Details

Title: Философское образование в постсоветской России: горизонты возможностей // Общество. Коммуникация. Образование. – 2021. – С. 46-58
Creators: Соколов Е. Г.
Imprint: 2021
Collection: Общая коллекция
Subjects: Философия; Философия России и СССР; философское образование; русская философия; высшее образование; философские инвестиции; философское мироустройство; коммуникативно-технологические инновации; философы; philosophical education; Russian philosophy; higher education; philosophical investments; philosophical world order; communication-technological innovations; philosophers
UDC: 1(470+571)
LBC: 87.3(2)
Document type: Article, report
File type: PDF
Language: Russian
DOI: 10.18721/JHSS.12304
Rights: Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Record key: RU\SPSTU\edoc\68075

Allowed Actions: Read Download (179 Kb)

Group: Anonymous

Network: Internet

Annotation

Статья посвящена анализу ситуации, которая сложилась в постсоветской России с философским образованием. Вопрос о легитимации философии в современном обществе напрямую связан с тем, каким образом, в каких социальных пространствах и посредством какого образовательного инструментария производятся философские инвестиции. Использование методологии проблематизации, дескриптивной аналитики и контектуализации позволило выявить те тенденции, которые прослеживаются в конституировании философской образовательной прагматики, а также выявить причины последних. Вне сферы философского образовательного регулярного и целенаправленного попечения в постсоветском России оказались практики популяризации фундаментальных концептов знания среди широких слоев населения. Современное российское философское образование ограничивается лишь пределами высшего школы. Отчетливо проявляется тенденция дальнейшего целенаправленного ограничения этого пространства: философия уже не является обязательной дисциплиной при подготовке специалистов высшей квалификации. Тому есть несколько причин как социально-объективного характера, связанного с историческими обстоятельствами развития философии в России, так и субъективного, связанного со спецификой философского знания как такового и его "неконкурентоспособности" сегодня в отношении привилегированной модели мироустройства. К первым относится неизжитое со времен социализма отождествление философии и идеологии. Большое значение здесь также имеют специфики отечественного, российского, философствования как такового. Ко вторым – достаточно индифферентное отношение к всевозможным коммуникативно-технологическим инновациям вообще, и их эвристическим, а также методологическим привилегиям в образовании в частности. В случае с философией использование инновационных технологий не дает никакого концептуально значимого для дисциплины приращения, но область прикладную и вторичную – операционно-инструментальную. Двусмысленным и неопределенным остается также и статус самого "агента", фигуры философа, который в сегодняшней системе общественного разделения труда присутствуя номинально в качестве соответствующей позиции в государственном номенклатурном реестре легитимно-номинируемых профессий, реально же и по факту как таковой отсутствует.

The article is devoted to the analysis of the situation that has developed in post-Soviet Russia with a philosophical education. The question of the legitimization of philosophy in modern society is directly related to how, in what social spaces and through what educational tools philosophical investments are made. The use of the methodology of problematization, descriptive analytics and contextualization made it possible to identify the trends that can be traced in the constitution of philosophical educational pragmatics, as well as to identify the causes of the latter. Outside the sphere of philosophical educational, practices of knowledge popularization among the general population regular and purposeful received a lot of attention in post-Soviet Russia. Modern Russian philosophical education is confined only to the limits of higher education. The tendency of further purposeful restriction of this space is clearly manifested: philosophy is no longer a mandatory discipline in the training of highly qualified specialists. There are several reasons for this, both socially objective, related to the historical circumstances of the development of philosophy in Russia, and subjective, related to the specifics of philosophical knowledge as such and its "uncompetitiveness" today with the privileged model of the world order. The first is the identification of philosophy and ideology, which has not been overcome since the time of socialism. The second is a rather indifferent attitude to all kinds of communicative and technological innovations in general, and the heuristic and methodological advantages they can give to education in particular. The use of the technological innovations does not give any conceptually significant increment for the discipline. The status of the "agent" himself, the figure of the philosopher, who is nominally present in the current system of the social division of labor as the corresponding position in the state nomenclature register of legitimately nominated professions, remains ambiguous and uncertain, but in reality is absent.

Document access rights

Network User group Action
ILC SPbPU Local Network All Read Print Download
-> Internet All Read Print Download

Usage statistics

stat Access count: 160
Last 30 days: 3
Detailed usage statistics