Details
Title | Значение категории одушевлённости для некоторых композитов в деловом медиадискурсе // Terra Linguistica. – 2024. – Т. 15, № 3. — С. 15-27 |
---|---|
Creators | Буторина Е. П. |
Imprint | 2024 |
Collection | Общая коллекция |
Subjects | Языкознание; Стилистика; деловой медиадискурс; языковые композиты; категории одушевлённости композитов; медиакоммуникации; русский язык; синтаксические конструкции; составные слова; business media discourse; language composites; categories of animate composites; media communications; russian language; syntactic constructions; compound words |
UDC | 81'38 |
LBC | 81.07 |
Document type | Article, report |
File type | |
Language | Russian |
DOI | 10.18721/JHSS.15302 |
Rights | Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование) |
Record key | RU\SPSTU\edoc\74956 |
Record create date | 12/27/2024 |
В статье обсуждается значение грамматической категории одушевлённости некоторых композитов делового медиадискурса, включающих первый и второй компоненты с разными исходными характеристиками одушевлённости: государство-ответчик, страна - экспортёр наркотиков и др. Цель представленного в статье исследования состоит в выявлении наличия или отсутствия различий в предпочтениях выбора значения категории одушевлённости, осуществляемого в деловом медиадискурсе для разных видов композитов: составных слов и синтаксических конструкций, включающих приложение. Основой методологии исследования выступает когнитивно-дискурсивный подход. В работе используются методы моделирования, классификации, контекстного анализа, качественного и количественного сопоставления, опроса носителей языка. Для проверки гипотез применяется критерий согласия Пирсона, вычисления соответствующих коэффициентов выполняются при помощи функции КОРРЕЛ Microsoft Excel. В качестве материала привлекались контексты, представленные в основном корпусе и газетном подкорпусе НКРЯ, и результаты выдачи поисковой системы Yandex. В результате исследования установлено, что особенно много случаев экспансии неодушевлённости зафиксировано при употреблении форм множественного числа. Отмечена связь между концептуализацией означаемого композита, находящей проявление в его грамматическом оформлении, и дискурсивными условиями употребления составной единицы номинации. Статистически значимых различий в употреблении показателей одушевлённости для сложносоставных слов и синтаксических конструкций, включающих приложение, не выявлено.
The paper discusses the grammatical feature of animacy in business discourse compounds whose first and second components differ in animacy: gosudarstvo-otvetchik (respondent State), strana - eksportyor narkotikov (drug-exporting country), etc. on the basis of the contexts represented in the main body and newspaper subcorpus of The Russian National Corpus and the results of the Yandex search engine. The purpose of the research is to identify any differences in the preferences for choosing the meaning of the animacy category in business media discourse for different types of composites: compound words and syntactic constructions including an apposition. The methods used in the study include modeling, classification, contextual analysis, qualitative and quantitative comparison, and surveying language speakers. To test hypotheses, Pearson's Chi-squared test is applied, and the corresponding coefficients are calculated using the CORREL function in Microsoft Excel. The cases of retention of the dictionary meaning of morphological animacy in syntactic structures are analyzed. Of particular interest are the situations of expansion of the animacy feature from one component of the compound to the whole compound. Grammatical and cognitive prerequisites for the assimilation of compound members in grammatical animacy are proposed. The possibility of agreement of adjectives, determinative pronouns, ordinal numerals and participles with such compounds are considered.
Access count: 48
Last 30 days: 20