Детальная информация

Название Научные основы проектирования устойчивого развития в системе природа - общество - человек: учебно-методическое пособие
Авторы Большаков Борис Евгеньевич ; Кузнецов Олег Леонидович
Организация Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Факультет технической кибернетики
Выходные сведения СПб., 2012
Коллекция Учебная и учебно-методическая литература ; Общая коллекция
Тематика Безопасность жизнедеятельности человека ; Охрана окружающей среды ; техносфера
УДК 502.1(075.8) ; 504.5(075.8)
Тип документа Учебник
Тип файла PDF
Язык Русский
Права доступа Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать)
Ключ записи RU\SPSTU\edoc\19315
Дата создания записи 04.07.2012

Разрешенные действия

Прочитать Загрузить (4,4 Мб)

Группа Анонимные пользователи
Сеть Интернет

В учебно-методическом пособии «Научные основы устойчивого развития в системе природа - общество - человек» излагаются мировоззрение, теория и метод проектирования устойчивого развития как целостная система научных знаний о системе природа - техносфера - общество - человек. Особое внимание уделяется синтезу и соизмерению взаимных связей и знаний в творческом процессе исследования и конструирования разнообразных систем. Принципиально новым в книге является: связь устойчивого развития с фундаментальными законами системы «природа-общество-человек»; логика перехода к устойчивому развитию в экологии, экономике, финансах, политике, образовании. Приведены вопросы для обсуждения и дискуссий, задания студентам, словарь терминов и понятий. Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по магистерской программе «Управление безопасным развитием техносферы» по направлению «Техносферная безопасность». Может быть использовано при обучении в системах повышения квалификации, в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все
Прочитать Печать Загрузить
Интернет Все
  • Научные основы проектирования устойчивого развития в системе природа – общество - человек
  • Учебно-методическое пособие
    • Учебно-методическое пособие
      • Учебно-методическое пособие
        • Учебно-методическое пособие
          • Часть II
            • Часть II
              • Часть III
  • Алгоритм расчета тензорных сетей
    • Алгоритм расчета тензорных сетей
      • Алгоритм расчета тензорных сетей
        • Список авторов, работы которых использованы в базе научных знаний
          • Список авторов, работы которых использованы в базе научных знаний
            • Список авторов, работы которых использованы в базе научных знаний
              • Список авторов, работы которых использованы в базе научных знаний
                • Литература
                  • Мировоззрение
    • Теория
      • Естественно-научные основы теории системы
    • Глава 8
    • Стандарты описания
      • Обобщающие выводы и постулаты к разделу 1 в целом
        • Обобщающие выводы и постулаты к разделу 1 в целом
          • Обобщающие выводы и постулаты к разделу 1 в целом
            • Обобщающие выводы и постулаты к разделу 1 в целом
              • Обобщающие выводы и постулаты к разделу 1 в целом
                • Обобщающие выводы и постулаты к разделу 1 в целом
                  • Раздел 2
              • ПРИЛОЖЕНИЯ
        • Список авторов, работы которых использованы в базе научных знаний
          • Список авторов, работы которых использованы в базе научных знаний
            • Литература
          • Предисловие для студента
      • Принцип устойчивого развития
      • (одобренный ООН в 1987 г.)
      • 1. «Устойчивое развитие подразумевает удовлетворение потребностей современного поколения, не угрожая возможности будущих поколений удовлетворять собственные потребности.
        • 1. «Устойчивое развитие подразумевает удовлетворение потребностей современного поколения, не угрожая возможности будущих поколений удовлетворять собственные потребности.
          • 1. «Устойчивое развитие подразумевает удовлетворение потребностей современного поколения, не угрожая возможности будущих поколений удовлетворять собственные потребности.
            • 1. «Устойчивое развитие подразумевает удовлетворение потребностей современного поколения, не угрожая возможности будущих поколений удовлетворять собственные потребности.
              • Состояние на 2000 год
    • Выводы
  • Часть I
  • Мировоззрение
    • Базовые понятия.
    • Глава 1
    • Суть научного мировоззрения
      • 1. Что такое научное мировоззрение?
      • 1. Что такое научное мировоззрение?
        • 1. Что такое научное мировоззрение?
          • 1. Что такое научное мировоззрение?
            • Рис. 1.1
      • 2. Отношение: научное и интуитивное мировоззрение
        • 2. Отношение: научное и интуитивное мировоззрение
          • 2. Отношение: научное и интуитивное мировоззрение
            • Рис. 1.2
      • 3. Общеобязательность выводов научного мировоззрения
      • 4. Что такое знание и научное знание?
        • 4. Что такое знание и научное знание?
          • 4. Что такое знание и научное знание?
            • 4. Что такое знание и научное знание?
              • Наука как производство новых научных знаний
  • Что есть знание?
    • Что есть знание?
      • 5. Требования доказуемости знания
      • Требования измеримости знания
      • 6. О логике проектирования
      • 7. О существовании универсальной основы и меры знания
      • 8. О развитии научного мировоззрения
        • 8. О развитии научного мировоззрения
          • 8. О развитии научного мировоззрения
            • 8. О развитии научного мировоззрения
              • 8. О развитии научного мировоззрения
                • Рекомендуемая литература
    • Глава 2
    • Суть и устройство научного знания
      • 1. Как из «моря данных» выудить знание?
  • Рис. 2.1.
    • Рис. 2.1.
      • 2. Как выделить научное знание?
      • 3. Состав элементов ЗНАНИЯ
        • 3. Состав элементов ЗНАНИЯ
          • 3. Состав элементов ЗНАНИЯ
            • 3. Состав элементов ЗНАНИЯ
              • 3. Состав элементов ЗНАНИЯ
                • 3. Состав элементов ЗНАНИЯ
                  • Таблица 2.1
            • Зачем–цель
            • Кто–субъект
      • Разрывы в содержании научного знания
      • Разрывы в инструментах знания:
        • Разрывы в инструментах знания:
          • Разрывы в инструментах знания:
            • Разрывы в инструментах знания:
              • Последствия
    • Выводы
    • Основные понятия
    • Вопросы
    • Задания
      • Задания
        • Задания
          • Задания
            • Задания
              • Задания
                • Рекомендуемая литература
    • Глава 3
    • Устойчивое развитие
    • как проблема синтеза научных знаний.
    • О системе природа—общество—человек
    • Задания
      • Задания
        • Задания
          • Задания
            • Рекомендуемая литература
    • Глава 4
    • Философская суть проблемы
      • 1. Две Логики Философии.
      • 2. «Атомистика» и Развитие.
      • 3. «Хаос» и «порядок».
      • 4. От идеи «Атомистики» к идее Развития.
      • 5. Связь аксиом математики с диалектической логикой.
      • 6. Пространство—время—движение как УНИВЕРСУМ.
      • 7. О пересечении мира математики и мира действительной природы.
      • 8. Количество, качество и мера.
      • 1. Две Логики Философии
      • 2. «Атомистика» и Развитие
      • 3. «Хаос» и «порядок»
      • 4. От идеи «Атомистики» к идее Развития
      • О пространственно-временном противоречии движения
      • 5. Связь аксиом математики с диалектической логикой
      • О связи пространства—времени—движения
        • Как связаны Пространство–Время–Движение–Мера?
      • 6. Пространство—время—движение как УНИВЕРСУМ
      • 7. О пересечении мира математики
      • и мира действительной природы
      • Что можно складывать и что складывать нельзя?
      • 8. Количество, качество и мера
    • Пространство — Время — Движение — мера — Универсум
      • Пространство — Время — Движение — мера — Универсум
        • Пространство — Время — Движение — мера — Универсум
          • Пространство — Время — Движение — мера — Универсум
            • Пространство — Время — Движение — мера — Универсум
              • Пространство — Время — Движение — мера — Универсум
                • Рекомендуемая литература
    • Глава 5
    • Суть проблемы в основаниях математики
      • 1. Почему человечество создало математику?
      • 3. Почему ЗНАНИЕ математики не гарантирует УМЕHИЯ
      • ей пользоваться в конкретном проектировании систем?
      • Измерение — наука
      • Геометрия и хронометрия
      • 4. Какова «ключевая идея», которая приблизила нас
      • к современному уровню понимания математики?
      • Множественность геометрий
      • и множественность классов явлений природы
    • Выводы
      • Выводы
        • Выводы
          • Выводы
            • Выводы
              • Выводы
                • Рекомендуемая литература
    • Глава 6
    • Естественно-научная суть проблемы
      • Естественно-научная суть проблемы
        • Естественно-научная суть проблемы
          • Естественно-научная суть проблемы
            • Андрей Белый
              • Чижевский
                • Рекомендуемая литература
    • Глава 7
    • Гуманитарная суть проблемы
    • Всякое творчество по природе своей КОСМИЧНО.
    • 1. Ключевой вопрос
    • 2. Становление как ключ к пониманию рождения нового
    • 3. Творчество как акт сотворения будущего
      • На фоне социальной неразберихи последних лет — падения престижа одних профессий и роста престижа других — создается иллюзия, что можно обходиться без всякого научного образования. Необозримое количество научных дисциплин особенно остро ставит проблему выбора ПРОФЕССИИ.
        • На фоне социальной неразберихи последних лет — падения престижа одних профессий и роста престижа других — создается иллюзия, что можно обходиться без всякого научного образования. Необозримое количество научных дисциплин особенно остро ставит проблему выбора ПРОФЕССИИ.
          • На фоне социальной неразберихи последних лет — падения престижа одних профессий и роста престижа других — создается иллюзия, что можно обходиться без всякого научного образования. Необозримое количество научных дисциплин особенно остро ставит проблему выбора ПРОФЕССИИ.
            • На фоне социальной неразберихи последних лет — падения престижа одних профессий и роста престижа других — создается иллюзия, что можно обходиться без всякого научного образования. Необозримое количество научных дисциплин особенно остро ставит проблему выбора ПРОФЕССИИ.
              • На фоне социальной неразберихи последних лет — падения престижа одних профессий и роста престижа других — создается иллюзия, что можно обходиться без всякого научного образования. Необозримое количество научных дисциплин особенно остро ставит проблему выбора ПРОФЕССИИ.
                • Рекомендуемая литература
  • Часть II
    • Часть II
      • Часть II
        • Часть II
          • Часть II
            • Базовые понятия
            • Естественно-научные основы теории системы природа—общество—человек
          • Базовые понятия
      • Глава 8
      • Стандарты описания
      • Критерии истинности
  • ЧТО ТАКОЕ НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ
    • 2. Стандартные требования к прикладной научной теории
    • 2. Стандартные этапы создания прикладной научной теории
      • Глава 9
      • Физика
      • 1. Система пространственно-временных величин
      • Обобщенные свойства системы LT
      • 2. Меры Пространства
      • 3. Меры Времени
      • 4. Стандартное изображение законов природы в системе LT
        • 4. Стандартное изображение законов природы в системе LT
          • 4. Стандартное изображение законов природы в системе LT
            • 4. Стандартное изображение законов природы в системе LT
              • 4. Стандартное изображение законов природы в системе LT
                • 4. Стандартное изображение законов природы в системе LT
                  • Как Пространственные меры математики
      • Иерархия величин
      • 5. Энергия и мощность
      • Свободная и связная энергия
        • 1А 2В 3
      • Температура и энтропия
      • Связь свободной энергии с потенциальной и кинетической
      • 6. Замкнутые и открытые системы
      • 7. Закон сохранения мощности
      • 8. Равновесные и неравновесные системы
      • Диссипативные и антидиссипативные процессы
      • 9. Механизм устойчивой неравновесности
      • 10. Неустойчивое равновесие и развитие
  • Заключение
  • Выводы
  • Задания
    • Задания
      • Задания
        • Задания
          • Задания
            • Задания
              • Задания
                • Рекомендуемая литература
      • Глава 10
      • Химия
        • Заключение
    • Выводы
    • Основные понятия
    • Вопросы
    • Задания
      • Задания
        • Задания
          • Задания
            • Задания
              • Задания
                • Рекомендуемая литература
    • Глава 11
    • Биология
    • Выводы
  • Входная мощность равна и противоположна по знаку
    • Основные понятия
    • Вопросы
    • Задания
      • Задания
        • Задания
          • Задания
            • Задания
              • Задания
                • Рекомендуемая литература
    • Заключение
    • Выводы
    • Основные понятия.
      • Задания
        • Задания
          • Задания
            • Задания
              • Задания
                • Рекомендуемая литература
  • Заключение
  • Выводы
  • Основные понятия
    • Основные понятия
      • Основные понятия
        • Основные понятия
          • Вопросы
  • Задания
  • Виды работ
    • Таблица
      • Таблица
        • Таблица
          • Таблица
            • Е, млн. ккал
              • Е, млн. ккал
                • Рекомендуемая литература
        • Основные определения
        • Балансовые уравнения взаимосвязей системы
        • «Человечество—Природа»
        • Экстенсивный рост
          • Экстенсивный рост
            • Рис. 14.3. Критические точки в отношениях общество—биосфера
    • Право Человечества жить в гармонии с Космосом
      • Право Человечества жить в гармонии с Космосом
        • Право Человечества жить в гармонии с Космосом
          • Право Человечества жить в гармонии с Космосом
            • Право Человечества жить в гармонии с Космосом
              • О «Золотом миллиарде»
              • Проблема ограниченности Земли и выход в Космос
              • Заключение
  • Выводы
  • Основные понятия
  • Глава 15
    • Технологии
  • Таблица 15.4
    • Таблица 15.4
      • Таблица 15.4
        • Таблица 15.4
          • Таблица 15.4
            • Таблица 15.4
              • Функции переноса во Времени и Пространстве
            • М —материалы
              • Технологии сохранения
              • Технологии изменения
    • A
    • B
      • B
        • B
          • B
            • B
              • Технологии устойчивого развития
    • ТЕХНОЛОГИИ ЗАМЕЩЕНИЯ
  • Утилизация идей
    • Заключение
  • Выводы
    • Основные понятия
      • Основные понятия
        • Основные понятия
          • Основные понятия
            • Основные понятия
              • Вопросы
    • Задания
    • Глава 16
    • 1. Как измерить динамику глобальной системы,
    • окружающей Человека?
  • 4. Блок «живое вещество»
  • 5. Блок «неживое вещество»
    • 5. Блок «неживое вещество»
      • 5. Блок «неживое вещество»
        • 5. Блок «неживое вещество»
          • 5. Блок «неживое вещество»
            • 5. Блок «неживое вещество»
              • 5. Блок «неживое вещество»
                • 8. Блок «население»
                  • Заключение
                  • Выводы
                  • Вопросы
                • Рекомендуемая литература
      • Глава 17
  • ЭКОНОМИКА
    • ЭКОНОМИКА
      • 1. Меры экономики и их связь
        • 1. Меры экономики и их связь
          • Что такое мера в экономике?
            • Как и в предыдущих главах, покажем (рис. 17.1)
      • 2. Стоимость и производительность труда
      • 3. «Творчество» как фактор устойчивого экономического развития
      • Минимум затрат энергии
      • 4. Качество организации
      • 5. Потенциальная возможность
      • 6. Реальная возможность
      • 7. Экономическая возможность
      • Время удвоения
      • 8. Экономические законы
      • 9. Эффективность капиталовложений и устойчивый рост
    • Принцип 1
      • Принцип 2
      • Принцип 3
        • Принцип 3
          • Принцип 3
            • Принцип 3
              • Принцип 5
              • Принцип 6
  • ОБЫЧНО РЫНОК — ПРЕКРАСНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ
    • ОБЫЧНО РЫНОК — ПРЕКРАСНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ
      • ОБЫЧНО РЫНОК — ПРЕКРАСНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ
        • ОБЫЧНО РЫНОК — ПРЕКРАСНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ
          • ОБЫЧНО РЫНОК — ПРЕКРАСНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ
            • ОБЫЧНО РЫНОК — ПРЕКРАСНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ
              • Принцип 7
      • Принцип 8
    • Уровень жизни населения определяется
      • Уровень жизни населения определяется
        • Уровень жизни населения определяется
          • Уровень жизни населения определяется
            • Уровень жизни населения определяется
              • Принцип 9
    • Цены растут тогда, когда правительство
    • Принцип 10
    • В краткосрочной перспективе общество должно сделать
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ВЫВОДЫ
  • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
    • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
      • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
        • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
          • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
            • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
              • Вопросы
  • ЗАДАНИЯ
    • ЗАДАНИЯ
      • ЗАДАНИЯ
        • ЗАДАНИЯ
          • ЗАДАНИЯ
            • ЗАДАНИЯ
              • Рекомендуемая литература
      • Глава 18
  • ФИНАНСЫ
    • ФИНАНСЫ
      • 10. Постановка вопроса
      • Связь денежных и энергетических измерителей
      • 11. Сводка критериев
      • 12. Принципиальный механизм защиты инвестиций
      • от рисков неэффективного управления развитием
        • от рисков неэффективного управления развитием
          • от рисков неэффективного управления развитием
            • Здесь существенно то, что коэффициент конвертации может быть установлен один раз, а дальше «работает» изменение величины обеспечения инвестиций (полезная мощность).
    • РИС. 18.3
      • РИС. 18.3
        • Основные понятия
  • ЗАДАНИЯ
    • ЗАДАНИЯ
      • ЗАДАНИЯ
        • Рекомендуемая литература
    • Глава 19
  • ПОЛИТИКА
    • Устойчивое развитие должно стать критерием для принятия решений, так как общество все больше ценит устойчивое развитие и становится очевидным, что этого требует цивилизация. Если этого не произойдет или не произойдет достаточно скоро, то неустойчивое человечество опустится в нищету и хаос.
    • 1. Власть, деньги и идеи
    • 4. Критические периоды в естественно-историческом процессе. Связь с войнами
    • Ответственность политики и устойчивое развитие человечества
    • 8. Определение портрета и политического курса страны
  • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
  • ЗАДАНИЯ
    • ЗАДАНИЯ
      • ЗАДАНИЯ
        • ЗАДАНИЯ
          • Рекомендуемая литература
          • Методологические предпосылки проектирования
          • сложных систем
    • Заключение
      • Заключение
        • План изложения
    • Возможные препятствия на пути
    • Тензор соединения
    • Изоморфизм закона сохранения мощности в системе
    • природа—общество—человек
  • Организованные множества
  • Проекции инварианта мощность по содержанию знания
    • Проекции инварианта мощность по содержанию знания
      • Построение базы научных знаний
    • Заключение
    • Выводы
    • Основные понятия
  • Вопросы
    • Задания
  • Рекомендуемая литература
    • Глава 22
    • Заключение
    • Основные понятия
    • Задания
    • Задания
    • Заключение
    • Задания
  • Приложение 2
  • Меры в системе LT
  • 2.1. Числа, которые преобразили мир
    • 1. Необходимое историческое отступление
    • 2. «Гвозди»,которыми математика «приколочена» к физике
    • 3. В «перекрестиях» длины и времени
    • 4. Таблица законов природы
  • Наименование фундаментальной постоянной
    • Гуманитарные науки
    • Г
    • Н
    • С
    • Щ
    • 8. Базовые понятия 4 ч
    • Стандарты описания:

Количество обращений: 4497 
За последние 30 дней: 40

Подробная статистика