to which the teachers' speech aligns with prepared discourse rather than spontaneous speech. We analyzed monologues delivered by two effective russian speaking teachers during four history lessons in 6–8 grades. Using PRAAT software, we described 1) the physical nature of each pause, 2) its physical manifestation, 3) its position within the grammatical and semantic structure of the utterance, and 4) its function. The results demonstrated a challenge in putting teachers’ speech into either spontaneous or prepared speech category, as compelling arguments in favor of both sides appeared. The shared characteristics in the speech of both teachers included the prevalence of physically unfilled pauses, their syntactic position, and their function as a hesitation marker. The overall duration of pauses, the quantity of filled pauses and the type of their fillers, as well as the functional distribution of pauses turned out to be speaker specific. Hesitation and rhythmic pauses were clearly associated with a syntactic position, while emphatic and situational ones displayed variability in their location within an utterance. The initial corpus-based analysis has enabled us to discover various characteristics of pauses within teachers' speech. The parameters we distinguished appear to be promising for further research concerning the organization of effective educational discourse.

Document access rights

Network User group Action
ILC SPbPU Local Network All Read Print Download
-> Internet All Read Print Download

Usage statistics

stat Access count: 36
Last 30 days: 24
Detailed usage statistics