Детальная информация

Название: Формирование навыков чтения иноязычных профессионально-ориентированных текстов у магистрантов технического вуза в электронной образовательной среде: выпускная квалификационная работа магистра: направление 45.04.02 «Лингвистика» ; образовательная программа 45.04.02_04 «Компьютерная лингводидактика и межкультурная коммуникация»
Авторы: Шудегова Дарья Владимировна
Научный руководитель: Евтушенко Татьяна Геннадьевна
Другие авторы: Сарамаха Софья Игоревна
Организация: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Гуманитарный институт
Выходные сведения: Санкт-Петербург, 2022
Коллекция: Выпускные квалификационные работы; Общая коллекция
Тематика: профессионально- ориентированный текст; смешанное образование; обучающая платформа; электронная образовательная среда; professional text; mixed education; learning platform; electronic educational environment
ББК: 81.2-9
Тип документа: Выпускная квалификационная работа магистра
Тип файла: PDF
Язык: Русский
Уровень высшего образования: Магистратура
Код специальности ФГОС: 45.04.02
Группа специальностей ФГОС: 450000 - Языкознание и литературоведение
Ссылки: Отзыв руководителя; Рецензия; Отчет о проверке на объем и корректность внешних заимствований
DOI: 10.18720/SPBPU/3/2022/vr/vr22-141
Права доступа: Доступ по паролю из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Ключ записи: ru\spstu\vkr\16125

Разрешенные действия:

Действие 'Прочитать' будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети Действие 'Загрузить' будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Аннотация

Целью данного исследования является разработка системы упражнений для формирования навыков чтения иноязычных профессиональных текстов у магистрантов технического вуза в электронной информационно-образовательной среде (направление «Менеджмент»). Актуальность исследования обусловлена требованиями, выдвигаемыми к выпускникам технического вуза на рынке труда. Завершив теоретическую и практическую части эксперимента, мы пришли к выводу, что использование компьютерных технологий в процессе формирования навыков чтения профессионально-ориентированных текстов у магистрантов неязыковых является целесообразным и эффективным.

The purpose of this work is to develop a system of exercises for the teaching ESP reading skills at a technical university in an electronic learning environment. The relevance of the study is due to the requirements put forward for graduates of a technical university in the labor market. Having completed the theoretical and practical parts of the experiment, we came to the conclusion that the use of computer technology in the process of developing the reading skills of professional texts among non-linguistic undergraduates is relevant and effective.

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все Прочитать Печать Загрузить
Интернет Авторизованные пользователи СПбПУ Прочитать Печать Загрузить
-> Интернет Анонимные пользователи

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
    • 1.1. Лингвистические особенности профессионально-ориентированного текста
    • 1. 1. 1. Грамматические особенности научного текста
    • 1. 1. 2. Лексические особенности научного текста
    • 1. 2. Методика обучения чтению профессионально-ориентированных текстов
    • 1. 2. 1. Подходы к обучению чтению
    • 1. 2. 2. Дистанционное обучение
    • 1. 2. 3. Смешанное обучение
    • 1. 3. Электронные платформы в обучении чтению профессионально-ориентированного текста
    • 1. 3. 1. Электронные сервисы для обучения чтению
    • профессионально-ориентированных текстов
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ
    • 2. 1. Алгоритм исследования
  • По результатам анкетирования, было установлено, что большинство студентов, принимающих участие в эксперименте, знакомы с сервисом LearningApps и хотели бы использовать его при обучении чтению иностранного текста, также при ответе на вопрос с какими се...
  • Основным учебным пособием в нашем исследовании является учебник, разработанный Аносовой Н. А., Федюковским А. А «Практический курс обучения английскому языку в многопрофильном вузе». Объем данного учебного пособия составляет 167 страниц, где предложен...
  • Для лучшего достижения результата, а именно развития навыка информативного чтения среди студентов, мы рассмотрели ряд статей на тематику, заявленную в основном учебном пособии, после чего были отобраны статьи для создания курса и проведения последующе...
  • При отборе статьи для исследования, мы руководствовались следующими критериями:
  • 1. Аутентичность. Ранее в нашем исследовании говорилось о преимуществах обучения чтению именно при помощи аутентичных научных текстов.
  • 2. Соответствие уровня написания статьи с уровнем знания английского языка у студентов.
  • 3. Актуальность. На наш взгляд очень важный критерий для подготовки востребованных специалистов. Учащиеся должны знать актуальные принципы, методы работы и так далее.
  • 4. Структурированность. Для удобства работы со статьей и более простого ее понимания, статья должна быть поделена на смысловые части. Таким образом, студенты смогут быстрее ориентироваться в статье, отвечая на вопросы или выполняя задания.
  • При организации эксперимента общая группа студентов была поделена на две подгруппы: экспериментальную и контрольную. Студенты, принимавшие участие в эксперименте, находящиеся в экспериментальной группе, работали с текстом при помощи разработанного нам...
  • Работая над созданием онлайн курса, необходимо соблюдать определенные критерии. Следует отметить, что цель нашего исследования не создать самостоятельный онлайн курс, который может полностью заменить использование учебника для обучения профессионально...
  • 1. Полнота учебного материала. Курс должен включать непосредственно текст и задания, выполнение которых направлено на достижение поставленной цели. Необходимо указать дополнительные источники, которые могут понадобиться студентам в работе с курсом, на...
  • 2. Структурированность. Для упрощенного выполнения заданий, а также возможности возвращаться к пройденному материалу, онлайн курс должен быть четко структурирован, например, курс может быть поделен на уроки, которые в свою очередь делятся на задания. ...
  • 3. Ясность и четкость изложения. Данный критерий необходим для исполнения, с целью избежать неправильности понимания условия задания. Каждое упражнение, должно иметь четкую формулировку.
  • 4. Степень наглядности. Данный критерий подразумевает использование различных графических материалов, которые могут быть использованы в тексте задания, в зависимости от условия этого самого задания, то есть если мы говорим об описании или сравнения ка...
  • 5. Стимулирование самостоятельной работы обучающегося. Очень актуальный критерий в рамках нашего исследования, так как эксперимент направлен именно на самостоятельную работу с профессионально-ориентированным текстом. Обучающиеся должны быть заинтересо...
  • Эксперимент, направленный на доказательство целесообразности использования компьютерных технологий в процессе формирования навыков чтения иноязычных профессионально-ориентированных текстов у магистрантов технического вуза в электронной образовательной...
  • 1. Подготовительный этап. На данном этапе было проведено анкетирование обучающихся, определены экспериментальная и контрольная группы, отобраны статьи для самостоятельной работы и разработки упражнений, создан и загружен курс на платформу Stepik курс,...
  • 2. Экспериментально-опытный или исполнительный этап. На данном этапе была осуществлена непосредственная работа организатора эксперимента с испытуемыми. Также здесь была проведена апробация разработанного курса.
  • 3. Заключительный или аналитический этап. На данном этапе проводилась проверка понимания изученной статьи, посредством пересказа статьи преподавателю на занятии.
  • Экспериментально-опытное обучение чтению проводилось также в несколько этапов. Данные этапы соответствуют этапам работы с текстом по Солововой Е. М.: дотекстовый, текстовый, послетекстовый.
  • В соответствии с целью исследования, нами были решены задачи, реализованные на каждом этапе эксперимента:
  • 1. Провести подготовительный этап эксперимента.
  • a. Изучить РПД по дисциплине, образовательные условия, создающиеся для формирования и развития умений чтения академических текстов на иностранном языке.
  • b. Проанализировать основное учебноепособие по формированию навыка чтения студентов магистрантов неязыковых вузов. Проанализировать характер упражнений в данном учебном пособиидля обучения чтению.
  • c. Сделать выводы на основании полученного анализа о необходимости проведения экспериментально-опытной работы.
  • 2. Провести исполнительный этап педагогического эксперимента.
  • a. Разработать диагностический аппарат исследования.
  • b. Сформировать экспериментальную контрольную группу.
  • c. Подготовить методическое обеспечение эксперимента, разработать дополнительный онлайн курс, содержащий необходимый для апробации комплекс упражнений.
  • d. Осуществить мероприятие по реализации разработанной образовательной модели.
  • e. Проверить эффективность разработанного курса.
  • 3. Провести аналитический этап эксперимента.
  • a. провести итоговое занятие, на котором студенты обеих групп перескажут изученный текст.
  • b. Сделать выводы об эффективности апробированной модели.
  • c. Выявить отношение студентов к составленному комплексу упражнений.
  • d. Определить навыки и умения информационного чтения, подлежащих развитию для целей данного исследования.
  • Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: анализ учебно-методической литературы, анкетирование студентов, проведено контрольное занятие, эксперимент.
    • 2. 2. Разработка системы упражнений
  • Для подготовки эксперимента, а именно при выборе платформы для размещения заданий, мы остановили свой выбор на платформе Stepik [95]. Одним из вопросов анкетирования студентов, был «Какую электронную обучающую платформу Вы бы хотели использовать в про...
  • Для проведения эксперимента нами были рассмотрены несколько статей связных с темами из учебника, которые изучались студентами в момент проведения эксперимента. Таким образом, образовательный процесс не был нарушен, а учащиеся ознакомились с другой точ...
  • Проанализировав основное учебное пособие Аносова Н. А., Федюковский А. А «Практический курс обучения английскому языку в многопрофильном вузе», можно сделать вывод о том, что все задания выглядят примерно одинаково. На пердтекстовом этапе, авторы пред...
  • Работая на текстовом этапе, студентам предлагается непосредственное прочтение и перевод текста [3, с.82]. Тесты для работы на текстовом этапе – небольшие, хорошо структурированы, смысловые части текста разделены заголовками, новая лексика, или слова, ...
  • Мы считаем, что после прочтения текста, вместо задания на перевод, более уместным является задание на работу с отдельными частями текста: работа с тематической лексикой (терминами, сокращениями и так далее), объяснение тех или иных слов. Так же задани...
  • Упражнения для третьего этапа работы с текстом представлены в нескольких форматах и направлены на развитие различных речевых навыков. Например, на стр. 85 предложено задание для развития навыков устной речи, а именно учащимся необходимо ознакомиться с...
  • Однако, также следует отметить, что несмотря на объемность и разноплановость заданий в учебном пособии, следует отметить, что для детального изучения проблемы необходимо рассмотреть несколько точек зрения на эту самую проблему. В данном учебном пособи...
  • В связи с этим, мы решили подобрать дополнительные тексты, по теме, с которым студенты будут работать в качестве домашнего задания, а также разработать авторские упражнения, реализуемые на трех этапах работы с профессионально-ориентированным текстом, ...
  • Учитывая приведенные выше критерии (см. 2.1 Алгоритм исследования, направленного на доказательство целесообразности использования компьютерных технологий процессе обучения чтению профессионально-ориентированных текстов), мы выбрали статью“How Effectiv...
  • Выбранная статья написана зарубежными авторами. Объем статьи составляет 7 страниц. Статья четко структурирована, перед основным текстом представлено вступление и ключевые слова. Далее статья поделена на смысловые части: Abstract, Introduction, Effecti...
  • Исследование, описанное в статье, призвано объяснить феномен эффективного лидерства, то как оно может привести к положительным изменениям в рабочем коллективе и тому как эти изменение впоследствии могут помочь организациям совершенствоваться и быть ин...
  • Мы считаем, приемы, описанные в данной статье, также могут быть использованы в дальнейшей работе учащихся.
  • Самая объемная часть подготовки эксперимента — это разработка методического комплекса упражнений по отобранной для изучения статьи, которые должны помочь студентам быстрее и качественнее изучить и понять текст на иностранном языке.
  • При разработке курса были учтены некоторые особенности основного учебного пособия. В основном они касаются работы со статьей на текстовом этапе, а именно о переводе научного текста, выше были описаны трудности, которые могут возникнуть у студентов и п...
  • Наш курс представлен в виде трех модулей. Каждый модуль соответствует названию части статьи, которая должна быть изучена в модуле:
  • 1. ABSTRACT
  • 2. INTRODUCTION
  • 3. DISCUSSION
  • Перед началом работы с каждым модулем обучающиеся узнают о том, с чем им предстоит работать в данном модуле. Каждый модуль состоит из уроков, при этом количество уроков в курсе варьируется в зависимости от объема текста подлежащего изучению и сложност...
  • Работая с первым модулем курса ABSTRACT, обучающиеся выполняют упражнения на дотекстовом этапе работы с текстом, а именно задание на подбор синонимов к словам из заголовка и аннотации к тексту статьи, таким образом, обучающиеся могут сделать предполож...
  • Перейдя ко второму уроку первого модуля, обучающиеся непосредственно знакомятся с текстом отражено в Приложении 6.
  • Так как первая часть статьи является небольшой по объему, а также без обилия научной лексики и терминологии, мы посчитали возможным не разрабатывать большое количество упражнений, поэтому третий урок в первом модуле является завершающим. На данном уро...
  • По завершении модуля ABSTRACT, обучающиеся переходят к модулю INTRODUCTION.
  • В данном модуле большее количество заданий, это обусловлено большим объемом текста и превалирующим количеством новой научной лексики.
  • На первом уроке обучающиеся знакомятся с основным текстом данной части статьи.
  • Далее представлен ряд упражнений, которые обучающиеся должны выполнить, чтобы приступить к финальному модулю DISCUSSION.
  • На втором уроке, обучающимся предложено задание на подстановку слов на место пропусков, данное упражнение разработано посредством сервиса EducaPlay отражено в Приложении 4.
  • Упражнение 3 урока направлено на работу с отдельными частями текста и выявления основной мысли каждой такой части. Смысловая часть текста “Discussion” была поделена на параграфы, а также нами были выделены заголовки, к которым было необходимо подобрат...
  • При работе с данным курсом можно обратить внимание на то, что задания второго и третьего модуля непропорциональны. Это связано с тем, что в модуле DISCUSSION представлены не только задания для работы с текстом данной части, а также упражнения, которые...
  • Задания 4–6 направлены на подытоживание полученных знаний из прочитанной статьи. В упражнении 4 обучающимся необходимо распределить качества эффективного и неэффективного лидера по двум колонкам. Это задание подытоживает изученную информацию о том. ка...
  • Пятый урок завершающего модуля представлен в тестовом формате, где обучающиеся должны написать согласны/не согласны с некоторыми утверждениями с опорой на прочитанный тест из трех разделов отражено в Приложение 7.
  • На завершающем уроке студенты должны были высказать свое мнение в развернутом формате по теме "Effective leadership is the only sure way to run a business in the 21st century". Объем ответа должен составлять 60-70 слов. Данное упражнение было завершаю...
  • Подводя итог, можно сделать вывод о том, что весь процесс создания вспомогательного курса, начиная от анализа основного учебного пособия, заканчивая оформлением его в целостный вид, занимает не более двух рабочих дней. Однако, следует отметить одну де...
  • Также следует отметить, что выбранная нами платформа для размещения курса, обладает большим количеством различных макетов заданий, которые могут быть успешно применены при создании упражнений.
  • Суммируя, можно сделать вывод о том, что разработанный курс, может быть применен как дополнение к основному учебному пособию «Практический курс обучения английскому языку в многопрофильном вузе».
  • 2. 3. Оценка эффективности использования разработанного обучающего курса
  • Выводы по главе 2
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • Приложение 1
  • Пример анкеты для определения фокусной группы студентов
  • Приложение 2
  • Тест на определение уровня владения английского языка
  • Приложение 3
  • Пример упражнения с подбором заголовков
  • Приложение 4
  • Пример упражнения на подстановку слов в текст
  • Приложение 5
  • Пример задания на дотекстовом этапе работы с текстом
  • Приложение 6
  • Пример задания из третьего модуля
  • Приложение 7
  • Пример задания из третьего модуля (1)
  • Приложение 8
  • Пример задания, созданного на сервисеEducaPlay
  • Приложение 9
  • Пример использования ресурса “Calameo” в курсе

Статистика использования

stat Количество обращений: 1
За последние 30 дней: 0
Подробная статистика