Детальная информация

Название Лингвопрагматический анализ драматургичности дискурса: (на примере дневников Арктического плавучего университета) // Terra Linguistica. – 2024. – Т. 15, № 2. — С. 7-17
Авторы Белошицкая Н. Н.
Выходные сведения 2024
Коллекция Общая коллекция
Тематика Языкознание; Лингвистика текста; драматургичность дискурсов; лингвопрагматический анализ; дневники (языкознание); эмоциогенные коммуникативные стратегии; презентационные медийные дискурсы; тональность дискурсов; жанровые каноны; dramaturgy of discourse; linguistic-pragmatic analysis; diaries (linguistics); emotionogenic communication strategies; presentation media discourse; tone of discourse; genre canons
УДК 81'42
ББК 81.0
Тип документа Статья, доклад
Тип файла PDF
Язык Русский
DOI 10.18721/JHSS.15201
Права доступа Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Дополнительно Новинка
Ключ записи RU\SPSTU\edoc\73341
Дата создания записи 19.08.2024

Разрешенные действия

Прочитать Загрузить (248 Кб)

Группа Анонимные пользователи
Сеть Интернет

Статья рассматривает драматургичность дискурса. Объектом изучения стали дневники двух рейсов Арктического плавучего университета лета 2023 года, включающие описание 61 дня. Выбор эффективных средств воздействия на адресата с целью трансляции ключевых ценностных смыслов и приобщения к исследованию Арктики определяется типом дискурса и регулируется жанровым каноном. Индикатором драматургичности, то есть намеренного, режиссируемого конструирования дискурса в рамках анализируемого корпуса текстов дневников является комплекс средств, реализующих аттрактивную, эмоциогенную и адмиративную коммуникативные стратегии. Аналитический аппарат включает инструментарий прагмалингвистики. Исходное положение - дневник Арктического плавучего университета есть демонстратив для осуществления самопрезентации субъекта дискурса - позволяет предположить акцентированную драматургичность анализируемых текстов. В качестве основного метода исследования используется лингвопрагматический анализ с элементами семиотического анализа. Этапы исследования включают выделение смысловых доминант, представленных разными лексическими и синтагматическими номинациями, определение тональности и выявление аксиогенных ситуаций. Различные номинации таких объектов как "море" и "исследователь" являются ключевыми смысловыми центрами, аккумулирующими символический потенциал. Игровое осмысление происходящего в реальной действительности, карнавализация, мажорная тональность создают новую семиотику ситуации и структурируют образ основного адресата - студента, абитуриента, молодого ученого. В качестве знаков для "своих" выступают комические аллюзии, каламбуры, пародирование прецедентных текстов. Синтез средств конструирования дискурса - лексические и синтагматические номинации, а также доминирующие типы тональности (шутливая, игровая, восторженная) дискурсивных отрывков - позволяет драматургично представить события экспедиции, вовлекая адресата в выстраиваемый мир.

The paper presents the analyses of the discourse dramaturgy. The case in point is the diaries of the Arctic floating university as a constituent part of the presentational media discourse of the university site. The entries of 61 days of the AFU’s diaries underwent analysis. The main objectives of the research were to figure out the level of dramaturgy related to the efficiency of the strategies chosen by the subject of the discourse and the language means of the strategies’ implementation. Discourse dramaturgy is the phenomenon inherent to any type of discourse and presupposes a certain design and plan of the discourse’s subject behind the process of the discourse construing. The features of the discourse dramaturgy are specific means, constituting communicative strategies. As the main method of research the author exploits linguo-pragmatic analysis together with the elements of semiotic analysis. The research follows the scheme: finding the key lexical and syntagmatic nominations, defining the tonality type and interpreting the axiogenic situations. The results of the research allow considering the discourse of the Arctic Floating University’s diaries as highly dramaturgic which is determined by the pragmatic type of the diaries’ texts and the necessity to promote the main values of the university.

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все
Прочитать Печать Загрузить
Интернет Все

Количество обращений: 34 
За последние 30 дней: 17

Подробная статистика