Details

Title: Основы конструирования авиационных двигателей и энергетических установок: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 24.00.00 "Авиационная и ракетно-космическая техника", по специальности 24.03.05 "Двигатели летательных аппаратов" по дисциплине "Основы конструирования авиационных двигателей и энергетических установок": [в 5 томах]. Т. 2. Компрессоры. Камеры сгорания. Форсажные камеры. Турбины. Выходные устройства. — 2-е изд.
Creators: Иноземцев Александр Александрович; Нихамкин Михаил Александрович; Сандрацкий Валерий Львович
Imprint: Москва: Директ-Медиа, 2022
Electronic publication: Санкт-Петербург, 2022
Collection: Электронные книги отечественных издательств; Общая коллекция
Subjects: Авиационные двигатели газотурбинные — Проектирование и расчет; Энергетические установки — Проектирование
UDC: 621.452.3(075.8); 629.7(075.8)
Document type: Tutorial
File type: PDF
Language: Russian
Speciality code (FGOS): 24.00.00
Speciality group (FGOS): 240000 - Авиационная и ракетно-космическая техника
DOI: 10.18720/SPBPU/2/ek22-12
Rights: Доступ по паролю из сети Интернет (чтение, печать)
Additionally: New arrival
Record key: RU\SPSTU\edoc\69533

Allowed Actions:

Action 'Read' will be available if you login or access site from another network

Group: Anonymous

Network: Internet

Annotation

Изложены основы методологии конструирования авиационных газотурбинных двигателей и энергетических установок. Рассмотрены условия работы узлов и деталей двигателей, предъявляемые к ним требования, типичные конструкции. Приведены и проанализированы многочисленные примеры разработанных конструкций. Изложение материала ведется с позиций комплексного подхода к решению вопросов конструирования, технологичности, надежности, экономичности газотурбинных двигателей. Предназначен для студентов высших технических учебных заведений, обучающихся по дисциплине «Основы конструирования АД и ЭУ», научных и инженерно-технических работников, специализирующихся в области проектирования конструкций АД и ЭУ.

Document access rights

Network User group Action
ILC SPbPU Local Network All Read Print
External organizations N2 All Read
External organizations N1 All Read
Internet Authorized users SPbPU Read Print
Internet Authorized users (not from SPbPU) Read
-> Internet Anonymous

Table of Contents

  • Предисловие к серии «Газотурбинные двигатели»
  • Preface to the publication series «Gas Turbine Engines»
  • Предисловие к книге «Основы конструирования авиационных двигателей и энергетических установок»
  • A.A. Inozemtsev, M.A. Nikhamkin, V.L. Sandratsky Gas Turbine EnginesAviadvigatel Open Joint Stock Company, 2007
  • Глава 5. Компрессоры ГТД
    • 5.1. Требования, предъявляемые к компрессорам
    • 5.2. Методология создания компрессоров
      • 5.2.1. Типы компрессоров
        • 5.2.1.1. Осевыеком прессоры
        • 5.2.1.2. Центробежные компрессоры
        • 5.2.1.3. Осецентробежные компрессоры
      • 5.2.2. Аэродинамическое проектирование компрессора
        • 5.2.2.1. Общие этапы
        • 5.2.2.2. Расчет компрессора на основе одномерной математической модели
        • 5.2.2.3. Расчет компрессора на основе двумерной осесимметричной математической модели
        • 5.2.2.4. Трехмерныйрасчет вязкого течения в лопаточных венцах компрессора
        • 5.2.2.5. Профилирование лопаточных венцов компрессора
        • 5.2.2.б. Обеспечение аэродинамической устойчивости
        • 5.2.2.7. Интеграция ГТД с воздухозаборником самолета
      • 5.2.3. Тепловое состояние компрессора
        • 5.2.3.1. Расчет теплового состояния деталей компрессора
      • 5.2.4. Выбор радиальных и осевых зазоров
    • 5.3. Конструктивные и силовые схемы осевых компрессоров
    • 5.4. Роторы осевых компрессоров
      • 5.4.1. Типы роторов осевых компрессоров
      • 5.4.2. Конструкция роторов осевых компрессоров
      • 5.4.3. Рабочие лопатки компрессора
        • 5.4.3.1. Требования к рабочим лопаткам
        • 5.4.3.2. Требования, предъявляемые к соединениям
        • 5.4.3.3. Конструкции соединениялопаток с дисками
        • 5.4.3.4. Особенности крупногабаритных рабочих лопаток вентилятора
    • 5.5. Статоры осевых компрессоров
      • 5.5.1. Конструкции корпусов
        • 5.5.1.1. Корпус входной
        • 5.5.1.2. Корпусы с направляющими аппаратами
        • 5.5.1.3. Корпус отборов
        • 5.5.1.4. Корпус задней опоры
      • 5.5.2. Корпус вентилятора. Удержание лопаток при обрыве
      • 5.5.3. Направляющие аппараты (НА)
        • 5.5.3.1. Конструкция НА
    • 5.6. Регулирование компрессоров
      • 5.6.1. Поворот направляющих лопаток компрессора
      • 5.6.2. Перепуск воздуха из проточной части компрессора
    • 5.7. Противообледенительные устройства
    • 5.8. Защита от попадания посторонних предметов
      • 5.8.1. Эксплуатационные мероприятия по предотвращению появления вихревого шнура
      • 5.8.2. Конструктивные мероприятия для защиты внутреннего контура от попадания посторонних предметов
      • 5.8.3. Особенности конструкций систем защиты ГТД наземного применения от попадания посторонних предметов
    • 5.9. Особенности конструкции компрессоров ГТД наземного применения
    • 5.10. Особенности работы компрессора в парогазовом цикле
    • 5.11. Материалы, применяемые для деталей компрессоров
      • 5.11.1. Характеристики применяемых материалов
        • 5.11.1.1. Титановые сплавы
        • 5.11.1.2. Алюминиевые сплавы
        • 5.11.1.3. Сталиижаропрочные никелевые сплавы
        • 5.11.1.4. Полимерные композиционные материалы
    • Контрольные вопросы
    • Англо-русский словарь-минимум
    • Список литературы
  • Глава 6. Камеры сгорания ГТД
    • 6.1. Требования к КС
    • 6.2. Схемы КС
      • 6.2.1. Основные схемы КС
      • 6.2.2. Выбор схемы КС
    • 6.3. Проектирование КС
      • 6.3.1. Исходные данныедля проектирования КС
      • 6.3.2. Определение основных размеров КС
        • 6.3.2.1. Объем жаровой трубы
        • 6.3.2.2. Распределение воздуха в жаровой трубе
      • 6.3.3. Расчеттемператур элементов КС
      • 6.3.4. Проектированиена заданную эмиссию
        • б. 3.4.1. Способы снижения эмиссии вредных веществ
    • 6.4. Основные конструктивные элементы КС
      • 6.4.1. Диффузор
        • 6.4.1.1. Расчет диффузора
      • 6.4.2. Жаровая труба
        • 6.4.2.1. Фронтовые устройства
        • 6.4.2.2. Системы охлаждения жаровой трубы
      • 6.4.3. Топливные форсунки
      • 6.4.4. Корпуса КС
        • 6.4.4.1. Наружный корпус КС
        • 6.4.4.2. Внутренний корпус КС
        • 6.4.4.3. Разработка конструкции корпусов
      • 6.4.5. Системы зажигания ГТД
    • 6.5. Экспериментальная доводка КС
    • 6.6. Особенности КС двигателей наземного применения
    • 6.7. Перспективы развития камер сгорания ГТД
    • Контрольные вопросы
    • Англо-русский словарь-минимум
    • Список литературы
  • Глава 7. Форсажные камеры
    • 7.1. Характеристики ФК
    • 7.2. Работа ФК
    • 7.3. Требования к ФК
    • 7.4. Схемы ФК
      • 7.4.1. ФК со стабилизацией плохо обтекаемыми телами
      • 7.4.2. Вихревые ФК
      • 7.4.3. ФК с аэродинамической стабилизацией
    • 7.5. Основные элементы ФК
      • 7.5.1. Смеситель
      • 7.5.2. Диффузоры
      • 7.5.3. Фронтовые устройства
      • 7.5.4. Корпусы и экраны
    • 7.6. Управление работой
      • 7.6.1. Розжиг ФК
      • 7.6.2. Управление ФК на режимах приемистости и сброса
      • 7.6.3. Управление ФК на стационарных режимах
    • Контрольные вопросы
    • Англо-русский словарь-минимум
    • Списоклитературы
  • Глава 8. Турбины ГТД
    • 8.1. Общие вопросы проектирования турбин
      • 8.1.1. Требования, предъявляемые к конструкции турбин
      • 8.1.2. Конструктивные схемы турбин
        • 8.1.2.1. Классификация газовых турбин
        • 8.1.2.2. Основные факторы, определяющие конструкцию турбины
        • 8.1.2.3. Наиболее успешные конструкции газовых турбин
        • 8.1.2.4. Конструкции газовых турбин с двухступенчатыми ТВД
        • 8.1.2.5. Конструкции газовых турбин с одноступенчатыми ТВД
        • 8.1.2.6. Конструкции газовых турбин трехвальной схемы
        • 8.1.2.7. Конструкции стационарных газовых турбин
      • 8.1.3. Методология проектирования турбин
        • 8.1.3.1. Проектирование на целевую себестоимость турбины
        • 8.1.3.2. Проектированиена целевую стоимость обслуживания турбины
        • 8.1.3.3. Минимизация риска проекта
        • 8.1.3.4. Ключевые технологии в разработке турбины
        • 8.1.3.5. Эффективная организация процесса проектирования
        • Контрольные вопросы
        • Списоклитературы
    • 8.2. Аэродинамическое проектирование турбины
      • 8.2.1. Этапы и ключевые технологииаэродинамического проектирования
      • 8.2.2. Технология одномерного проектирования турбины
      • 8.2.3. Одномерное моделирование потерь в лопаточном венце
      • 8.2.4. 2D/3D-моделирование невязкого потока в проточной части турбины
      • 8.2.5. 2D/3D-моделирование вязкого потока в турбине
      • 8.2.6. Синтез геометриипрофилей и лопаточных венцов
      • 8.2.7. Одномерное проектирование турбины
        • 8.2.7.1. Выбор количества ступеней ТВД
        • 8.2.7.2. Выбор количества ступеней ТНД
        • 8.2.7.3. Аэродинамическое проектирование и КПД турбины
      • 8.2.8. Аэродинамическое проектирование лопаточных венцов
      • 8.2.9. Методы управления пространственным потоком в турбине
      • 8.2.10. Экспериментальное обеспечение аэродинамического проектирования
      • Контрольные вопросы
      • Списоклитературы
    • 8.3. Охлаждение деталей турбины
      • 8.3.1. Тепловое состояние элементов турбин
        • 8.3.1.1. Принципы охлаждения
      • 8.3.2. Конвективное, пленочное и пористое охлаждение
      • 8.3.3. Гидравлический расчет систем охлаждения
      • 8.3.4. Методология расчета температур основных деталей турбин
      • 8.3.5. Расчет полей температур в лопатках
      • Контрольные вопросы
      • Списоклитературы
    • 8.4. Роторы турбин
      • 8.4.1. Конструкции роторов
        • 8.4.1.1. Диски турбин
        • 8.4.1.2. Роторы ТВД
        • 8.4.1.3. Роторы ТНД и СТ
        • 8.4.1.4. Примеры доводкии совершенствования роторов
        • 8.4.1.5. Предотвращение раскрутки и разрушения дисков
      • 8.4.2. Рабочие лопатки турбин
        • 8.4.2.1. Соединение рабочихлопаток с диском
      • 8.4.3. Охлаждение рабочих лопаток
      • Контрольные вопросы
      • Список литературы
    • 8.5. Статоры турбин
      • 8.5.1. Корпусы турбин
      • 8.5.2. Сопловые аппараты
      • 8.5.3. Аппараты закрутки
      • Контрольные вопросы
      • Списоклитературы
    • 8.6. Радиальные зазоры в турбинах
      • 8.6.1. Влияние радиального зазора на КПД турбины
      • 8.6.2. Изменение радиальных зазоров турбины в работе
      • 8.6.3. Управление радиальными зазорами
      • 8.6.4. Выбор радиального зазора при проектировании
      • Список литературы
    • 8.7. Герметизация проточной части
      • 8.7.1. Герметизация ротора и статора от утечек охлаждающего воздуха
      • 8.7.2. Уплотнения между ротором и статором
      • Список литературы
    • 8.8. Материалы основных деталей турбины
      • 8.8.1. Диски и роторные детали турбины
      • 8.8.2. Сопловые и рабочие лопатки
      • 8.8.3. Покрытия лопаток
      • 8.8.4. Корпусы турбин
      • Контрольные вопросы
      • Списоклитературы
    • 8.9. Особенности конструкции турбин двигателей наземного применения
      • Списоклитературы
    • 8.10. Характерные дефекты в турбинах и пути их предотвращения
      • 8.10.1. Прогары и трещины лопаток ТВД
      • 8.10.2. Усталостная поломка рабочих лопаток
      • 8.10.3. Недостаточный циклический ресурс и поломки роторных деталей
      • 8.10.4. Устранение дефектовтурбины в ходе доводки
      • Контрольные вопросы
      • Списоклитературы
    • 8.11. Перспективы развития конструкций и методов проектирования турбин
      • 8.11.1. 2D-аэродинамика: эффективные охлаждаемые лопатки ТВД
      • 8.11.2. 2D-аэродинамика: сокращение количества лопаток
      • 8.11.3. Противоположное вращение роторов ТВД и ТНД
      • 8.11.4. 2D-аэродинамика: эффективные решетки профилей ТНД
      • 8.11.5. 3D-аэродинамика: эффективные формы лопаточных венцов
      • 8.11.6. Новые материалы и покрытия для лопаток и дисков
      • 8.11.7. Совершенствование конструкций охлаждаемых лопаток
      • 8.11.8. Оптимизированные системы управления радиальными зазорами
      • 8.11.9. Развитие средств и методов проектирования
      • Контрольные вопросы
      • Список литературы
      • Англо-русский словарь-минимум
  • Глава 9. Выходные устройства ГТД
    • 9.1. Нерегулируемые сопла
    • 9.2. Выходные устройства ТРДД
      • 9.2.1. Выходные устройства со смешением потоков
      • 9.2.2. Выходные устройства ТРДД с раздельным истечением потоков
    • 9.3. Регулируемые сопла
      • 9.3.1. Осесимметричные регулируемые сопла
      • 9.3.2. Плоские сопла
      • 9.3.3. Осесимметричные сопла с управляемым вектором тяги
        • 9.3.3.1. Осесимметричное сопло с поворотным узлом
        • 9.3.3.2. Осесимметричные сопла с управляемым вектором тяги в сверхзвуковой части
      • 9.4. Выходные устройства двигателей самолетов укороченного и вертикального взлета-посадки
      • 9.5. «Малозаметные» выходные устройства
      • 9.6. Реверсивные устройства
        • 9.6.1. Реверсивные устройства ковшового типа
        • 9.6.2. Реверсивные устройства створчатого типа
        • 9.6.3. Реверсивные устройства решетчатого типа
          • 9.6.3.1. Гидравлический привод реверсивного устройства
          • 9.6.3.2. Механизм управления и блокировки реверсивного устройства
      • 9.7. Приводы выходных устройств
        • 9.7.1. Пневмопривод
        • 9.7.2. Пневмомеханический привод
      • 9.8. Выходные устройства диффузорного типа
        • 9.8.1. Конические диффузоры
        • 9.8.2. Осекольцевые диффузоры
        • 9.8.3. Улитки
        • 9.8.4. Соединения с выхлопными шахтами
        • 9.8.5. Выходные устройства вертолетных ГТД
      • 9.9. Приложение 1. Проблемы выходных устройств с широким диапазоном изменения πс*. Обеспечение аэродинамической устойчивости
      • 9.10. Приложение 2. Принцип работы выходных устройств диффузорного типа
      • Контрольные вопросы
      • Англо-русский словарь-минимум
      • Список литературы
  • Оглавление

Usage statistics

stat Access count: 19
Last 30 days: 1
Detailed usage statistics