Details

Title Поликодовый vs вербальный текст в академическом лекционном дискурсе // Общество. Коммуникация. Образование. – 2020. – Т. 11, № 3. — С. 78-87
Creators Попова Т. И. ; Колесова Д. В.
Imprint 2020
Collection Общая коллекция
Subjects Языкознание ; Прикладное языкознание ; лекционный дискурс ; академический лекционный дискурс ; вербальные тексты ; поликодовые вербальные тексты ; теория текстов ; преподавание гуманитарных дисциплин ; интеллектуально-эмоциональное восприятие текста ; lecture discourse ; polycode verbal texts ; verbal texts ; text theory ; teaching of humanities ; intellectual-emotional perception of text ; academic lecture discourse
UDC 81.33
LBC 81.1
Document type Article, report
File type PDF
Language Russian
DOI 10.18721/JHSS.11306
Rights Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Record key RU\SPSTU\edoc\65667
Record create date 1/27/2021

Allowed Actions

Read Download (0.5 Mb)

Group Anonymous
Network Internet

Статья посвящена выяснению степени эффективности использования поликодового текста в процессе преподавания теоретических дисциплин гуманитарного профиля. Объяснение теоретического материала на примере поликодового текста более эффективно благодаря субъективным механизмам восприятия, базирующимся на интеллектуально-эмоциональном восприятии текста, тем более что современная академическая лекция обычно - мультимодальный феномен. Эксперимент был проведен весной 2020 года среди студентов-филологов СПбГУ в рамках курса "Лингвистические основы преподавания русского языка как иностранного. Теория текста". Результаты филологического анализа поликодового текста выявили его большой потенциал для многообразных интерпретаций, основанных на критическом восприятии текста. Студенты проявили способность связать личностное эмоциональное восприятие текста и его логическую интерпретацию с использованием теоретического аппарата анализа текста. Ответы иностранных учащихся показали, в частности, особенности восприятия и интерпретации смысла текстов: они используют компенсаторную стратегию описания абстрактных понятий через конкретные явления. Помимо этого, опыт регулярного использования поликодовых текстов в лекционном дискурсе показал, что поликодовые тексты служат мотиватором, дают возможность увидеть универсальность исследуемых филологических законов, позволяют научить функциональному чтению и критическому восприятию текста.

This article explores the effectiveness of using policode text for teaching humanitarian theoretical subjects. The hypothesis was that the explanation with the use of policode text examples increased the effectiveness of teaching due to subjective mechanisms of perception, based on cognitive-emotional perception of the text. The likeliness of application of such strategy is quite high, as a normal lecture is a multimodal phenomenon. The experiment was run in Spring of 2020 among philology students of Saint-Petersburg’s State University enrolled in the course "Linguistic foundations for teaching Russian as a foreign language. Theory of text". Their answers revealed that policode text had a greater potential for interpretations, based on critical perception of the text. The students demonstrated ability to incorporate personal emotional perception of the text with its logical interpretation, and theoretical constructs for text analysis. Non-native speaking students used compensatory strategy of describing abstract concepts through concrete phenomenon. Moreover, regular use of policode texts appeared to be a motivator by allowing opportunity to see the universality of discussed philological principles, by allowing to teach functional reading and critical perception of the texts.

Network User group Action
ILC SPbPU Local Network All
Read Print Download
Internet All

Access count: 399 
Last 30 days: 15

Detailed usage statistics