Details

Title: Корпусные технологии в исследовании и обучении: методика анализа именных групп в научном тексте // Общество. Коммуникация. Образование. – 2021. – С. 46-59
Creators: Беляева Л. Н.; Камшилова О. Н.; Малаховская М. Л.
Imprint: 2021
Collection: Общая коллекция
Subjects: Языкознание; Прикладное языкознание; научные тексты; корпусные технологии (лингвистика); корпуса текстов (лингвистика); многокомпонентные именные словосочетания; именные словосочетания; обработка текстов; английские словосочетания; scientific texts; corpus technologies (linguistics); corpus texts (linguistics); multicomponent nominal phrases; nominal phrases; text processing; english phrases
UDC: 81'33
LBC: 81.1
Document type: Article, report
File type: PDF
Language: Russian
DOI: 10.18721/JHSS.12404
Rights: Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Record key: RU\SPSTU\edoc\68085

Allowed Actions: Read Download (309 Kb)

Group: Anonymous

Network: Internet

Annotation

Современные методы прикладной лингвистики во многом определяются возможностями инструментов обработки текста, доступных не только лингвисту-исследователю, но и широкому кругу пользователей. К такого рода инструментам относятся корпусные менеджеры – комплекты инструментов, обслуживающие корпуса текстов, встроенные или автономные. В статье на примере анализа английских многокомпонентных именных словосочетаний (именных групп – ИГ), важнейшего компонента и главного носителя терминологии в научных и научно-технических текстах, доказывается, что инструментарий корпусной лингвистики может быть с равным успехом применен как к исследованию структуры ИГ, так и к обучению грамматике ИГ, стратегии их понимания и построения, что представляется важным в аспекте овладения академическим и научным стилем. Основное внимание в статье уделяется многокомпонентным ИГ, построенным по модели существительное + существительное. На материале оригинальных исследовательских корпусов текстов разных предметных областей описываются их характеристики: частота, структура, синтаксические связи, способы трансформации в пределах текста (усложнение и свертывание), определяющая роль в создании синтаксической сложности научного текста. На основе современных методик, опирающихся на корпусные технологии, а также личного опыта авторов в статье предлагается процедура работы с ИГ в специализированном корпусе текстов, построенном в соответствии с предметной областью и конкретными интересами студентов/начинающих авторов, которая помогает идентифицировать, "распаковывать" и создавать подобные конструкции в научных текстах своей предметной области.

Methods of applied linguistics today are largely determined by text processing tools available not only to researchers, but also to a wide range of users. The article demonstrates that text corpora and corpus tools may be well applied to both research and teaching of the structure and composition of such complicated units as multi-component noun phrases (NPs). Based on original text corpora, the research focuses on syntactic and structural characteristics and transformations of multi-component NPs, namely noun+noun constructions, within a text. The article also proves their role as markers of text complexity and scientific style. As the complexity of NPs requires special skills facilitating both reading and writing scientific texts, the article suggests a procedure of treating NPs in special text corpora, compiled by the learner or novice author of their own discipline texts, that helps to identify, "unpack" and compose NPs. The method proposed is based on some published practice and the authors’ personal experience in teaching students to deal with NPs in scientific and technical texts.

Document access rights

Network User group Action
ILC SPbPU Local Network All Read Print Download
-> Internet All Read Print Download

Usage statistics

stat Access count: 189
Last 30 days: 7
Detailed usage statistics