Details

Title: Потенциал корпусной лингвистики в подготовке специалистов в области компьютерной лингводидактики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. – 2019. – С. 69-85
Creators: Дмитриев А. В.; Коган М. С.
Imprint: 2019
Collection: Общая коллекция
Subjects: Образование. Педагогика; Высшее профессиональное образование; лингвистика; корпусная лингвистика; подготовка специалистов; компьютерная лингводидактика; лингвистические корпусы; обучение иностранным языкам; магистерские программы; linguistica; corpus linguistics; training of specialists; computational linguodidactics; language cases; foreign language training; masters programs
UDC: 378
LBC: 74.58
Document type: Article, report
File type: PDF
Language: Russian
DOI: 10.18721/JHSS.10407
Rights: Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Record key: RU\SPSTU\edoc\62271

Allowed Actions: Read Download (0.5 Mb)

Group: Anonymous

Network: Internet

Annotation

В последние годы наблюдается заметное повышение роли корпусной лингвистики (КЛ) в мире. Число доступных корпусов исчисляется тысячами, позволяя решать самые разные исследовательские задачи в области лингвистики, культурологии, социологии, истории, когнитивной лингвистики и других гуманитарных наук. Несмотря на то, что КЛ оказывает существенное влияние на методику обучения иностранным языкам, анализ литературы показывает, что потенциал КЛ не в полной мере находит отражение в программах подготовки преподавателей иностранных языков и переводчиков. В статье дается обзор наиболее значимых современных проектов в области КЛ, анализируется роль и место КЛ в подготовке будущих специалистов в области компьютерной лингводидактики – магистерской программы в рамках направления "Лингвистика", открытой в 2016 г. в СПбПУ. Анализ рабочих программ дисциплин (РПД), изучаемых в рамках магистерской программы "Компьютерная лингводидактика", показал, что большинство из них содержит либо специальные модули, направленные на освоение и применение подходов КЛ, либо позволяют интегрировать подходы КЛ при изучении определенных тем. Утверждается, что для успешной работы с корпусами студенты должны овладеть корпусной грамотностью, которая предполагает решение поисковых и исследовательских задач разной сложности: от знакомства с устройством корпуса до создания собственных подкорпусов и решения эвристических задач. Выделяются три этапа освоения больших корпусов, приводятся примеры заданий для каждого этапа на материале Национального корпуса русского языка (НКРЯ). В заключении обсуждаются дальнейшие направления исследований.

In modern world practice, Corpus Linguistics (CL) is gaining serious positions. The number of available corpora accounts several thousands which allows conducting various research in linguistics, cultural studies, sociology, history, cognitive linguistics and other humanities. The paper reviews some of the most substantial ones. Although CL has a remarkable impact on language teaching the literature overview shows that its potential is only modestly used in curricula of future language teachers and translators. The paper analyzes the role and place of CL in the curriculum of the Computer Assisted Language Teaching (CALT) Master program launched at SPbPU in 2016. The analysis of working programs of disciplines included into the CALT Master Program has revealed that most of them either contain special modules aiming at acquisition of and applying CL methods in research and teaching or allow integrating CL approaches in studying certain topics. The paper states that students have to acquire corpus literacy which means solving corpus search and research tasks of different complexity ranging from getting familiar with the corpus structure to compiling own subcorpora and dealing with heuristic type tasks. Three stages of students’ familiarization with big corpora are distinguished. The recommended tasks for each stage for the Russian National corpus developed by authors are provided. Further research is discussed.

Document access rights

Network User group Action
ILC SPbPU Local Network All Read Print Download
-> Internet All Read Print Download

Usage statistics

stat Access count: 596
Last 30 days: 5
Detailed usage statistics