Details

Title Корпусные технологии в исследовании и обучении: методика анализа именных групп в научном тексте // Общество. Коммуникация. Образование. – 2021. – Т. 12, № 4. — С. 46-59
Creators Беляева Л. Н. ; Камшилова О. Н. ; Малаховская М. Л.
Imprint 2021
Collection Общая коллекция
Subjects Языкознание ; Прикладное языкознание ; научные тексты ; корпусные технологии (лингвистика) ; корпуса текстов (лингвистика) ; многокомпонентные именные словосочетания ; именные словосочетания ; обработка текстов ; английские словосочетания ; scientific texts ; corpus technologies (linguistics) ; corpus texts (linguistics) ; multicomponent nominal phrases ; nominal phrases ; text processing ; english phrases
UDC 81'33
LBC 81.1
Document type Article, report
File type PDF
Language Russian
DOI 10.18721/JHSS.12404
Rights Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Record key RU\SPSTU\edoc\68085
Record create date 4/1/2022

Allowed Actions

Read Download (309 Kb)

Group Anonymous
Network Internet

Современные методы прикладной лингвистики во многом определяются возможностями инструментов обработки текста, доступных не только лингвисту-исследователю, но и широкому кругу пользователей. К такого рода инструментам относятся корпусные менеджеры – комплекты инструментов, обслуживающие корпуса текстов, встроенные или автономные. В статье на примере анализа английских многокомпонентных именных словосочетаний (именных групп – ИГ), важнейшего компонента и главного носителя терминологии в научных и научно-технических текстах, доказывается, что инструментарий корпусной лингвистики может быть с равным успехом применен как к исследованию структуры ИГ, так и к обучению грамматике ИГ, стратегии их понимания и построения, что представляется важным в аспекте овладения академическим и научным стилем. Основное внимание в статье уделяется многокомпонентным ИГ, построенным по модели существительное + существительное. На материале оригинальных исследовательских корпусов текстов разных предметных областей описываются их характеристики: частота, структура, синтаксические связи, способы трансформации в пределах текста (усложнение и свертывание), определяющая роль в создании синтаксической сложности научного текста. На основе современных методик, опирающихся на корпусные технологии, а также личного опыта авторов в статье предлагается процедура работы с ИГ в специализированном корпусе текстов, построенном в соответствии с предметной областью и конкретными интересами студентов/начинающих авторов, которая помогает идентифицировать, "распаковывать" и создавать подобные конструкции в научных текстах своей предметной области.

Methods of applied linguistics today are largely determined by text processing tools available not only to researchers, but also to a wide range of users. The article demonstrates that text corpora and corpus tools may be well applied to both research and teaching of the structure and composition of such complicated units as multi-component noun phrases (NPs). Based on original text corpora, the research focuses on syntactic and structural characteristics and transformations of multi-component NPs, namely noun+noun constructions, within a text. The article also proves their role as markers of text complexity and scientific style. As the complexity of NPs requires special skills facilitating both reading and writing scientific texts, the article suggests a procedure of treating NPs in special text corpora, compiled by the learner or novice author of their own discipline texts, that helps to identify, "unpack" and compose NPs. The method proposed is based on some published practice and the authors’ personal experience in teaching students to deal with NPs in scientific and technical texts.

Network User group Action
ILC SPbPU Local Network All
Read Print Download
Internet All

Access count: 319 
Last 30 days: 10

Detailed usage statistics