Details

Title: Математическое моделирование термогазодинамики роторно-лопастного двигателя с внешним подводом тепла: выпускная квалификационная работа магистра: направление 03.04.01 «Прикладные математика и физика» ; образовательная программа 03.04.01_02 «Модели и высокопроизводительные вычисления в физической гидрогазодинамике»
Creators: Коёкин Вадим Юрьевич
Scientific adviser: Булович Сергей Валерьевич
Organization: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Физико-механический институт
Imprint: Санкт-Петербург, 2023
Collection: Выпускные квалификационные работы; Общая коллекция
Subjects: Математическое моделирование; Двигатели; метод сосредоточенных параметров; method of concentrated parameters
UDC: 519.876.5; 621.4
Document type: Master graduation qualification work
File type: PDF
Language: Russian
Level of education: Master
Speciality code (FGOS): 03.04.01
Speciality group (FGOS): 030000 - Физика и астрономия
DOI: 10.18720/SPBPU/3/2023/vr/vr23-5832
Rights: Доступ по паролю из сети Интернет (чтение)
Record key: ru\spstu\vkr\24367

Allowed Actions:

Action 'Read' will be available if you login or access site from another network

Group: Anonymous

Network: Internet

Annotation

Магистерская диссертация посвящена исследованию закономерностей тепло- и массообмена, происходящих в роторно-лопастном двигателе с внешним подводом тепла. Для анализа термогазодинамических процессов, протекающих в рабочих камерах двигателя, было использовано два метода. Первый подход основан на методе сосредоточенных параметров, позволившем установить основные закономерности протекания нестационарных процессов в двигателе и значения термодинамических функций в характерных, узловых значениях его элементов. Для реализации метода сосредоточенных параметров была составлена программа численного интегрирования системы обыкновенных дифференциальных уравнений, которая описывала балансовые соотношения массы и энергии в каждом из узлов двигателя. Второй метод опирается на численное интегрирование системы уравнений Навье-Стокса в двумерной постановке. Все объекты задачи, которые были использованы при анализе по методу сосредоточенных параметров, были рассмотрены в двумерном приближении. В результате решения задачи необходимо было изменять положение и топологию объектов. Для этого был использован пакет программ ANSYS Fluent 2021 R2. Для учета влияния турбулентности на рабочие процессы проводился расчет с использованием стандартной k-ε модели с улучшенными пристенными функциями. Для учета процессов в теплообменных аппаратах в уравнение баланса количества движения и энергии, при помощи пользовательских функций, были добавлены слагаемые, позволившие моделировать взаимодействие с разветвленными поверхностями теплообмена в упрощенной, интегральной форме. В уравнение баланса импульса добавлено слагаемое в виде модифицированного закона Дарси, позволившего учитывать влияние гидравлических потерь в нагревателе и охладителе. В уравнении баланса энергии сформировано слагаемое, пропорциональное разности температур ограничивающей поверхности и рабочего агента, которое моделирует объемный источник или сток тепла. Результаты, полученные в ходе численного решения задачи методом сосредоточенных параметров и математического моделирования в двумерной постановке, сравниваются между собой и с значениями функций, полученными из анализа индикаторных диаграмм. Выполнено сопоставление ряда интегральных характеристик. В результате моделирования получено представление о протекающих в двигателе нестационарных процессах. В рамках модели сосредоточенных параметров проведено параметрическое исследование влияния свойств рабочего тела на выходные характеристики двигателя. Анализ двумерных полей газодинамических функций позволил установить детали газообменных процессов между элементами двигателя.

The masters thesis is devoted to the study of the laws of heat and mass transfer occurring in a rotary-blade engine with external heat supply. Two methods were used to analyze the thermogasodynamic processes occurring in the working chambers of the engine. The first approach is based on the method of concentrated parameters, which made it possible to establish the basic laws of the flow of non-stationary processes in the engine and the values of thermodynamic functions in the characteristic, nodal values of its elements. To implement the method of concentrated parameters, a program was compiled for numerical integration of a system of ordinary differential equations, which described the balance ratios of mass and energy in each of the engine components. The second method is based on numerical integration of the Navier-Stokes system of equations in a two-dimensional formulation. All the objects of the problem that were used in the analysis by the method of concentrated parameters were considered in a two-dimensional approximation. As a result of solving the problem, it was necessary to change the position and topology of objects. The ANSYS Fluent 2021 R2 software package was used for this. To account for the effect of turbulence on work processes, a calculation was carried out using a standard k-ε model with enhanced wall treatment. To account for the processes in heat exchangers, terms were added to the equation of the balance of the amount of motion and energy using user functions, which made it possible to simulate interaction with branched heat exchange surfaces in a simplified, integral form. A term in the form of a modified Darcys law was added to the momentum balance equation, which made it possible to take into account the influence of hydraulic losses in the heater and cooler. In the energy balance equation, a term proportional to the temperature difference between the limiting surface and the working agent is formed, which simulates a volumetric heat source or drain. The results obtained during the numerical solution of the problem by the method of concentrated parameters and mathematical modeling in a two-dimensional formulation are compared with each other and with the values of functions obtained from the analysis of indicator diagrams. A number of integral characteristics are compared. As a result of the simulation, an idea of the non-stationary processes occurring in the engine is obtained. Within the framework of the model of concentrated parameters, a parametric study of the influence of the properties of the working fluid on the output characteristics of the engine was carried out. The analysis of two-dimensional fields of gas-dynamic functions made it possible to establish details of gas exchange processes between engine elements.

Document access rights

Network User group Action
ILC SPbPU Local Network All Read
Internet Authorized users SPbPU Read
-> Internet Anonymous

Usage statistics

stat Access count: 11
Last 30 days: 0
Detailed usage statistics