Details

Title: Судебная экономическая экспертиза при расследовании преступлений в сфере государственных закупок: выпускная квалификационная работа специалиста: направление 38.05.01 «Экономическая безопасность» ; образовательная программа 38.05.01_04 «Судебная экономическая экспертиза»
Creators: Верфель Максим Александрович
Scientific adviser: Кудрявцева Татьяна Юрьевна
Organization: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли
Imprint: Санкт-Петербург, 2023
Collection: Выпускные квалификационные работы; Общая коллекция
Subjects: государственные закупки; мошенничество; судебная экономическая экспертиза; public procurements; fraud; forensic economic expertise
LBC: 65.41; 67.53
Document type: Specialist graduation qualification work
File type: PDF
Language: Russian
Level of education: Specialist
Speciality code (FGOS): 38.05.01
Speciality group (FGOS): 380000 - Экономика и управление
DOI: 10.18720/SPBPU/3/2023/vr/vr23-3239
Rights: Доступ по паролю из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Record key: ru\spstu\vkr\23086

Allowed Actions:

Action 'Read' will be available if you login or access site from another network Action 'Download' will be available if you login or access site from another network

Group: Anonymous

Network: Internet

Annotation

Объект исследования – система государственных закупок. Предмет работы – методика производства судебной экономической экспертизы по делам о мошенничестве в сфере госзакупок. Цель работы – формирование методики производства судебной экспертизы по правонарушениям в сфере государственных закупок и разработка индикаторов оперативного выявления мошенничества в государственных закупках. Теоретическое исследование проводилось посредством анализа литературы и нормативных источников. Прикладное исследование проводилось посредством производства исследования в части расчета и обоснования НМЦК, а также применения предложенных индикаторов на реальных примерах из судебной практики. В работе рассмотрен и изучен один из основных моментов мошеннических схем в сфере госзакупок по данным Счетной палаты РФ, а именно завышение или занижение НМЦК. Разработана и апробирована методика проведения экспертного исследования формирования начальной максимальной цены контракта, а также предложены методы совершенствования методики на основании двух проведенных исследований и проблем, которые возникли при их проведении. Был применен зарубежный опыт оперативного определения мошенничества в контрактах, а именно метод «красных флагов», который был также апробирован на двух рассмотренных контрактах. Расчет НМЦК и анализ статистики контроля осуществлен с помощью пакета MS Office (Excel). Предложенные меры и рекомендации могут привести к сокращению количества правонарушений в сфере государственных закупок и повышению экономической безопасности страны.

The work consists of an introduction, three chapters, a conclusion of a list of references and applications. The object of research is the public procurement system. The subject of the work is the methodology for the production of forensic economic expertise in cases of fraud in the field of public procurement. The purpose of the work is the formation of a methodology for the production of forensic examination of offenses in the field of public procurement and the development of indicators for the rapid detection of fraud in public procurement. The theoretical study was carried out through the analysis of literature and normative sources. Applied research was carried out through the production of research in terms of calculating and substantiating the GMP, as well as applying the proposed indicators on real examples from judicial practice. The paper considers and studies one of the main points of fraudulent schemes in the field of public procurement according to the Accounts Chamber of the Russian Federation, namely the overestimation or underestimation of the GMP. A methodology for conducting an expert study on the formation of the initial maximum contract price was developed and tested, and methods for improving the methodology were proposed based on two studies and the problems that arose during their conduct. Foreign experience in the operational detection of fraud in contracts was applied, namely the “red flags” method, which was also tested on two considered contracts. Calculation of GMP and analysis of control statistics were carried out using the MS Office package (Excel). The proposed measures and recommendations can lead to a reduction in the number of offenses in the field of public procurement and an increase in the economic security of the country.

Document access rights

Network User group Action
ILC SPbPU Local Network All Read Print Download
Internet Authorized users SPbPU Read Print Download
-> Internet Anonymous

Table of Contents

  • ЗАДАНИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
    • 1.1 Система государственных закупок как элемент экономической безопасности государства
    • 1.2 Понятие и сущность правонарушений в системе государственных закупок
    • Окончание таблицы 4
    • Из представленной таблицы видно, что в 2021 году количество принятых решений органами контроля меньше, чем в 2020, несмотря на то, что в 2021 году, по данным из таблицы № в Приложении А, количество жалоб и проверок значительно больше, чем в 2020. Такж...
    • 1.3 Риски правонарушений в системе государственных закупок
  • 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУДЕБНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
    • 2.1 Цели и задачи судебной экономической экспертизы по правонарушениям в сфере государственных закупок
    • 2.2 Элементы методики проведения судебной экономической экспертизы при расследовании правонарушений в сфере государственных закупок
    • 2.3 Применение методики определения НМЦК при проведении экспертного исследования
  • 3. ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
    • 3.1 Совершенствование методики судебной экономической экспертизы по правонарушениям в сфере государственных закупок в части определения НМЦК
    • 3.2 Инструменты и индикаторы выявления мошенничества в сфере государственных закупок
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    • Были выделены предметы преступления в сфере госзакупок, так как из-за их многообразия невозможно его унифицировать:
    • Далее произведен анализ статей УК РФ на статьи, относящиеся к преступлениям в сфере государственных закупок, после чего приведена схема, содержащая возможные преступления в сфере госзакупок в соответствии со статьями Уголовного Кодекса
    • В конце первой главы был произведен анализ рисков правонарушений в системе государственных закупок. Были выявлены основные способы ограничения конкуренции в данной сфере:
    • Отмечено, что мошенническими схемами в области госзакупок являются взятки и откаты.
    • Также были приведены две схемы, содержащие информацию о рисках, которые формируют мошеннические схемы при проведении запроса котировок, открытых конкурсов и аукционов.
    • В первом случае это:
    • 1) выставление больших объемов работ, невыполнимых за указанную в контракте сумму;
    • 2) подача заявки "нужным" предприятием по заведомо низкой цене по сравнению с остальными участниками;
    • 3) указание минимальных сроков выполнения работ, невыполнимых для обыкновенных участников;
    • 4) указание в контракте очень длинных сроков оплаты работ с целью отпугивания "ненужных" поставщиков.
    • Во втором случае это:
    • 1) максимальное занижение НМЦК;
    • 2) некорректное внесение данных в ЕИС;
    • 3) непривлекательная схема оплаты;
    • 4) необоснованные отклонения и допуски заявок;
    • 5) установка «особых» критериев оценки поставщиков.
    • Приводится статистика Счетной палаты, которая гласит, что около 44% нарушений в сфере госзакупок связано с формированием НМЦК.
    • С учетом объема ущерба, причиняемого ежегодно нарушениями в сфере госзакупок, необходимо применение комплексного подхода, который включает совершенствование механизмов контрольно-надзорной деятельности, правоохранительных органов в части оперативного ...
    • В начале второй главы перечислены причины необходимости предотвращения преступлений в сфере госзакупок.
    • Далее выделены процессуальные формы специальных знаний, среди которых:
    • 1) производство судебных экспертиз;
    • 2) дача показаний экспертом, специалистом;
    • 3) проведение исследований, документальных проверок;
    • 4) участие специалистов при производстве следственных действий.
    • Экспертиза может послужить инструментом выявления механизма, с помощью которого было совершено преступление, величины ущерба, которое повлекло преступление, что может быть использовано как часть доказательной базы по определенному делу.
    • Также представлены основные виды экспертиз в сфере госзакупок:
    • 1) экономическая;
    • 2) фоноскопическая;
    • 3) почерковедческая;
    • 4) строительно-техническая.
    • Вследствие этого, определены основные задачи судебной финансово-экономической экспертизы:
    • В следующем пункте представлены элементы методики судебной экономической экспертизы в сфере госзакупок.
    • Экспертная методика может разделяться по степени общности на типовую и частную. Типовая – для определенного рода судебной экспертизы, частная – для решения определенной задачи. Типовой методики исследования формирования начальной максимальной цены кон...
    • После выбора частной методики отображены возможные мошеннические схемы, которые могут быть применены для фиктивного завышения или занижения НМЦК.
    • 5) затратный метод.
    • По каждому методу были проанализированы формулы, а также содержание каждого метода и условия его применения.
    • После этого были выявлены вопросы, которые следователь может поставить эксперту:
    • Также, в случае определения того, что НМЦК была завышена, следователем может быть проверено количество заявок по данной закупке для определения аффилированности участников закупки.
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ А
    • Таблица А.1 – Статистика об осуществлении контроля в сфере закупок (разработано автором)
    • Окончание таблицы А.1
  • ПРИЛОЖЕНИЕ Б
  • ПРИЛОЖЕНИЕ В

Usage statistics

stat Access count: 22
Last 30 days: 1
Detailed usage statistics