Детальная информация

Название: Интегрированный курс современной теории и методики обучения иностранным языкам: учебное пособие
Авторы: Баранова Татьяна Анатольевна; Халяпина Людмила Петровна
Организация: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Выходные сведения: Санкт-Петербург, 2022
Электронная публикация: 2023
Коллекция: Учебная и учебно-методическая литература; Общая коллекция
Тематика: теория обучения иностранным языкам; общепрофессиональные компетенции; методика обучения иностранным языкам; профессиональные компетенции
ББК: 81.2-9я73
Тип документа: Учебник
Тип файла: PDF
Язык: Русский
Код специальности ФГОС: 45.03.02
Группа специальностей ФГОС: 450000 - Языкознание и литературоведение
DOI: 10.18720/SPBPU/5/tr23-82
Права доступа: Свободный доступ из сети Интернет (чтение)
Ключ записи: RU\SPSTU\edoc\70326

Разрешенные действия: Прочитать

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Аннотация

Учебное пособие «Интегрированный курс современной теории и методики обучения иностранным языкам» разработано для студентов, обучающихся по направлению 45.03.02 «Лингвистика», в качестве дополнительного учебника к дисциплине «Методика преподавания иностранных языков». Актуальность пособия заключается в необходимости обеспечения учебного процесса пособием, отражающим современные теоретические подходы к процессу обучения иностранным языкам, аспектам языка и видам речевой деятельности, а также технологии практической реализации данных подходов. Учебное пособие не только отражает содержание дисциплины согласно рабочей программе, но и расширяет тематику теоретического блока (теоретическая часть включает 3 тематических модуля и 32 лекции), и в значительной степени обогащает спектр учебных материалов и проблемно-ориентированных заданий для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим (семинарским) занятиям (практическая часть включает 10 тем). Издание адресовано студентам, аспирантам, учителям и преподавателям, всем интересующимся вопросами обучения иностранным языкам.

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все Прочитать
-> Интернет Все Прочитать

Оглавление

  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ: ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС.
  • ВВЕДЕНИЕ
  • МОДУЛЬ 1. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
  • ЛЕКЦИЯ 1. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК ПРЕДМЕТ В СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
  • 1.1. Что такое «языковое образование»?
  • 1.2. В чем заключается специфика учебного предмета «иностранный язык»?
  • 1.3. Каким образом происходит усвоение иностранного языка?
  • 1.4. Что включает в себя понятие «обучение иностранному языку»?
  • 1.5. Как изменяются цели обучения иностранным языкам в современных условиях?
  • 1.6. В чем заключается особенность компетентностного подхода к обучению?
  • Задания для самостоятельной работы.
  • ЛЕКЦИЯ 2. РОССИЙСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
  • 2.1. Что такое «государственный стандарт»?
  • 2.2. В чем заключается основное назначение государственного стандарта по иностранным языкам?
  • 2.3. Зарубежные стандарты и требования международных сертификационных экзаменов
  • 2.4. В чем заключается основное назначение государственного стандарта по иностранным языкам?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК НАУКА. СВЯЗЬ МЕТОДИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.
  • 3.1. Что такое «методика обучения ИЯ»?
  • 3.2. Какие базисные категории входят в методику обучения?
  • 3.3. С какими науками связана методика обучения иностранным языкам?
  • 3.4. В чем заключается связь методики с педагогикой?
  • 3.5. Связь методики с лингвистикой
  • 3.6. Связь методики с психологией
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 4. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
  • 4.1. В чем заключается цель обучения иностранным языкам и в зависимости от чего она меняется?
  • 4.2. Цели обучения иностранному языку в отечественной методике
  • 4.3. Каким образом на практике реализовывать практические цели?
  • 4.4. Каким образом на практике реализовывать общеобразовательные цели?
  • 4.5. Каким образом на практике реализовывать воспитательные цели?
  • 4.6. Каким образом на практике реализовывать развивающие цели?
  • 4.7. Каким образом на практике реализовывать воспитательные цели?
  • 4.8. Каковы собственно методические принципы обучения иностранным языкам?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 5. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
  • 5.1. Что включает в себя понятие «содержание обучения иностранным языкам»?
  • 5.2 Какие компоненты входят в содержание обучения?
  • 5.3. Процессуальная сторона содержания обучения
  • 5.3.1. Что такое «объекты обучения»?
  • 5.3.2. Что такое «объекты усвоения»?
  • 5.3.3. Что входит в понятие «результат обучения»?
  • 5.4. Как меняется характер и объем содержания обучения в зависимости от уровня обучения?
  • 5.5. Что такое «предметная сторона содержания обучения»?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 6. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
  • 6.1. Как определяется понятие «средства обучения» и какая классификация средств обучения существует?
  • 6.2. Что такое «аудиовизуальные» и «технические средства обучения»?
  • 6.3. По каким критериям рекомендуется выбирать УМК и учебник по иностранному языку?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 7. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
  • 7.1. В чем заключается специфика контроля в обучении иностранным языкам? Каковы объекты контроля?
  • 7.2. Какие функции выполняет контроль?
  • 7.3. Какие виды контроля существуют?
  • 7.4. Какие формы контроля используются на уроке иностранного языка?
  • 7.5. В чем заключается специфика теста как средства контроля знаний, умений, навыков?
  • 7.6. Какие объекты контроля предусмотрены Единым государственным экзаменом по иностранному языку?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 8. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. НАПРАВЛЕНИЕ CLIL.
  • 8.1. Что такое «электронное обучение»?
  • 8.2. CLIL - Сontent and Language Integrated Learning - Предметно-языковое интегрированное обучение (концепция межпредметного языкового интегрирования)
  • 8.3. Интерактивное обучение (кейс-технологии)
  • 8.3.1. Что такое «интерактивное обучение»?
  • 8.3.2. Чем обучение на основе педагогической технологии отличается от обучения, построенного на основе традиционной педагогики?
  • 8.3.3. Какова специфика обучения с применением кейс-технологии?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 9. УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.
  • 9.1. Что должен знать современный учитель иностранного языка?
  • 9.2. Что такое «урок»?
  • 9.3. Какие требования предъявляются к планированию урока?
  • 9.4. Какие типы уроков иностранного языка можно использовать в процессе обучения?
  • 9.5. Что такое «современный мультимедийный урок»?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 10. РОЛЬ УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ. ТИПОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ИНОЯЗЫЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.
  • 10.1.Что такое «упражнение»?
  • 10.2. Каковы известные классификации упражнений, используемых для обучения иностранным языкам?
  • МОДУЛЬ 2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ. ИСТОРИЯ МЕТОДОВ.
  • ЛЕКЦИЯ 1. ПОНЯТИЕ «МЕТОД» КАК БАЗИСНАЯ КАТЕГОРИЯ МЕТОДИКИ.
  • 1.1. Что обозначает понятие «метод»?
  • 1.2. Существует ли классификация методов-направлений?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 2. СОЗНАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ. Грамматико-переводной метод
  • 2.1. Какие методы относятся к сознательным?
  • 2.2. Как выглядит структура учебника, созданного по грамматико-переводному методу?
  • 2.3. В чём состоят достоинства и недостатки грамматико-переводного метода?
  • 2.4. Есть ли разновидности у переводного метода?
  • 2.5. В чём заключается концепция сознательно-практического метода?
  • 2.6. В чём состоят основные методические положения сознательно-практического метода?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 3. ПРЯМЫЕ (НАТУРАЛЬНЫЕ) МЕТОДЫ. ПРЯМОЙ МЕТОД.
  • 3.1. Какие методы относятся к прямым?
  • 3.2. Как строится урок по прямому методу?
  • 3.3. Какой вклад внёс прямой метод в методику обучения иностранным языкам?
  • 3.4. Какие требования к текстам разработал Г. Свит?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 4. ПРЯМЫЕ (НАТУРАЛЬНЫЕ) МЕТОДЫ. АУДИОЛИНГВАЛЬНЫЙ МЕТОД.
  • 4.1. Что представляет собой аудиолингвальный метод?
  • 4.2. Как определяли цель обучения Ч. Фриз и Р. Ладо?
  • 4.3. Какие методические принципы были разработаны Ч. Фризом и Р. Ладо?
  • 4.4. Как выглядит структура параграфа в учебнике?
  • 4.5. Как изучается лексика на уроке?
  • 4.6. В чём состоят достоинства и недостатки аудиолингвального метода?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 5. ПРЯМЫЕ (НАТУРАЛЬНЫЕ) МЕТОДЫ. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ МЕТОД.
  • 5.1. Когда появился аудиовизуальный метод?
  • 5.2. В чём состоит концепция аудиовизуального метода?
  • 5.3. Как выглядит модель обучения в рамках аудиовизуального метода?
  • 5.4. Чем аудиовизуальный метод отличается от других прямых методов?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 6. КОМБИНИРОВАННЫЕ (СМЕШАННЫЕ) МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД.
  • 6.1. Почему методы получили название «комбинированные»?
  • 6.2. В чём состоит специфика метода чтения?
  • 6.3. Что представляет собой смешанный метод обучения?
  • 6.4. В чём состоят особенности смешанного метода в России?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 7. КОМБИНИРОВАННЫЕ (СМЕШАННЫЕ) МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД.
  • 7.1. Когда и почему появился коммуникативный метод обучения?
  • 7.2. Каковы отличительные признаки коммуникативного метода?
  • 7.3. В чём состоят особенности прагматико-функционального подхода?
  • 7.4.В чём заключаются особенности интеркультурного подхода?
  • 7.5.Как развивался коммуникативный метод в России?
  • 7.6. Какие методические принципы положены в основу коммуникативного метода?
  • 7.7.Чем отличается коммуникативный урок от традиционного?
  • 7.8.В чём состоят достоинства и недостатки коммуникативного метода?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 8. КОМБИНИРОВАННЫЕ (СМЕШАННЫЕ) МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. ТАНДЕМ-МЕТОД.
  • 8.1.Что такое тандем-метод?
  • 8.2. В чём состоит специфика обучения говорению в тандем-методе?
  • 8.3. В чём заключаются достоинства и недостатки тандем-метода?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 9. ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. СУГГЕСТОПЕДИЯ.
  • 9.1.Почему появились интенсивные методы обучения?
  • 9.2.Что такое суггестия?
  • 9.3.Как выглядит суггестопедическая модель обучения?
  • 9.4.В чём состоит эффективность суггестопедического метода?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 10. ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. ГИПНОПЕДИЯ. РИТМОПЕДИЯ. РЕЛАКСОПЕДИЯ
  • 10.1.В чём состоит специфика гипнопедии?
  • 10.2.Насколько эффективен метод гипнопедии?
  • 10.3.В чём состоит специфика метода ритмопедии?
  • 10.4.В чём состоит специфика метода релаксопедии?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 11. ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ МЕТОД. МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА.
  • 11.1. Когда появился эмоционально-смысловой метод?
  • 11.2. В чём состоит специфика метода Шехтера?
  • 11.3. Как проходят занятия по методу Шехтера?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 12. ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА
  • 12.1. Когда был разработан метод активизации возможностей личности и коллектива?
  • 12.2. Основные положения метода
  • 12.3. Каковы основные принципы метода?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 13. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. МЕТОД ПРОЕКТОВ.
  • 13.1. Что такое интерактивные методы обучения?
  • 13.2. Что такое метод проектов?
  • 13.3. Как выглядит алгоритм выполнения проекта?
  • 13.4. Как оцениваются результаты проведённого проекта?
  • 13.5. Насколько эффективен метод проектов?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 14. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. ВЕБ-КВЕСТЫ.
  • 14.1. Что такое веб-квесты?
  • 14.2. Каковы критерии методической оценки веб-квеста?
  • Задания для самостоятельной работы
  • МОДУЛЬ 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АСПЕКТАМ ЯЗЫКА И ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ЛЕКЦИЯ 1. ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ. ФОРМИРОВАНИЕ СЛУХОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ.
  • 1.1. В чём заключаются цель и содержание обучения фонетической стороне речи?
  • 1.2. Какие существуют подходы при обучении фонетической стороне речи?
  • 1.3. Из каких этапов состоит урок по обучению фонетической стороне речи?
  • 1.4. Какова роль фонетической зарядки на уроке иностранного языка?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 2. ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ.
  • 2.1. В чем заключается цель и содержание обучения грамматике иностранного языка?
  • 2.2. Какие подходы к обучению грамматике существуют?
  • 2.3. Как сформировать грамматический навык?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 3. ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ.
  • 3.1. Что такое лексика?
  • 3.2. В чём состоит цель обучения стороне устной речи?
  • 3.3. Какова лингво-психологическая характеристика лексических речевых навыков?
  • 3.4. Какими принципами следует руководствоваться при формировании лексических навыков?
  • 3.5. Какие типы словарей существуют?
  • 3.6. Из каких этапов состоит урок обучения лексической стороне речи?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 4. ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ (ДИАЛОГИЧЕСКАЯ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ).
  • 4.1. Каковы цели обучения говорению?
  • 4.2. Обучение диалогической речи.
  • 4.3. Обучение монологической речи
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 5. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ КАК ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • 5.1. Что такое чтение?
  • 5.2. Какие существуют формы и виды чтения?
  • 5.3. В чём состоят цели и содержание обучения чтению?
  • 5.4. Какие существуют технологии обучения технике чтения на иностранном языке?
  • 5.5. Какие существуют технологии обучения чтению как виду речевой деятельности?
  • 5.6. Какие существуют стратегии чтения?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 6. ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ КАК ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • 6.1. Что такое аудирование?
  • 6.2. В чём состоят психологические особенности аудирования как вида речевой деятельности?
  • 6.3. В чём состоят цели и содержание обучения аудированию?
  • 6.4. Из каких этапов состоит работа над аудиотекстом?
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 7. ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
  • 7.1. Обучение технике письма.
  • 7.2. Обучение письму как виду речевой деятельности (обучение письменной речи).
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЛЕКЦИЯ 8. ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
  • 8.1. В чем заключаются отличия внеурочной работы от урочной?
  • 8.2. Какие существуют формы проведения внеурочной работы?
  • 8.3. Принципы организации внеклассной работы по иностранным языкам
  • Задания для самостоятельной работы
  • ЧАСТЬ II. ПРАКТИЧЕСКАЯ: ЗАДАНИЯ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ, НЕМЕЦКОМУ И ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКАМ.
  • СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
  • Вопросы для обсуждения
  • Практические задания
  • СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА.
  • Вопросы для обсуждения
  • Практические задания
  • СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3. ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ.
  • Вопросы для обсуждения
  • Практические задания
  • СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4. ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ.
  • Вопросы для обсуждения
  • Практические задания
  • СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5. ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ.
  • Вопросы для обсуждения
  • Практические задания
  • СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ.
  • Вопросы для обсуждения
  • Практические задания
  • СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7. ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГОВОРЕНИЮ.
  • Вопросы для обсуждения
  • Практические задания
  • СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8. ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ АУДИРОВАНИЮ.
  • Вопросы для обсуждения
  • Практические задания
  • СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9. ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ.
  • Вопросы для обсуждения
  • Практические задания

Статистика использования

stat Количество обращений: 80
За последние 30 дней: 9
Подробная статистика