Details

Title Трансформационные изменения в экономике в контексте развития цифровых бизнес-моделей: факторы влияния, проблемы, перспективы // π-Economy. – 2025. – Т. 18, № 2. — С. 87-99
Creators Яненко М. Б. ; Яненко М. Е.
Imprint 2025
Collection Общая коллекция
Subjects Экономика ; Экономическая география и региональная экономика ; цифровые бизнес-модели ; цифровые трансформации ; цифровая экономика ; конкурентоспособность ; инновации ; управление экономикой ; инновационный инструментарий ; структурно-логический анализ ; digital business models ; digital transformations ; digital economy ; competitiveness ; innovation ; economic management ; innovative toolkit ; structural-logical analysis
UDC 332.1
LBC 65.04
Document type Article, report
File type PDF
Language Russian
DOI 10.18721/JE.18205
Rights Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Additionally New arrival
Record key RU\SPSTU\edoc\76145
Record create date 5/30/2025

Allowed Actions

Read Download (0.5 Mb)

Group Anonymous
Network Internet

В условиях ужесточения конкуренции, растущего применения цифровых технологий одним из важнейших направлений становится трансформация процессов управления экономикой. Актуальность этой проблемы в условиях развития цифровых бизнес-моделей, коренным образом меняющих положение в ряде отраслей, определяется необходимостью разработки новых подходов для совершенствования управления предприятиями, создания и развития инновационного инструментария, позволяющего обеспечить конкурентоспособность в цифровой экономике. Цель исследования состоит в выработке новых идей по развитию процесса управления трансформационными изменениями в контексте развития современных бизнес-моделей и в представлении практических рекомендаций по разработке конкурентных стратегий. В работе использованы методы системного анализа, структурно-логического анализа, контент-анализа, а также экономико-статистические методы, методы сравнительного анализа, прогнозирования и экспертных оценок. Разработанная авторами классификация цифровых бизнес-моделей позволяет сформулировать рекомендации по использованию концепции цифровых бизнес-моделей в управлении цифровой трансформацией деятельности предприятий. Предлагаемые направления формирования концепции управления трансформацией деятельности в условиях цифровой экономики позволяют учитывать: возможность предоставления потребителю дополнительных бесплатных услуг и сервисов в обмен на получение данных о его потребительском поведении; сетевые эффекты; роль цифровых технологий как источника инноваций. Приведены рекомендации по использованию цифровых бизнес-моделей совместно с маркетинговыми инструментами в деятельности предприятия при продвижении материальных, цифровых и виртуальных продуктов, в том числе в метапространственных бизнес-образованиях. Научная новизна работы состоит в объединении концепции цифровых бизнес-моделей с маркетинговым инструментарием при анализе процессов, происходящих в цифровой экономике. На конкретных примерах продемонстрированы изменения, происходящие под влиянием цифровых бизнес-моделей, даны рекомендации по формированию стратегий в изменяющейся конкурентной среде. Подтверждено, что разработка и внедрение инновационных бизнес-моделей требуют привлечения специалистов-маркетологов и использования маркетингового инструментария. Дальнейшие исследования предполагается сосредоточить на углубленном анализе влияния цифровых бизнес-моделей на совершенствование товарной и ценовой политики, систем сбыта и продвижения продукции в условиях развития искусственного интеллекта.

Transformation of economic management processes has become a crucial direction against the background of fierce competition and explosive rise of digital technologies in various industries. The significance of this problem in the context of the development of digital business models radically changing the situation in a number of economic sectors is linked with the demand for new approaches to improve enterprise management, create and develop innovative tools ensuring competitiveness in the digital economy. The goal of the study is to generate new approaches to management of transformational changes within the framework of modern business models, offering practical recommendations for the development of competitive strategies. The work uses methods of system analysis, structural and logical analysis, content analysis, as well as economic and statistical methods, methods of comparative analysis, forecasting and expert assessments. The classification of digital business models developed by the authors allows to formulate recommendations for using the concept of digital business models in managing the digital transformation of enterprise activities. The directions proposed for constructing the concept of managing the transformation of activities in the digital economy allow to account for: potentially providing consumers with additional free services in exchange for receiving data on their consumer behavior; network effects; role of digital technologies as a source of innovation. Recommendations are given for using digital business models together with marketing tools in the activities of the enterprise associated with promoting material, digital and virtual products, including in metaspatial business entities. The scientific novelty of the work lies in combining the concept of digital business models with marketing tools when analyzing the processes occurring in the digital economy. Specific examples illustrate the transformations occurring under the influence of digital business models, recommendations are given for the formation of strategies in a changing competitive environment. It is confirmed that the development and implementation of innovative business models requires engaging marketing specialists and integrating marketing tools. Further research is expected to focus in-depth analysis of the impact of digital business models on the improvement of product and pricing policies, sales systems and product promotion in the context of the development of artificial intelligence.

Network User group Action
ILC SPbPU Local Network All
Read Print Download
Internet All

Access count: 14 
Last 30 days: 14

Detailed usage statistics