Детальная информация

Название Значение категории одушевлённости для некоторых композитов в деловом медиадискурсе // Terra Linguistica. – 2024. – Т. 15, № 3. — С. 15-27
Авторы Буторина Е. П.
Выходные сведения 2024
Коллекция Общая коллекция
Тематика Языкознание; Стилистика; деловой медиадискурс; языковые композиты; категории одушевлённости композитов; медиакоммуникации; русский язык; синтаксические конструкции; составные слова; business media discourse; language composites; categories of animate composites; media communications; russian language; syntactic constructions; compound words
УДК 81'38
ББК 81.07
Тип документа Статья, доклад
Тип файла PDF
Язык Русский
DOI 10.18721/JHSS.15302
Права доступа Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Ключ записи RU\SPSTU\edoc\74956
Дата создания записи 27.12.2024

Разрешенные действия

Прочитать Загрузить (296 Кб)

Группа Анонимные пользователи
Сеть Интернет

В статье обсуждается значение грамматической категории одушевлённости некоторых композитов делового медиадискурса, включающих первый и второй компоненты с разными исходными характеристиками одушевлённости: государство-ответчик, страна - экспортёр наркотиков и др. Цель представленного в статье исследования состоит в выявлении наличия или отсутствия различий в предпочтениях выбора значения категории одушевлённости, осуществляемого в деловом медиадискурсе для разных видов композитов: составных слов и синтаксических конструкций, включающих приложение. Основой методологии исследования выступает когнитивно-дискурсивный подход. В работе используются методы моделирования, классификации, контекстного анализа, качественного и количественного сопоставления, опроса носителей языка. Для проверки гипотез применяется критерий согласия Пирсона, вычисления соответствующих коэффициентов выполняются при помощи функции КОРРЕЛ Microsoft Excel. В качестве материала привлекались контексты, представленные в основном корпусе и газетном подкорпусе НКРЯ, и результаты выдачи поисковой системы Yandex. В результате исследования установлено, что особенно много случаев экспансии неодушевлённости зафиксировано при употреблении форм множественного числа. Отмечена связь между концептуализацией означаемого композита, находящей проявление в его грамматическом оформлении, и дискурсивными условиями употребления составной единицы номинации. Статистически значимых различий в употреблении показателей одушевлённости для сложносоставных слов и синтаксических конструкций, включающих приложение, не выявлено.

The paper discusses the grammatical feature of animacy in business discourse compounds whose first and second components differ in animacy: gosudarstvo-otvetchik (respondent State), strana - eksportyor narkotikov (drug-exporting country), etc. on the basis of the contexts represented in the main body and newspaper subcorpus of The Russian National Corpus and the results of the Yandex search engine. The purpose of the research is to identify any differences in the preferences for choosing the meaning of the animacy category in business media discourse for different types of composites: compound words and syntactic constructions including an apposition. The methods used in the study include modeling, classification, contextual analysis, qualitative and quantitative comparison, and surveying language speakers. To test hypotheses, Pearson's Chi-squared test is applied, and the corresponding coefficients are calculated using the CORREL function in Microsoft Excel. The cases of retention of the dictionary meaning of morphological animacy in syntactic structures are analyzed. Of particular interest are the situations of expansion of the animacy feature from one component of the compound to the whole compound. Grammatical and cognitive prerequisites for the assimilation of compound members in grammatical animacy are proposed. The possibility of agreement of adjectives, determinative pronouns, ordinal numerals and participles with such compounds are considered.

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть ИБК СПбПУ Все
Прочитать Печать Загрузить
Интернет Все

Количество обращений: 48 
За последние 30 дней: 18

Подробная статистика