Details

Title Лингвопрагматический анализ драматургичности дискурса: (на примере дневников Арктического плавучего университета) // Terra Linguistica. – 2024. – Т. 15, № 2. — С. 7-17
Creators Белошицкая Н. Н.
Imprint 2024
Collection Общая коллекция
Subjects Языкознание; Лингвистика текста; драматургичность дискурсов; лингвопрагматический анализ; дневники (языкознание); эмоциогенные коммуникативные стратегии; презентационные медийные дискурсы; тональность дискурсов; жанровые каноны; dramaturgy of discourse; linguistic-pragmatic analysis; diaries (linguistics); emotionogenic communication strategies; presentation media discourse; tone of discourse; genre canons
UDC 81'42
LBC 81.0
Document type Article, report
File type PDF
Language Russian
DOI 10.18721/JHSS.15201
Rights Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Additionally New arrival
Record key RU\SPSTU\edoc\73341
Record create date 8/19/2024

Allowed Actions

Read Download (248 Kb)

Group Anonymous
Network Internet

Статья рассматривает драматургичность дискурса. Объектом изучения стали дневники двух рейсов Арктического плавучего университета лета 2023 года, включающие описание 61 дня. Выбор эффективных средств воздействия на адресата с целью трансляции ключевых ценностных смыслов и приобщения к исследованию Арктики определяется типом дискурса и регулируется жанровым каноном. Индикатором драматургичности, то есть намеренного, режиссируемого конструирования дискурса в рамках анализируемого корпуса текстов дневников является комплекс средств, реализующих аттрактивную, эмоциогенную и адмиративную коммуникативные стратегии. Аналитический аппарат включает инструментарий прагмалингвистики. Исходное положение - дневник Арктического плавучего университета есть демонстратив для осуществления самопрезентации субъекта дискурса - позволяет предположить акцентированную драматургичность анализируемых текстов. В качестве основного метода исследования используется лингвопрагматический анализ с элементами семиотического анализа. Этапы исследования включают выделение смысловых доминант, представленных разными лексическими и синтагматическими номинациями, определение тональности и выявление аксиогенных ситуаций. Различные номинации таких объектов как "море" и "исследователь" являются ключевыми смысловыми центрами, аккумулирующими символический потенциал. Игровое осмысление происходящего в реальной действительности, карнавализация, мажорная тональность создают новую семиотику ситуации и структурируют образ основного адресата - студента, абитуриента, молодого ученого. В качестве знаков для "своих" выступают комические аллюзии, каламбуры, пародирование прецедентных текстов. Синтез средств конструирования дискурса - лексические и синтагматические номинации, а также доминирующие типы тональности (шутливая, игровая, восторженная) дискурсивных отрывков - позволяет драматургично представить события экспедиции, вовлекая адресата в выстраиваемый мир.

The paper presents the analyses of the discourse dramaturgy. The case in point is the diaries of the Arctic floating university as a constituent part of the presentational media discourse of the university site. The entries of 61 days of the AFU’s diaries underwent analysis. The main objectives of the research were to figure out the level of dramaturgy related to the efficiency of the strategies chosen by the subject of the discourse and the language means of the strategies’ implementation. Discourse dramaturgy is the phenomenon inherent to any type of discourse and presupposes a certain design and plan of the discourse’s subject behind the process of the discourse construing. The features of the discourse dramaturgy are specific means, constituting communicative strategies. As the main method of research the author exploits linguo-pragmatic analysis together with the elements of semiotic analysis. The research follows the scheme: finding the key lexical and syntagmatic nominations, defining the tonality type and interpreting the axiogenic situations. The results of the research allow considering the discourse of the Arctic Floating University’s diaries as highly dramaturgic which is determined by the pragmatic type of the diaries’ texts and the necessity to promote the main values of the university.

Network User group Action
ILC SPbPU Local Network All
Read Print Download
Internet All

Access count: 34 
Last 30 days: 17

Detailed usage statistics