Таблица | Карточка | RUSMARC | |
Разрешенные действия: Прочитать Группа: Анонимные пользователи Сеть: Интернет |
Аннотация
Учебное пособие «Интегрированный курс современной теории и методики обучения иностранным языкам» разработано для студентов, обучающихся по направлению 45.03.02 «Лингвистика», в качестве дополнительного учебника к дисциплине «Методика преподавания иностранных языков». Актуальность пособия заключается в необходимости обеспечения учебного процесса пособием, отражающим современные теоретические подходы к процессу обучения иностранным языкам, аспектам языка и видам речевой деятельности, а также технологии практической реализации данных подходов. Учебное пособие не только отражает содержание дисциплины согласно рабочей программе, но и расширяет тематику теоретического блока (теоретическая часть включает 3 тематических модуля и 32 лекции), и в значительной степени обогащает спектр учебных материалов и проблемно-ориентированных заданий для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим (семинарским) занятиям (практическая часть включает 10 тем). Издание адресовано студентам, аспирантам, учителям и преподавателям, всем интересующимся вопросами обучения иностранным языкам.
Права на использование объекта хранения
Оглавление
- ОГЛАВЛЕНИЕ
- ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ: ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС.
- ВВЕДЕНИЕ
- МОДУЛЬ 1. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
- ЛЕКЦИЯ 1. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК ПРЕДМЕТ В СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
- 1.1. Что такое «языковое образование»?
- 1.2. В чем заключается специфика учебного предмета «иностранный язык»?
- 1.3. Каким образом происходит усвоение иностранного языка?
- 1.4. Что включает в себя понятие «обучение иностранному языку»?
- 1.5. Как изменяются цели обучения иностранным языкам в современных условиях?
- 1.6. В чем заключается особенность компетентностного подхода к обучению?
- Задания для самостоятельной работы.
- ЛЕКЦИЯ 2. РОССИЙСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
- 2.1. Что такое «государственный стандарт»?
- 2.2. В чем заключается основное назначение государственного стандарта по иностранным языкам?
- 2.3. Зарубежные стандарты и требования международных сертификационных экзаменов
- 2.4. В чем заключается основное назначение государственного стандарта по иностранным языкам?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК НАУКА. СВЯЗЬ МЕТОДИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.
- 3.1. Что такое «методика обучения ИЯ»?
- 3.2. Какие базисные категории входят в методику обучения?
- 3.3. С какими науками связана методика обучения иностранным языкам?
- 3.4. В чем заключается связь методики с педагогикой?
- 3.5. Связь методики с лингвистикой
- 3.6. Связь методики с психологией
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 4. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
- 4.1. В чем заключается цель обучения иностранным языкам и в зависимости от чего она меняется?
- 4.2. Цели обучения иностранному языку в отечественной методике
- 4.3. Каким образом на практике реализовывать практические цели?
- 4.4. Каким образом на практике реализовывать общеобразовательные цели?
- 4.5. Каким образом на практике реализовывать воспитательные цели?
- 4.6. Каким образом на практике реализовывать развивающие цели?
- 4.7. Каким образом на практике реализовывать воспитательные цели?
- 4.8. Каковы собственно методические принципы обучения иностранным языкам?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 5. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
- 5.1. Что включает в себя понятие «содержание обучения иностранным языкам»?
- 5.2 Какие компоненты входят в содержание обучения?
- 5.3. Процессуальная сторона содержания обучения
- 5.3.1. Что такое «объекты обучения»?
- 5.3.2. Что такое «объекты усвоения»?
- 5.3.3. Что входит в понятие «результат обучения»?
- 5.4. Как меняется характер и объем содержания обучения в зависимости от уровня обучения?
- 5.5. Что такое «предметная сторона содержания обучения»?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 6. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
- 6.1. Как определяется понятие «средства обучения» и какая классификация средств обучения существует?
- 6.2. Что такое «аудиовизуальные» и «технические средства обучения»?
- 6.3. По каким критериям рекомендуется выбирать УМК и учебник по иностранному языку?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 7. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
- 7.1. В чем заключается специфика контроля в обучении иностранным языкам? Каковы объекты контроля?
- 7.2. Какие функции выполняет контроль?
- 7.3. Какие виды контроля существуют?
- 7.4. Какие формы контроля используются на уроке иностранного языка?
- 7.5. В чем заключается специфика теста как средства контроля знаний, умений, навыков?
- 7.6. Какие объекты контроля предусмотрены Единым государственным экзаменом по иностранному языку?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 8. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. НАПРАВЛЕНИЕ CLIL.
- 8.1. Что такое «электронное обучение»?
- 8.2. CLIL - Сontent and Language Integrated Learning - Предметно-языковое интегрированное обучение (концепция межпредметного языкового интегрирования)
- 8.3. Интерактивное обучение (кейс-технологии)
- 8.3.1. Что такое «интерактивное обучение»?
- 8.3.2. Чем обучение на основе педагогической технологии отличается от обучения, построенного на основе традиционной педагогики?
- 8.3.3. Какова специфика обучения с применением кейс-технологии?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 9. УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.
- 9.1. Что должен знать современный учитель иностранного языка?
- 9.2. Что такое «урок»?
- 9.3. Какие требования предъявляются к планированию урока?
- 9.4. Какие типы уроков иностранного языка можно использовать в процессе обучения?
- 9.5. Что такое «современный мультимедийный урок»?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 10. РОЛЬ УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ. ТИПОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ИНОЯЗЫЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.
- 10.1.Что такое «упражнение»?
- 10.2. Каковы известные классификации упражнений, используемых для обучения иностранным языкам?
- МОДУЛЬ 2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ. ИСТОРИЯ МЕТОДОВ.
- ЛЕКЦИЯ 1. ПОНЯТИЕ «МЕТОД» КАК БАЗИСНАЯ КАТЕГОРИЯ МЕТОДИКИ.
- 1.1. Что обозначает понятие «метод»?
- 1.2. Существует ли классификация методов-направлений?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 2. СОЗНАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ. Грамматико-переводной метод
- 2.1. Какие методы относятся к сознательным?
- 2.2. Как выглядит структура учебника, созданного по грамматико-переводному методу?
- 2.3. В чём состоят достоинства и недостатки грамматико-переводного метода?
- 2.4. Есть ли разновидности у переводного метода?
- 2.5. В чём заключается концепция сознательно-практического метода?
- 2.6. В чём состоят основные методические положения сознательно-практического метода?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 3. ПРЯМЫЕ (НАТУРАЛЬНЫЕ) МЕТОДЫ. ПРЯМОЙ МЕТОД.
- 3.1. Какие методы относятся к прямым?
- 3.2. Как строится урок по прямому методу?
- 3.3. Какой вклад внёс прямой метод в методику обучения иностранным языкам?
- 3.4. Какие требования к текстам разработал Г. Свит?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 4. ПРЯМЫЕ (НАТУРАЛЬНЫЕ) МЕТОДЫ. АУДИОЛИНГВАЛЬНЫЙ МЕТОД.
- 4.1. Что представляет собой аудиолингвальный метод?
- 4.2. Как определяли цель обучения Ч. Фриз и Р. Ладо?
- 4.3. Какие методические принципы были разработаны Ч. Фризом и Р. Ладо?
- 4.4. Как выглядит структура параграфа в учебнике?
- 4.5. Как изучается лексика на уроке?
- 4.6. В чём состоят достоинства и недостатки аудиолингвального метода?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 5. ПРЯМЫЕ (НАТУРАЛЬНЫЕ) МЕТОДЫ. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ МЕТОД.
- 5.1. Когда появился аудиовизуальный метод?
- 5.2. В чём состоит концепция аудиовизуального метода?
- 5.3. Как выглядит модель обучения в рамках аудиовизуального метода?
- 5.4. Чем аудиовизуальный метод отличается от других прямых методов?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 6. КОМБИНИРОВАННЫЕ (СМЕШАННЫЕ) МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД.
- 6.1. Почему методы получили название «комбинированные»?
- 6.2. В чём состоит специфика метода чтения?
- 6.3. Что представляет собой смешанный метод обучения?
- 6.4. В чём состоят особенности смешанного метода в России?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 7. КОМБИНИРОВАННЫЕ (СМЕШАННЫЕ) МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД.
- 7.1. Когда и почему появился коммуникативный метод обучения?
- 7.2. Каковы отличительные признаки коммуникативного метода?
- 7.3. В чём состоят особенности прагматико-функционального подхода?
- 7.4.В чём заключаются особенности интеркультурного подхода?
- 7.5.Как развивался коммуникативный метод в России?
- 7.6. Какие методические принципы положены в основу коммуникативного метода?
- 7.7.Чем отличается коммуникативный урок от традиционного?
- 7.8.В чём состоят достоинства и недостатки коммуникативного метода?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 8. КОМБИНИРОВАННЫЕ (СМЕШАННЫЕ) МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. ТАНДЕМ-МЕТОД.
- 8.1.Что такое тандем-метод?
- 8.2. В чём состоит специфика обучения говорению в тандем-методе?
- 8.3. В чём заключаются достоинства и недостатки тандем-метода?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 9. ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. СУГГЕСТОПЕДИЯ.
- 9.1.Почему появились интенсивные методы обучения?
- 9.2.Что такое суггестия?
- 9.3.Как выглядит суггестопедическая модель обучения?
- 9.4.В чём состоит эффективность суггестопедического метода?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 10. ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. ГИПНОПЕДИЯ. РИТМОПЕДИЯ. РЕЛАКСОПЕДИЯ
- 10.1.В чём состоит специфика гипнопедии?
- 10.2.Насколько эффективен метод гипнопедии?
- 10.3.В чём состоит специфика метода ритмопедии?
- 10.4.В чём состоит специфика метода релаксопедии?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 11. ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ МЕТОД. МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА.
- 11.1. Когда появился эмоционально-смысловой метод?
- 11.2. В чём состоит специфика метода Шехтера?
- 11.3. Как проходят занятия по методу Шехтера?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 12. ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА
- 12.1. Когда был разработан метод активизации возможностей личности и коллектива?
- 12.2. Основные положения метода
- 12.3. Каковы основные принципы метода?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 13. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. МЕТОД ПРОЕКТОВ.
- 13.1. Что такое интерактивные методы обучения?
- 13.2. Что такое метод проектов?
- 13.3. Как выглядит алгоритм выполнения проекта?
- 13.4. Как оцениваются результаты проведённого проекта?
- 13.5. Насколько эффективен метод проектов?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 14. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. ВЕБ-КВЕСТЫ.
- 14.1. Что такое веб-квесты?
- 14.2. Каковы критерии методической оценки веб-квеста?
- Задания для самостоятельной работы
- МОДУЛЬ 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АСПЕКТАМ ЯЗЫКА И ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- ЛЕКЦИЯ 1. ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ. ФОРМИРОВАНИЕ СЛУХОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ.
- 1.1. В чём заключаются цель и содержание обучения фонетической стороне речи?
- 1.2. Какие существуют подходы при обучении фонетической стороне речи?
- 1.3. Из каких этапов состоит урок по обучению фонетической стороне речи?
- 1.4. Какова роль фонетической зарядки на уроке иностранного языка?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 2. ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ.
- 2.1. В чем заключается цель и содержание обучения грамматике иностранного языка?
- 2.2. Какие подходы к обучению грамматике существуют?
- 2.3. Как сформировать грамматический навык?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 3. ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ.
- 3.1. Что такое лексика?
- 3.2. В чём состоит цель обучения стороне устной речи?
- 3.3. Какова лингво-психологическая характеристика лексических речевых навыков?
- 3.4. Какими принципами следует руководствоваться при формировании лексических навыков?
- 3.5. Какие типы словарей существуют?
- 3.6. Из каких этапов состоит урок обучения лексической стороне речи?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 4. ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ (ДИАЛОГИЧЕСКАЯ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ).
- 4.1. Каковы цели обучения говорению?
- 4.2. Обучение диалогической речи.
- 4.3. Обучение монологической речи
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 5. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ КАК ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- 5.1. Что такое чтение?
- 5.2. Какие существуют формы и виды чтения?
- 5.3. В чём состоят цели и содержание обучения чтению?
- 5.4. Какие существуют технологии обучения технике чтения на иностранном языке?
- 5.5. Какие существуют технологии обучения чтению как виду речевой деятельности?
- 5.6. Какие существуют стратегии чтения?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 6. ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ КАК ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- 6.1. Что такое аудирование?
- 6.2. В чём состоят психологические особенности аудирования как вида речевой деятельности?
- 6.3. В чём состоят цели и содержание обучения аудированию?
- 6.4. Из каких этапов состоит работа над аудиотекстом?
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 7. ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
- 7.1. Обучение технике письма.
- 7.2. Обучение письму как виду речевой деятельности (обучение письменной речи).
- Задания для самостоятельной работы
- ЛЕКЦИЯ 8. ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
- 8.1. В чем заключаются отличия внеурочной работы от урочной?
- 8.2. Какие существуют формы проведения внеурочной работы?
- 8.3. Принципы организации внеклассной работы по иностранным языкам
- Задания для самостоятельной работы
- ЧАСТЬ II. ПРАКТИЧЕСКАЯ: ЗАДАНИЯ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ, НЕМЕЦКОМУ И ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКАМ.
- СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания
- СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА.
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания
- СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3. ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ.
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания
- СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4. ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ.
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания
- СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5. ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ.
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания
- СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ.
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания
- СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7. ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГОВОРЕНИЮ.
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания
- СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8. ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ АУДИРОВАНИЮ.
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания
- СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9. ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ.
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания
Статистика использования
Количество обращений: 80
За последние 30 дней: 9 Подробная статистика |